Разработка урока литературы для 6 класса на тему: Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова


Урок литературы по теме: «Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова»
Учитель-Качура Виктория Евгеньевна
Цель урока: научить выявлять общие и отличительные признаки юмористических и сатирических рассказов А.П.Чехова; мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А.П.Чехова; воспитание стремления к правдивости и нетерпимого отношения к любого рода уважения к любого рода унижению человека.
Обучающие задачи: научить работать с текстом художественного произведения, выяснить при помощи анализа рассказов Чехова природу смеха, выявить роль художественной детали в рассказах, определить особенности чеховского юмора.
Воспитательные задачи: содействовать развитию умения общаться между собой, подвести учащихся к осмыслению эстетических понятий «Взаимоуважение», «культура поведения».
Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказам А.П.Чехова; изречения А.П.Чехова: «Краткость – сестра таланта», «Умею коротко говорить о длинных вещах»; на доске записаны литературоведческие термины: Юмор- дружелюбный смех, цель которого что-то совершенствовать, очищать от недостатков. Сатира- смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло; мультимедийный пректор, мультимедийная презентация.
Ход урока:
О смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…
Боясь смеха, человек удержится от того, от чего не удержит его никакая сила.
Н.В.Гоголь.Организационный момент.
Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
Какое настроение у вас вызывает такая погода?
А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе стало тепло и спокойно?
Надо улыбнуться. Что мы и попробуем сегодня сделать.
Ввод в тему урока. Мотивация.
Ребята, чтобы немного отдохнуть от предыдущих уроков и настроиться на работу я предлагаю вам немного поиграть в игру под названием “Четвертый лишний”. Перед вами названия четырех произведений, найдите лишнее и объясните свой выбор:
“Толстый и тонкий”
“Ночь перед рождеством”
“Лошадиная фамилия”
“Смерть чиновника”
Правильно, с произведениями Н.В.Гоголя мы с вами уже знакомились, а сегодня мы будем говорить о рассказах А.П.Чехова. Давайте посмотрим на доску и прочтем эпиграф и литературоведческие термины. Итак, о каких рассказах Чехова мы будем сегодня говорить?
Формулируется тема урока.
Прежде чем говорить о произведениях, я предлагаю вам вспомнить основные вехи биографии писателя (Презентация, слайды 2-10) О каких рассказах из раннего творчества писателя мы сегодня будем говорить? (слайд 10)
Сначала давайте проверим, хорошо ли вы знакомы с рассказами А.П.Чехова.
Из каких произведений эти литературные герои?
а) Булдеев
б) Нафанаил
в) Червяков
г) Сергей Кузьмич Курятин
- Внимательный ли ты читатель?
а) Как звали толстого? (рассказ “Толстый и тонкий”)
б) Как предлагает лечить зубы приказчик Иван Евсеич? (рассказ “Лошадиная фамилия)
в) Кого в старичке узнал Червяков? (рассказ “Смерть чиновника”)
А.П.Чехов говорил о своих рассказах: “Они смешные, но невеселые”. Как вы думаете, почему? Сегодня мы попытаемся разгадать секреты мастерства писателя. Мы с вами разделились на три группы, каждая будет работать со своим рассказом А.П.Чехова, а затем мы сделаем общие выводы.
Учащиеся получают задания по группам:
1-я группа получает задание дать характеристику Червякову;
2-я группа получает задание дать характеристику генералу Булдееву;
3-я группа получает задание дать характеристики Толстому и Тонкому.
Задания для всех. На основе их делаются выводы о секретах А.П.Чехова
Что вы можете сказать о заглавиях рассказов? Какие они? (состоят из 1-2 слов) По мнению Чехова, заглавие должно быть ярким, кратким, ясным.
Определить композицию произведения.
Что лежит в основе каждого из рассказов?
Какова роль диалога в произведениях?
Давайте теперь посмотрим, какие характеристики героям вы дали ( представитель группы читает получившуюся характеристику). Вы обратили внимание на то, что подробные портретные зарисовки в рассказах отсутствуют
Какие детали в рассказах помогли вам охарактеризовать героев?
Какая развязка в каждом из рассказов? (делается вывод о том, что в каждом рассказе яркая, смешная, неожиданная развязка)
секреты А.П.Чехова (слайды 10 – 16 )простое предельно краткое заглавие рассказа
короткая завязка, дающая полную информацию о месте событий, времени, героях
в основе сюжета лежит бытовая ситуация
диалог – средство характеристики героевотсутствие подробных пейзажных и портретных зарисовок
подробное описание заменено «говорящей» деталью
яркая, смешная, неожиданная развязкаИтак, давайте подведем итоги. Давайте обобщим, что мы для себя вынесли нового после сегодняшнего урока.
Учащиеся должны отметить, что рассказы Чехова не только смешные, но и грустные. Важна роль детали.Заполнение листов самооценки.
Домашнее задание (слайд 20)