Статья Использование смысловых связей при обучении чтению на английском языке


Т.И. Крахмальцева
Использование смысловых связей при обучении чтению на английском языке
Философы разных эпох подчеркивали важную роль чтения в формировании личности подрастающего поколения. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро Д.), « Чтение для ума-то же, что физические упражнения для тела» (Аддисон Д.), «Чтение-вот лучшее учение» (Пушкин А.С.).
Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности этого предмета в плане развития и расширения кругозора современного школьника. «В настоящее время обучение чтению предлагает придерживаться принципа аутентичности материала, следовать которому необходимо при отборе текстов. Для чтения учащимся предлагаются тексты разных стилей и жанров, реальные письма детей из англоговорящих стран, заметки из газет, подлинные вопросники и анкеты из молодежных изданий, доступные научно-популярные тексты...» [1, стр7]
. Каждый регион нашей страны имеет свои приоритетные образовательные возможности и перспективные задачи, одной из которых является воспитание патриотизма, добиться решения которой помогает применение методов, приемов и средств обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным, так как «…школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения», (1, стр12).
Одним из таких средств можно считать использование смысловых связей при работе над текстом регионального аспекта, когда школьник знакомится с категориями логической связи: обобщение, сравнение, расширение, пояснение примером, толкование, следствие, вывод, оценка, результат. «Считается, что текст-это не цепочка последующих предложений, а своего рода семантическое единство», (2). А названные взаимосвязи помогают ученику видеть четко логическую структуру текста. В приложении представлен урок с элементами регионального компонента, где один из этапов урока (домашнее чтение) показывает конечный результат на примере выполненного теста, как показывает практика успешно выполненного. “Чтение становится более осмысленным занятием и менее монотонным»,[3]. Ребята гораздо легче стали отвечать на вопросы «Почему?» «Как?» , что, безусловно, дает возможность создать цельное представление о содержании иностранного текста.
Объяснительная записка к уроку с элементами использования смысловых связей в тексте по теме « Здоровый образ жизни».
Проблема воспитания патриотизма остро стоит в наши время. С раннего детства ребенок привязан ко всему родному, что его окружает. Воспитание патриотизма начинается в семье. Немного позже эту задачу предстоит решать школе. На уроках иностранного языка первоочередной задачей является воспитание уважения к культуре страны изучаемого языка, но совершенно очевидно, что решение данной задачи должно преломляться через другую, идущую параллельно, а именно воспитание любви к малой Родине посредством изучения культуры другой страны. В связи с вышесказанным предлагаю урок английского языка по теме « Здоровый образ жизни». Приведу пример отдельных этапов, на которых делается акцент по теме урока. На третьем этапе «Беседа с классом по теме урока» учащиеся имеют возможность на мультимедийной доске просмотреть слайды с изображением продуктов питания, пользующихся большим спросом: колбасы Армавирского мясокомбината, молочной продукцией «Кубарус», выпечкой Новокубанского хлебозавода и т.д. Выполняя задание, учащиеся строят предложения о том, что кубанские продукты на сегодня являются наиболее экологически чистыми, о том, что все больше людей отдает предпочтение местным овощам\фруктам, а иностранные считают опасными, о том, что Кубань-житница России.На шестом этапе «Работа в группах» ребята знакомятся с раздаточным материалом «Activity Sheets». В первом задании ребят просят составить предложения по модели (о пользе употребления хлеба, молока, мяса, овощей популярных кубанских предприятий)На восьмом этапе «Контроль домашнего чтения» учащиеся анализируют заметку в газете об экологически чистых продуктах родного края, после чего отвечают на вопросы по содержанию статьи. На протяжении всех этапов ребята сравнивают Британию и Кубань, находят сходства и различия в культуре потребления продуктов питания, повторяя грамматический материал (герундий, а так же определяют какие смысловые связи были использованы в тексте статьи).В заключении мне бы хотелось подчеркнуть, что такой «урок способствует, несомненно, мотивации изучения языка, затрагивая эмоциональную сферу каждого ребенка, формирует коммуникативную культуру современного школьника»,[4].

Приложение
Урок по теме « Healthy life style »

Цель урока: сформировать коммуникативную культуру школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира.
Задачи урока:
Учебный аспект:- дать представление о смысловых связях текста
- научить выделять логические взаимосвязи в тексте
- создать условия применения теоретических знаний, полученных на уроке, в практической коммуникативной деятельности школьника.
Развивающий аспект: развивать умения осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия, умения, умения сравнивать и обобщать информацию.
Социокультурный аспект: знакомство с традициями питания в Великобритании и популярной продукцией Кубани.
Воспитательный аспект: формировать у учащихся значимости здорового питания и мотивацию к потреблению продукции Краснодарского края.
Тип урока: комбинированный медиаурокОборудование: мультимедийный проектор, МР диск, дидактический материал, тематические иллюстрации.
Этапы урока:
Приветствие. Фонетическая зарядка.
Презентация темы урока.
Беседа по теме урока с классом: фронтальный и индивидуальный опрос.
Развитие навыков монологической речи. Определение критериев здоровья
Активизация лексического материала урока: работа в группах
Активизация грамматического материала урока: употребление герундия.
Повторение степеней сравнения наречий. Аудирование.
Контроль домашнего чтения. Тестирование.
Подведение итогов урока.
8.Checking up home task (home reading) T: It’s time to check what new information have you got from the text you have read at home. What logic relations are there in the text? Generalization,evidence, comparsion, related action, parallel idea? The test you can see on the screen. (вопросы к тексту предлагаются на экране. Учащиеся выполняют задание, затем обмениваются работами и проверяют ответы методом самопроверки.Ответы также предлагаются на экране)
Литература:
1 «Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы». Образование в документах и комментариях-М:АСТ; Астрель2004
2 Halliday M.A. K. and Nasan R.Cohesion in English.-London; Longman, 1967
3 Ding-Xin-shan. Toward a Text-Centered Approach to reading// English Teaching Forum.-1994.-October
4 Настольная книга преподавателя иностранного языка М; Высшая школа, 2004.