Урок русского языка в 7 классе Описание внешности человека на основе личных впечатлений


Урок русского языка. 7 класс.
Тема: Описание внешности человека на основе личных впечатлений.
Цели: обучающая – научить учащихся уместно использовать определения-прилагательные, причастия; научить точно, правдиво и ярко описывать внешность человека с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах; воспитывающая – воспитывать самостоятельность и творческую активность учащихся;
развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать художественный вкус, чувство прекрасного.
Тип урока: развитие речи.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная доска.
Ход урока.
I. Организационный момент.II. Работа по теме.
- Что вы знаете о языке художественных произведений?
Слайд №1
Для языка художественных произведений характерно использование образной лексики: эпитетов, слов с переносным значением, тропов и т.д.
- Назовите типы речи.
- Как строится описание?
- Каковы задачи художественного описания?
(Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка)
- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным? (Сравнения, эпитеты, метафоры, слова в переносном значении)
- А какая часть речи помогает вам точно и ясно описать признаки предметов? (Имя прилагательное)
Слайд №2
Описание внешности человека – один из самых трудных видов описания. Оно может быть деловым, научным и художественным.
- Что перечислятся в описании внешности человека в деловом стиле? (Особые приметы описываемого)
Слайд №3
Пример:

Рост средний, фигура стандартная, голова круглая, волосы русые; глаза зелёные, близко посаженные; нос с горбинкой. Особые приметы: большие уши, шрам на правой щеке, сильно выдающийся подбородок, высокий лоб.
Вывод учащихся:
Никаких эмоций не допускается, лексика официальная, стиль строгий, сухой. Предложения короткие.
- Каким будет научное описание?
Слайд №4
Пример:
Негроидная раса: характерные курчавые волосы, тёмно-коричневая кожа, карие глаза, слабое или среднее развитие третичного волосяного покрова, умеренное выступание скул. прогнатизм – сильно выступающие челюсти, слабо выступающий широкий нос. утолщённые губы.
Вывод учащихся:
Нужно указать на принадлежность к определённой расовой группе. национальности.
- Чем же будет отличаться художественное описание внешности от делового?
Слайд №4
Пример: Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»
«У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.»Ответы учащихся:
В данном случае кроме прямых признаков внешнего вида мы видим отношение рассказчика к мальчику, то есть в художественном описании присутствуют эмоции, яркая образная лексика, описание получается живым и индивидуальным.
Вывод учащихся:
Таким образом, в художественном описании внешности человека используется образная портретная лексика, помогающая раскрыть индивидуальный, неповторимый образ человека или литературного героя.
Слайд №5
Описание внешности человека – это портрет. В портрете даётся не только описание внешности, но и раскрывается характер изображаемого человека.
Портрет бывает словесный и живописный.
- Чем они отличаются?
Слайд №6
Репродукции картин художника Иван Николаевича Крамского – мастера психологического портрета; Василия Андреевича Тропинина – мастера характерного портрета, Ильи Ефимовича Репина – мастера исторического группового портрета.
Слайд №7
Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»
«Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы….., сдвинутые брови не расходились.Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати….с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза.
Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил….только изредка выставлял кудрявую голову.»
III. Закрепление материала.
1. Тренировочное упражнение.
Отредактировать текст, вставив на месте пропуска элементы описания, для этого используйте словарь для справок. В нем есть авторские, шолоховские слова и выражения, попробуйте их найти и вставить в текст.
Карточка №1

Мишка собой  1….. , волосы у него с  весны были как лепестки 2……………… , …………………………………в  июне солнце  обожгло их жаром, 3….  вихрами; щёки, точно 4….. яйцо, 5 …..веснушками,  а нос от солнышка и постоянного купанья  в пруду 6….., потрескался шелухой. Одним был хорош Мишка – глазами. Из 7…….прорезей высматривают они, 8……..и ………., похожие на не растаявшие крупинки речного льда.
Слайд №8
Словарь для справок.
1. Маленький, неказистый, щуплый, крепкий, коренастый.
2. Яблоневых цветов, степного бессмертника. Цветущего
подсолнечника, розово-белой вишни, желтого одуванчика.
3. Вздыбились, взлохматились, затрепетали, взвились, рассыпались.
4. Воробьиное, голубиное, гладкое, круглое, овальное.
5. Усеяло, покрыло, исконопатило, раскрасило, нарисовало.
6.  Распух, раскраснелся, облупился, посинел, облез.
7. Маленьких, узких, едва заметных, больших, продолговатых.
8. Карие и веселые, зеленые и смешливые, голубые и плутовские, темные и грустные, желтоватые и глубокие.
Учащиеся по группам на карточке вставляют слова, а затем зачитывают свои варианты.
Учитель:
А теперь посмотрим, как М.А.Шолохов описал Мишку.  
Слайд №9
Авторский текст
«Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купанья в пруду облупился, потрескался шелухой.  Одним был хорош Мишка – глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на не растаявшие крупинки речного льда.»Слайд №10
Исходя из того, что самая «говорящая» деталь на лице человека – его глаза, выпишите изданного слова, которые характеризуют не сами глаза, а взгляд: бесцветные, быстрые, блестящие, искромётные, застенчивые, открытые, лучистые, задумчивые, лукавые, озорные, правдивые, голубовато-серые, карие, скорбные, удивлённые, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беззаботные, большие, внимательные, добрые.Слайд №11
Выпишите к слову лицо определения, позволяющие отразить состояние человека: круглое, худощавое, грустное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, доброе, открытое, смущённое, обиженное, злое, порозовевшее, кумачовое, хмурое, виноватое, радостное.IV. Итог урока. Рефлексия.
V. Домашнее задание.1. Подготовить описание внешности человека.
Дополнительное задание (по желанию учащихся): нарисовать портрет.