Презентация по информатике на тему «Алфавитный подход к определению количества информации» (8 класс)


Учитель информатики МКОУ «Василёвская» ООШ Гусь-Хрустального р-на, Владимирской обл.Медведева В.А. Цели урока: сформировать представление об алфавитном подходе к измерению количества информации Задачи:- обучающие: познакомить с алфавитным подходом к измерению информации, понятиями алфавит, мощность алфавита, информационный объём сообщения; научить вычислять информационный объём сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита, научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения;- развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес;- воспитательные: воспитывать информационную культуру, культуру поведения на уроке, умение слушать; Вопросы для повторения1. Что означает термин количество информации?2. Приведите примеры информационных сообщений, которые приводят к уменьшению неопределённости знания.3. Назовите единицу измерения количества информации.4. Что такое бит?5. Приведите примеры информационных сообщений, которые несут 1 бит информации. Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. Во всех этих случаях передача информации проходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы – буквы, цифры, коды цвета точек и т.д.Множество используемых в тексте символов называется алфавитом. Алфавит – набор всех допустимых символов знаковой системы Размер алфавита – количество его символов называется мощностью алфавита N=2IФормула нахождения количества информации Где N – количество знаков в алфавите знаковой системы (мощность алфавита)I – количество информации, которое несёт каждый знак.N=2 2=2I 21=2I I=1 бит. Пример 1 В барабане для розыгрыша лотореи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере (например, выпал номер 15)?Дано: Следовательно, 32=25, I=5бит.Ответ: I=5бит. N=32 НайтиI - ? Решение:N=2I Пример 2 Пусть передаётся простое арифметическое выражение. Алфавит арифметических выражений состоит из 16 знаков. Дано: Решение: N=2I N=16 Найти I - ? N=2I16=24, I=4бит. Сообщение состоит из последовательности знаков. Допустим, сообщение содержит k знаков. Каждый знак несёт определённое количество информации i. Количество информации во всём сообщении: I= i kI– количество информации в сообщении i – количество информации, которое несет один знакk - количество знаков в сообщении Слово «ЭВМ» содержит I=5битЧ3 символа=15бит.Слово «Компьютер» содержит I=5битЧ9 символа=45бит. Пример 3 Пример 4 Двоичный код «1000101» содержит I=1битЧ7символов=7бит Домашнее задание §1.3.3стр.30-32 Учебник 8 класса «Информатика и ИКТ» Н.Д. УгриновичЗадания для самостоятельного выполнения 1.8-1.10 стр.32 ВОПРОСЫ: -Что такое алфавит? Мощность алфавита? Какова мощность русских букв, нотных знаков, знаков Зодиака, цифр?-Как вычислить информационную ёмкость одного знака алфавита?-Как вычислить информационный объём сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита? Рефлексия: Подпишите пальчики, что нового вы сегодня узнали на уроке, в середине руки поставьте оценку уроку, отношение к уроку. РУКА УСПЕХА Благодарю за внимание!2015 год