Бурховецкая Г.В. Концепция развития МОУ «Школа №45 г.Донецка» на 2015-2020 уч.г. Проект 5. «Здоровье школьника и педагога»

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Школа №45 города Донецка» на 2015-2020 уч.г.
Проект 5. «Здоровье школьника и педагога»
Цель: создание эффективной модели сохранения и развития здоровья ребенка в условиях школы;  сохранение, укрепление психологического и физического здоровья  педагогов в ходе реализации образовательного процесса.
Выработка путей  сохранения и укрепления здоровья было и остается важной задачей педагогического коллектива, которая предусматривает  разные формы деятельности со всеми участниками образовательного процесса:
- постоянная просветительская, организационно-методическая работа по пропаганде здорового образа жизни, культуры здоровья учащихся школы, в других образовательных учреждениях, учреждениях;
сохранение экологии классных помещений;
развитие здоровьесберегающей  культуры учителя, использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
привлечение родителей к различным оздоровительным мероприятиям;
введение мониторинга факторов риска здоровья;
ведение мониторинга заболеваемости учащихся в период сложной эпидемиологической обстановки;
- соблюдение инструкций по охране труда и учебно-воспитательному процессу для  учащихся;
- преобразование учебного заведения в центр культуры здоровья и здорового образа жизни на микрорайоне школы. 
Задачи:
чёткое отслеживание санитарно-гигиенического состояния ОУ;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объёма домашних заданий и режима дня;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их  здоровья;
развитие психолого-медико-педагогической службы ОУ для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
привлечение системы кружковой, внеклассной  и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
совершенствование инструкций по охране труда и учебно-воспитательному процессу для и учащихся. 


п/п
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные

1
Диагностика состояния здоровья:
- проведение ежегодных медицинских осмотров и обследований учащихся врачами различных специальностей (хирургом, ЛОР, невропатологом, окулистом, гинекологом, эндокринологом и педиатром), прохождения в случае необходимости курсов лечения и проведения физиотерапевтических процедур для детей и учителей по рекомендациям врачей на базе ИНВХ
- комплексная оценка состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма:
- паспортизация здоровья каждого ученика и классных коллективов;
- комплектование физкультурных групп
В течение всего периода
Медсестра, классные руководители, учителя физкультуры

2
Создание компьютерного банка данных информации о состоянии здоровья учащихся и мониторинга здоровья
2015-2016
учителя информатики, классные руководители

3
Диспансеризация учащихся. Контроль состояния здоровья на основании результата диспансеризации в течение учебного года
В течение всего периода
Медсестра

4
Осуществление работы по здоровьесбережению детей через следующие формы здоровьесберегающих технологий в учебном процессе:
-  организация работы спортивных секций;
- подбор упражнений, снижающих физическую и психическую усталость учеников на уроках (физкультурные минутки и динамические паузы на уроках, мини-гимнастика в стихотворной форме);
- мешочки;
- индивидуальный тренажер для осанки;
- подвижные перемены с музыкальным сопровождением, флэшмобы;
- общешкольные массовые спортивно-оздоровительные мероприятия (спартакиады, соревнования и т.д.);
- Дни здоровья и спорта;
- всесторонняя поддержка и поощрение детей, занимающихся спортом в районных и городских спортивных секциях и специализированных школах.
В течение всего периода
Заместитель директора по УВР, классные руководители, учителя физкультуры

5
Максимальное использование оздоровительных возможностей прогулок на свежем воздухе
В течение всего периода
Заместитель директора по УВР и ВР, классные руководители, учителя физкультуры, преподаватели ГПД

6
Создание системы информирования родителей о результатах анализа состояния здоровья учащихся
2015г.
Ответственный за ОТ, медсестра

7
Мониторинговые исследования «Здоровье учащихся школы», в том числе по нормализации учебной нагрузки учащихся, дозирование домашних заданий; создание комфортной образовательной среды
ежегодно
Заместитель директора по УВР

8
Внедрение оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и педагогов
В течение всего периода
Руководители МО

9
Привлечение родительской общественности к работе по пропаганде здорового образа жизни, к общешкольным оздоровительным мероприятиям, проведение совместных с учащимися мероприятий по физической культуре
Ежегодно
Заместитель директора по УВР, классные руководители

10
Выполнение норм СанПиН в процессе организации УВП:
- недопущения перегрузки учащихся при составлении школьного расписания;
- здоровьесберегающий подход к организации урока и перемены;
- оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей школьников
В течение всего периода
Заместитель директора по УВР

11
Обеспечение выполнения инструкций по охране труда для всех участников учебно-воспитательного процесса
В течение всего периода
Заместитель директора по УВР

12
Обеспечение полноценного горячего питания детей
В течение всего периода
Ответственный за ОТ, классные руководители

13
Своевременное выявление и усиление адресности психологической помощи детям, имеющим поведенческие отклонения
2015-2020
Психолог, классные руководители

14
Формирование умения переносить стресс с наименьшим вредом для здоровья
2015-2020
Психолог

15
Повышение культуры взаимоотношений
2015-2020
Психолог, классные руководители

16
Обучение умению принимать правильные решения в критических ситуациях
2015-2020
Психолог, классные руководители

17
Обучение умению решительного отказа от употребления алкогольных и наркотических веществ, не теряя при этом достоинства
2015-2020
Психолог, классные руководители

18
Создание условий максимальной психологической комфортности на уроках
2015-2020
Психолог, классные руководители, учителя-предметники

19
Учет индивидуальных особенностей психической деятельности (особенностей внимания, памяти, мышления).
2015-2020
Психолог, классные руководители, учителя-предметники

20
Организация занятий, развивающих основные «жизненные навыки» ребенка.
2015-2020
Психолог, классные руководители

21
Проведение ролевых игр, формирующих опыт принятия решений в жизненных ситуациях.
2015-2020
Психолог, классные руководители

22
Формирование ключевых компетенций учащихся (познавательной, коммуникативной, социально-трудовой, самосовершенствование).
2015-2020
Психолог, классные руководители, учителя-предметники

23
Организация психологических тренингов
2015-2020
Психолог, классные руководители

24
Организация психологических консультаций для детей и родителей.
2015-2020
Психолог, классные руководители

25
Проведение акций по воспитанию гигиенических навыков
2015-2020
Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители

26
Разработка показателей и критериев здоровьесохраняющих уроков
2015-2020
Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители

27
Разработка интегрированных уроков, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни. Включение элементов обучения здоровому образу жизни в содержание уроков по разным школьным предметам
2015-2020
Зам. директора по УВР и ВР, психолог, классные руководители, учителя-предметники

28
Разработка тематики лектория для родителей по вопросам воспитания здорового ребенка в семье
2015-2017
Зам. директора по УВР и ВР, классные руководители

29
Разработка и проведение серии классных часов («Разговор о правильном питании», «Твое здоровье», «Уроки релаксации»)
2015-2020
Зам. директора по ВР, классные руководители

30
Выполнение творческих, информационных проектов по проблемам здоровьесохранения
2015-2020
Зам. директора по ВР, классные руководители

31
Организация школьных мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании и алкоголизма
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, психолог, медсестра

32
Проведение ученических акций, направленных на пропаганду здорового образа жизни молодежи, профилактику табакокурения, алкоголизма, наркомании
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, классные руководители

33
Анонимное анкетирование по теме «Вредные привычки среди нас»
В течение всего периода
Психолог, классные руководители

34
Анкетирование школьников по вопросам ЗОЖ
В течение всего периода
Психолог, классные руководители

35
Организация занятий «Группы здоровья» для учителей и родителей с детьми
2015- 2020
Учителя физкультуры

36
Пропаганда социальных задач школы, связанных с сохранением и укреплением здоровья, среди персонала школы и учащихся
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, классные руководители

37
Включение в воспитательный процесс проведение мероприятий по разъяснению необходимости воплощения в повседневную жизнь культуры энерго- и теплосбережения, повышение уровня экологической безопасности.
В течение всего периода
Зам. директора по УВР и ВР, классные руководители, учителя физики и биологии

38
Разработка и проведение праздников «Папа, мама, я - здоровая семья», Дней Здоровья и т.д. в системе целостной оздоровительной работы.
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, классные руководители, учителя физкультуры

39
Конкурс творческих работ, рисунков, плакатов, газет, презентаций и т.д. по вопросам ЗОЖ
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, классные руководители

40
Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, руководители кружков, классные руководители

41
Оптимизация режима работы кабинетов информатики
В течение всего периода
Зам. директора по УВР, учителя информатики

42
Профилактика детского дорожно-транспорт-ного травматизма
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, психолог, медсестра, классные руководители

43
Систематическое проведение совещаний с информацией о работе школы по формированию у учащихся активной мотивации на здоровый образ жизни.
В течение всего периода
Директор, зам. директора по ВР

 Ожидаемые результаты:
положительная динамика в сохранении и укреплении здоровья учащихся школы;
рост личностных спортивных достижений учащихся;
активизация участия школьников в массовых спортивных мероприятиях;
повышение здоровьесберегающей культуры всех участников образовательного процесса;
уменьшение числа нарушений поведения учащихся;
создание комфортной образовательной среды
снижение уровня тревожности учащихся. 
повышение удовлетворенности учащихся и их родителей образовательным процессом в школе

15