Конспект занятия внеурочной деятельности по духовному краеведению Тема: «Верховный Вождь и Воевода Архистратиг Небесных Сил… Поговорим о Добре и Зле».


п. Лотошино Московской области
МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа №2»
Учитель: Сивачёва Галина Александровна
Конспект занятия внеурочной деятельности по духовному краеведению
Тема: «Верховный Вождь и Воевода Архистратиг Небесных Сил…
Поговорим о Добре и Зле».


Занятие внеурочной деятельности по духовному краеведению
Тема: Верховный Вождь и Воевода, Архистратиг Небесных Сил… Поговорим о Добре и Зле.
Цель: познакомить детей с духовным миром, дать знания об Архангеле Михаиле и его небесном войске, осмыслить понятия Добра и Зла; формировать убеждения о том, что человек может бороться со Злом, приумножать меру Добра в себе и в мире.
Задачи:
Познакомить детей с закономерностями проявления Добра и Зла в личности человека и в окружающей жизни;
Сформировать представление о небесном воинстве и об Архистратиге Небесных Сил – Архангеле Михаиле;
Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
Поднять проблему добротворчества;
Установление правил жизни доброго человека;
Воспитание нравственных качеств личности школьника;
Обогащение словарного запаса;
Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, терпимости, взаимопонимания, уважения к высказываниям одноклассников.
Виды деятельности: устный рассказ на тему; беседа, комментированное чтение, работа со справочной литературой, самостоятельная работа с источниками информации, поисковая деятельность.
Основные термины: Добро, Зло, грех, небесное воинство, Архангел Михаил, покаяние.
Оборудование: видеоролик песни Л. Кошминой «Архангел Михаил», компьютерная презентация, м/ф «Чудо в Хонех»

Ход занятия
Организация деятельности учащихся. Психологический настрой на урок.
-Дорогие друзья! Сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха.
Пусть ваши улыбки согреют наши сердца, а тепло наших сердец согреет всех гостей, собравшихся в классе.
Введение в тему занятия.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня я начну наше занятие с одной замечательной истории. Жил в прошлые времена у одного короля старый садовник, который любил все цветы и растения в королевском парке. Он не просто их поливал, обрезал сухие ветки, рыхлил землю, пропалывал сорняки, а разговаривал с каждым цветком, жалел его. И цветы, отвечая на его любовь, радовали всех необыкновенной красотой, чудесным ароматом, яркими красками. Прошли годы, старый садовник умер, а на её место пришёл другой – молодой и учёный. Он также поливал цветы, обрезал сухие ветки, рыхлил землю, пропалывал сорняки, только не разговаривал с каждым цветком, не жалел его, делал свою работу без любви. И в королевском парке по–прежнему росли цветы, но уже не было прежней красоты, и у людей не было прежней радости при встрече с ними.
- Почему же пропала необыкновенная красота цветов?
Дети:
- Да, оказывается, и растения, и животные, и человек чувствуют любовь, доброту и отзываются на них.
Учитель:
- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на нашем занятии?
Дети:
-О Добре и Зле .
2. Просмотр видеоролика «Архангел Михаил» (К. Кошмина)
-Послушайте стихотворение, которое подготовил ученик нашего класса.
Архистратиг Михаил
Л. Громова
Бог сотворил мир бесплотныхПрежде, чем первых людей, -
Ангелов светлых и добрых,
С волей свободной своей.
Но возгордился Денница*,
Богу войну объявил...
Вышел с безумцем сразиться
Архистратиг Михаил.
Славы Господней защитник
Громко воззвал: «Кто, как Бог?»**,
Против полков сатанинских
Ангелов верных привлёк.
Во глубину преисподней,
Духов коварных низверг,
Узами силы Господней
Там повязал их навек.
Светом небесным сияя,
Архистратиг Михаил
Мир ото Зла защищает
Кровом блистающих крил***.
3.Словарная работа
Ангел – вестник, посланец. Бог посылает ангела служить людям. Святых ангелов изображают на иконах и на картинках в книгах с крыльями в знак того, что они летают, быстро исполняют волю Божью.
Архистратиг, воевода – военоначальник.
Денница – злой ангел, который возгордился своим могуществом, начал клеветать на Бога, поэтому стал именоваться дьяволом (это слово значит «клеветник»).
Михаил – «Кто как Бог?» – так переводится с греческого имя Михаил (Ми-каэл), в значении «Никто не равен Богу».
4. Беседа по содержанию стихотворения.
Учитель:
- О чём это стихотворение?
Дети:
-О небесной битве.
Учитель:
- С кем же сражался Архистратиг Михаил?
Дети:
- С Денницей, который возгордился и захотел стать как Бог. Этот ангел перестал слушаться Бога, любить его. Некоторые другие ангелы поверили ему и тоже пошли за ним. Началась на небе битва между добрыми и злыми ангелами. Воинство добрых ангелов возглавил Архангел Михаил. Злые ангелы были побеждены и изгнаны с небес в преисподнюю, они лишились света, радости. Так на Земле появилось Добро и Зло.
III. Основная часть занятия.
1. Работа с иллюстрациями (на доске –изображение Архангела Михаила)
Учитель:
Архистратиг Михаил - Вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке — меч или копье. Под ногами - пораженный им дракон.

Учитель:
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия
«Верховный Вождь и Воевода, Архистратиг Небесных Сил…»
(Мы будем говорить об Архангеле Михаиле, о Добре и Зле).
Показ презентации
Файл 1
Учитель:
-Один из самых почитаемых праздников в православном календаре - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных отмечается 21 ноября
Файл 2
Учитель: А сейчас прозвучит стихотворение И.Бунина “ Архангел Михаил”
Файл 3
2. Архангел Михаил
И.Бунин
Архангел в сияющих латах
С красным мечом из огня
Стоял на клубах синеватых
И дивно глядел на меня.
Порой в алтаре он скрывался,
Светился на двери косой –
И снова народу являлся,
Большой, по колени босой.
Стоял я и думал о Боге,
А видел лишь кудри до плеч.
Да крупные бурые ноги,
Да римские латы да меч…
Дух гнева, возмездия, кары!
Я помню тебя, Михаил,
И храм этот тёмный и старый,
Где ты моё сердце пленил!
3. Краеведческий материал.
Учитель:
-А какой храм Лотошинского района носит имя Михаила Архангела?
Дети:
Храм в селе Микулино.
Файл 4 -7
Учитель:
Это кирпичный пятиглавый однопрестольный храм, выстроенный в кон. 1550-х на средства князя С. И. Микулинского. Редкий в глубинке памятник зодчества XVI в. Реставрировался в 1880-х и 1980-х. Возвращен верующим в 1990г..Под храмом была устроена усыпальница князей Микулинских..
Файл 8
4. Народные приметы (читают дети)
Михайлов день - один из самых почитаемых праздников в православном календаре
- Со дня Михаила Архангела (21 ноября) зима морозы кует.
- Михайло на белом коне – снег, на черном – оттепель. - Михайло с мостом путь по реке открывает.
- Коли на Михайлов день иней – жди больших снегов, а коли день начнется туманом – оттепели быть.
- Оттепели и грязи – зима не стоит, земля не мерзнет.
- Утренние зори скоро перегорают – к холоду.
- Не тот снег, что метет, а тот, что идет.
- На елях и соснах мало шишек – к мягкой зиме.
- Очень мокрый снег предвещает дожди весною.
- Михайла мосты мостит (Михайловские ранние морозы), Николе-зимнему путь готовит (19 декабря).
- Считали, что Михайловым днем зима еще не начинается: с Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет. Но уже после Михайлова дня «зима морозы кует». И стужи следует ждать со дня на день.
- Человек, родившийся в этот день, наделен крепким здоровьем и всегда готов защищать слабых и нести добро людям.
IV. Работа по теме урока.

1. Размышляем сами.
Учитель:
- Продолжим наш разговор.
-Что такое Добро и Зло?
-Чего больше на Земле: Добра или Зла?
Обратимся к Словарю В.И.Даля.
Файл 9
Добро – благо, всё хорошее, положительное, то, что требует от нас долг человека, христианина.
Зло – противоположное добру, худое, лихое, отрицательное, противное всякому благу.
Так определяет эти понятия В.И.Даль.

2. Дискуссия о доле Добра и Зла на Земле.
- Какое Зло пришло в мир? (Дети называют поступки)
Война, алкоголизм, непослушание, жестокость, воровство, прелюбодеяние, убийства, преступления, издевательства, сквернословие, хамство, неуважение.Учитель:
- Откуда идёт это Зло?
Дети:
-От человека.
Учитель:
- Совершенно верно, корни – в человеке, т.е. – в нас.
-Как не попасть в сети зла?
Дети:
-На зло отвечать не злом, а добром, а если совершил что-то плохое, то нужно обязательно научиться признавать свою вину и попросить прощения.
Учитель:
- Есть надёжный щит, который мы можем поставить на пути зла. Это наши добрые поступки, доброе отношение к окружающим людям.
Милосердие, помощь нуждающимся (старым, больным, инвалидам),охрана природы, помощь животным, умение прощать, любовь к окружающим.
3. Тренинг.
Учитель:
-А сейчас поиграем. Я буду читать слова. Если они относятся к понятию «Добро», то хлопните в ладоши, а если - нет, то просто молчите.
Добро, любовь, хамство, терпение, уважение, злоба, забота, бестактность, сострадание, неприязнь, добродетель, послушание, грубость, честность, непослушание, благодарность, милосердие, лживость, взаимопомощь, жестокость, прилежание, жадность, щедрость, трудолюбие, корысть, спокойствие, лень, скромность, развязность, тактичность.(Дети, услышав нужное слово, хлопают в ладоши. Проверка задания тренинга.)Учитель:
- Ребята, посмотрите, как много на свете добрых слов.. Они не дадут проникнуть в душу Злу.
Любой человек должен уметь примириться с ближними, научиться прощать других, смирив свою гордыню.
Учитель:
-Какие вы знаете волшебные слова?
Дети:
-Спасибо, извините пожалуйста, простите, благодарю и др.
-Приведите примеры Добра из нашей жизни. Какие добрые поступки совершаете вы?
4. Работа над пословицами о добре.
Файл 10
(Дети читают пословицы, объясняют их значение)
Пословицы
Доброе дело само себя хвалит.
Доброе слово лечит, а злое – калечит.
V. Подведение итогов занятия. Учитель:
- Каждый из нас вспомнил то добро, которое есть в мире, и его, конечно же больше, чем Зла.
- Какой вывод можно сделать? Что вы узнали нового?
Дети:
-Чтобы прийти к добру, вам самим нужно нести в мир добро. Каким бы добрым ни был мир вокруг нас, мы не становимся добрыми без труда и работы над собой. Это большая работа нашей души.
Файл 11
Дети читают стихи:
Добро и зло идут по жизни вместе.
Известно, что нет худа без добра.
Как хорошо, когда с благою вестью
Приходят к нам улыбка, доброта.
Когда в глазах людей, в их добром слове
Почувствуешь божественный тот свет,
То наполняешься огромною любовью,
Способной оградить от разных бед.
О, люди, улыбайтесь вы почаще.
Тепло души дарите каждый миг!
И никогда, я вас прошу, не осушайте
Тот добрый, чистый, сказочный родник!
1. Проект.
Группа ребят работала над сводом правил Добра для нашей жизни. И вот что у них получилось:
Файл 12
1.Помогать людям;
2.Защищать слабого;
3.Делиться последним с другим;
4. Не завидовать
5. Прощать ошибки другим;
6. Найти общий язык с недругом.
2. Изготовление поделки из бумаги «Ангел-Хранитель»
Учитель предлагает детям сделать поделку – фигурку светлого Ангела. Показывает образец - объёмного ангела из плотной белой бумаги. Дети вырезают по контуру изображение на заготовке, украшают гелем с блёстками.
Учитель:
-У каждого человека при крещении появляется свой Ангел-Хранитель. Пусть же этот Ангел-Хранитель бережёт Вас от болезней, от всякой беды.
(Дети дарят гостям подарки, сделанные своими руками)
3. Рефлексия.
Просмотр м/ф «Чудо в Хонех»
Учитель:
-Как появился храм в греческом местечке Хони?
-Кто спас храм от новоднения?
Учитель:
-Сегодня праздник. Желаем всем крепкого здоровья, защиты и покровительства Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных!

п. Лотошино Московской области
МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа №2»
Учитель: Сивачёва Галина Александровна
Конспект занятия внеурочной деятельности по духовному краеведению
Тема: «Верховный Вождь и Воевода Архистратиг Небесных Сил…
Поговорим о Добре и Зле».