Технологическая карта урока открытия нового знания по теме: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа (5 класс)


Технологическая карта урока русского языка (5 класс) Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Иванникова Т.Б. МКОУ «СОШ ст.Евсино»
Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели урока:
создание оптимальных условий для открытия нового знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.»;развитие мотивации к познавательной деятельности;
развитие навыков лингвистического анализа( формирование лингвистической компетенции)
формирование навыков работы в паре и группе ( формирование коммуникативной компетенции)
Планируемые результаты:
учащиеся научатся находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;
использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа;
включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.
предупреждать речевые ошибки.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, которые пришли посмотреть нашу совместную работу. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения!
Откроем рабочие тетради запишем дату, вид работы, оставим 2 строчки для темы.
2.Актуализация изученного.
Фронтальная письменная работа Слово учителя: «Начнем наш урок с разминки.
Задание.Из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только
множественного числа.
Алфавит, верба, ворота, очки, метель,
тиски, вьюга, чернила, опилки, весы,
портфель, хлопоты, лес, горелки,
инструмент, диван, грабли.
Учащиеся:
выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа;
по очереди называют выписанные слова;
проверяют по слайду № 5
Познавательные:
извлечение нужной информации;
осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
изложение своего мнения;
аргументация своего мнения;
учет разных мнений.
3.Создание проблемной ситуации.
Открытие нового знания.
Фронтальная устная работа. Учитель организует игру «Третье лишнее», подводит учащихся к формулированию темы урока.
Давайте поиграем в игру «Третье лишнее» Слайд № 6
Сахар, стол, конь
Песня, лошадь, удивление
Оценка, вечер, детвора
- Найдите «третье лишнее» в каждой стоке.
- Почему же эти слова (сахар, удивление, детвора) являются «третьими лишними»?
-Какое же мы можем сделать открытие?
Открытие.
Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное.
Есть существительные, которые имеют форму только единственного числа.
- Какова же будет тема нашего урока?
Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл». 1.Учащиеся находят «третье лишнее»( по их мнению)
2. Осознают противоречие и делают открытие.
3. Отвечают на вопросы учителя.
4. Выявляют проблему, которую надо решить.
5. Записывают тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Познавательные:
анализ объектов с целью выявления признаков;
• осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивное:
обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя.
Коммуникативные:
изложение своего мнения;
аргументация своего мнения;
учет разных мнений;
участие в диалоге.
4. Постановка учебной задачи.
Фронтальное обсуждение. Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.
Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.
находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;
использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного числа.
Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. Регулятивные:
определять цель;
планировать деятельность с помощью учителя.
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Учитель включает музыку. Учащиеся выполняют разминку.
Личностное:
установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
5. Первичное закрепление.
Работа в парах. Учитель организует поисковую работу.
Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации..Работа в парах.
1 задание
Задание:ИзпредложенияУ плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром, и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!»
Выпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число.
Можно ли от них образовать форму множественного числа?
Проверим:
У плетня – м.р., ед. ч.
Крапива – ж.р., ед.ч.
Перламутром – м.р., ед.ч.
Утром – сущ., ср. р, ед. ч.
Вывод:
от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа.
2задание
Учитель организует работу учащихся с упражнением № 514, контролирует выполнение работы.
Упражнение № 514
Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Продолжите перечисление названий: 1) групп людей;2) веществ; 3) качеств, действий.
Молодежь, человечество, студенчество, учительство, крестьянство.
Железо, молоко, белизна, керосин, бензин.
Темнота, бегство, выполнение, удивление, синева.
Учащиеся выполняют задание: находят в предложении имена существительные, выписывают их, определяют род и число. Корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся. Познавательные:
анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие;
осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
оценить степень успешности выполнения задания;
корректировка.
Коммуникативные:
изложение своего мнения;
аргументация своего мнения;
учет разных мнений;
участие в диалоге.
Учащиеся выполняют упражнение № 514: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам.
Познавательные:
извлечение нужной информации;
осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
изложение своего мнения;
аргументация своего мнения;
учет разных мнений.
6.Самостоятельная работа с проверкой.
Игра Задание для мальчиков ; Вспомните и запишите названия 3 инструментов, которые имеют форму только множественного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О – это рабочие инструменты.
ОТВЕТ: Тиски, плоскогубцы и
клещи – это рабочие инструменты.
Задание для девочек: Вспомните и запишите 3 «вкусных» существительных, которые можно подать к завтраку, причем существительные должны иметь форму только единственного числа и составьте предложение по схеме: О, О и О – это наш любимый завтрак.
ОТВЕТ: Молоко, творог и сметана – это наш любимый завтрак. Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
соблюдение правил речевого поведения;
вступление в учебный диалог с одноклассниками.
Познавательные:
осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
коррекция результатов своей деятельности.
7.Включение новых знаний в систему.
Работа в группах.
Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Попробуйте составить кластер по теме « Число имен существительных»
Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Выполнили ли мы эту цель?
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Познавательные:
представлять информацию в сжатом виде ( кластер)
осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза. , сравнения , классификации, делает обобщения, выводы;
осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивная:
оценивание степени успешности достижения цели.
Коммуникативные:
изложение своего мнения;
участие в диалоге.
Личностные:
самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности.
8.Рефлексия. Устно:
Сегодня на уроке я узнал, что…
Урок помог мне…
Урок был интересным, потому что…
После урока мне захотелось…
Я хочу похвалить себя за…
Письменно:
……………………….Сегодня на уроке я (хочу, постараюсь, смогу)………………………………………………………………………… Я думаю, что сегодня я потрудился на ……………
Регулятивные:
оценка процессов и результатов деятельности.
9. Домашнее задание. Домашнее задание: Творческий диктант «В продовольственном магазине» с использованием существительных только одного числа( единственного или множественного) ( на «5»).
В продовольственном магазине
На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, ….. Во втором отделе можно купить макароны, …… В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, ….
Упражнение № 515( на «4»)
Делают выбор, записывают домашнее задание. Регулятивные:
умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала.