Программа спецкурса по географии на тему Глобальные экологические проблемы человечества (9 класс)

МБОУ СОШ № 20






Программа

спецкурса по географии для 9 класса

в рамках предпрофильной подготовки

«Глобальные экологические проблемы человечества»







Автор – Бойко Н.В., учитель географии, биологии.














Сургут, 2016/17 уч. год
Пояснительная записка

Рабочая программа спецкурса «Глобальные экологические проблемы человечества» разработана для учащихся 9 классов.
Основная цель предлагаемого курса: формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся.
Задачи курса:
познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами человечества;
развивать потребность участия в природоохранной деятельности;
формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением экологических проблем различного уровня и хозяйственной деятельностью человека, решать эти проблемы на доступном для учащихся уровне;
формировать уверенность в необходимости и возможности решения экологических проблем.
Направленность программы
Программа спецкурса «Глобальные экологические проблемы человечества» предназначена для учащихся 9 классов. В старших классах, владея такими мыслительными операциями, как анализ, обобщение, сравнение и т.д., учащиеся могут оценить хозяйственную деятельность человека, не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути их решения.
Актуальность
Современное образование рассматривается как важнейший фактор модернизации общества. Основной целью модернизации современного общества является выход на качественно новый, устойчивый уровень развития, обеспечивающий высокое качество жизни народа в благоприятной среде обитания и национальную безопасность. Достижение этой цели зависит от того, сможем ли мы сделать модернизацию действительно «новой экологической», «ориентированной на производства, не нарушающие равновесия биосферы». Такая «экологическая» модернизация требует, прежде всего, совершенствования системы экологического образования. Закономерно, что в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», принятой в 2000 году, среди важнейших целей отмечена задача по «экологическому воспитанию, формирующему бережное отношение населения к природе».
Современное экологическое образование является «особой образовательной областью, призванной реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений». Такая интерпретация сущности экологического образования свидетельствует о том, что оно ориентировано на «увеличение адаптивной способности данного общества» и нацелено на создание механизма устойчивого развития.
Спецкурс «Глобальные экологические проблемы человечества» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями о современной экологической обстановке в масштабе всей планеты и раскрывает пути решения экологических проблем, стоящих перед человечеством. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.
Новизна программы спецкурса заключается в том, что ее содержание опирается на экологические знания, представленные в различных учебных предметах (географии, биологии, химии), а также в активном использовании при реализации программы деятельностного подхода к обучению.
Педагогическая целесообразность программы состоит в обеспечении условий для формирования мировоззрения учащихся, в основе которого лежит задача сохранения благоприятной окружающей среды, через организацию разнообразных форм познавательной, практической и самостоятельной творческой деятельности.
Отличительной особенностью программы является ее направленность на формирование у учащихся геоэкологической грамотности, экологического мышления в тесной взаимосвязи с глобальной экологической ситуацией в мире. Данный курс закладывает основы геоэкологического видения мира, позволяет осознать место человека в природе, его участие в дестабилизации и разрушении собственной среды обитания.
Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованности общества. Своего рода показатель – насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков.
Формирование экологического мышления – непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз. Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Изучением экологических проблем занимаются специалисты разных наук, в том числе и географии. В настоящее время познание различных аспектов взаимосвязей между природой и обществом, поиски путей оптимизации отношений между ними – важнейшее направление географических исследований. Глобальные и региональные проблемы экологии целиком находятся в центре внимания географии.
Сроки реализации программы: данный курс рассчитан на 18 часов, т.е. 1 час в неделю в течение полугодия.
Формы и режим занятий
Специфика содержания курса предполагает использование различных форм и методов обучения: лекций, дискуссий, деловых игр, конференций, семинаров и практикумов. Приемы: работа с фактами, использование дополнительной литературы, установление причинно-следственных связей, задания проблемного характера, задания исследовательского характера, рефераты, разработка и защита проекта. Виды учебно-познавательной деятельности: анализ географических карт, анализ статистических материалов, составление карт и комментариев к ним, составление таблиц, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе материалов периодической печати и информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ. Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.
Содержание курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например:
выбор объектов изучения;
выбор форм и видов текущих работ;
выбор темы и формы представления итоговой работы.
Режим занятий: занятия проводятся вне расписания, во второй половине дня через динамическую паузу.

Ожидаемые результаты реализации программы спецкурса «Глобальные экологические проблемы человечества»

Обучающиеся должны усвоить
Ведущие идеи курса «Глобальные экологические проблемы человечества»:
1. Грандиозные научно-технические свершения XX века привели человечество к экологическому кризису, который проявляется на глобальном, региональном и локальном уровнях.
2. Центром и связующим звеном всего комплекса глобальных экологических проблем современности является человек и его хозяйственная деятельность.
Обучающиеся должны знать
1. Понятие «глобальные экологические проблемы человечества», перечень всех проблем.
2. Сущность, причины возникновения и пути решения каждой из этих проблем.
3. Ключевые понятия и термины: экологический кризис, глобальный прогноз, глобальная научная гипотеза, глобальный (мировой) проект.
4. Влияние загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.
Обучающиеся должны уметь
1. Давать характеристику глобальных экологических проблем человечества, устанавливать причинно-следственные связи.
2. Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.
3. Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.
4. Прогнозировать последствия антропогенного воздействия на окружающую среду.
5. Применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;
6. Участвовать в организации дискуссии по теме.
7. Самостоятельно создавать творческие работы по заданной теме.
8. Осуществлять элементарные природоохранные мероприятия.

Формы контроля и подведение итогов реализации программы: тестирование, участие в семинарах и практикумах, защита рефератов и проектов, участие в школьной научно-практической конференции.
Объем учебного времени: всего занятий – 18 часов
в том числе:
лекций – 11 часов
практических работ – 5 часов
семинаров – 2 часа










Список литературы для учителя и учащихся:

1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. Москва, «Просвещение», 2004 год.
2. Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география. Москва. «Дрофа», 2007 год.
3. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. Москва. «Просвещение», 2002 год.
4. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х книгах. Москва. «Дрофа», 2003 – 2004 год.
5. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Дайте планете шанс! Москва. «Просвещение
·», 1995 год.
6. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: пособие для учащихся 7–11 кл. – М.: Мнемозина, 1998.
7. Розанов Л.Л. Геоэкология. 10 - 11 класс.: учебное пособие. М.: Дрофа, 2005.

Перечень Internet-ресурсов:

1.www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

2.www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

3.www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России

4.http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

5.www.school.mos.ru – сайт "Школьник"

6.http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал

7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации»,












УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название тем курса
Всего
часов
Лекций
Практич.
работ
Семинаров
Форма
контроля

1.
Введение
2
2




2.
Радиоактивное загрязнение окружаю-щей среды.
2
2




3.
Загрязнение атмосферы.
4
2
1
1
Участие в семинаре

4.
Загрязнение гидросферы
2
1
1

Участие в практикуме

5.
Деградация, загрязнение и потери пахотных земель. Опустынивание.
1
1




6.
Глобальные биоэкологические проблемы.
1
1




7.
Экология и нефтепользование
1


1
Участие в семинаре

8.
Антропогенные воздействия на ближний космос.
1
1




9.
Экологические болезни.
1
1




10.
Итоговое занятие
3

3

Защита рефератов, проектов


Итого
18
11
5
2























Содержание курса


Введение (2часа)

1. Лекция: «Дадим планете шанс!» Задачи и содержание курса, его образовательное и практическое значение. Основные положения и понятия курса. Природа – источник ресурсов и среда обитания человеческого общества. Природные ресурсы, природные условия, природная среда и их состояние. Антропогенные изменения природной среды в процессе природопользования. (1час).

2. Лекция: «Географические следствия антропогенных изменений окружающей среды». Причины современного обострения проблем рационального природопользования. Понятие о загрязнении природной среды. Нарастание ее загрязнения. Основные источники загрязнения (производственные, транспортные, коммунальные отходы). Необходимость специальных мер по компенсации ущерба, нанесенного природе, по сохранению благоприятных для жизни экологических свойств природной среды. Понятие об охране природы.
Экология как наука о взаимодействии между живыми организмами и средой их обитания. Место экологии в исследовании проблем природопользования. Понятие о геоэкологии. Геоэкология – центральное направление современной географической науки, которое исследует географические проблемы оптимизации взаимодействия между обществом и природой. (1 час).

Тема 1. Радиоактивное загрязнение земного шара. (2 часа)

3. Лекция: «Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта». Радиоактивное загрязнение окружающей среды в связи с производством, испытанием и применением ядерного оружия. Геоэкологические следствия ядерной войны – «ядерная зима» (уничтожение озонового слоя, разрушение благоприятных для жизни экологических условий окружающей среды). Предотвращение ядерной войны – важнейшая глобальная проблема.
Естественный радиоактивный фон и его антропогенные изменения.(1 час).

4. Видео-лекция: «Чернобыль – наша боль». Причины и последствия Чернобыльской техногенной катастрофы. Влияние радиационного заражения окружающей среды на жизнь и здоровье людей. Безопасны ли АЭС? Радиоактивные отходы, проблема их утилизации.(1 час.)

Тема 2. Загрязнение атмосферы.(4 часа)

5. Лекция: «Химическое загрязнение воздуха». Значение воздушной оболочки для жизни на Земле. Основные источники химического загрязнения воздуха. Пути решения проблемы. (1 час).

6. Семинар: «Парниковый эффект и глобальное потепление климата». Причины его возникновения. Парниковые газы. Возможные геоэкологические следствия. Индустриально развитые страны – основные виновники антропогенных изменений состава атмосферы. Необходимость международного сотрудничества по предотвращению антропогенных изменений климата. (1 часа).
7. Лекция: «Экологическая роль озонового слоя в атмосфере». Основные причины нарушения озонового экрана. Экологические следствия разрушения озонового слоя. Географические факторы, способствующие его нарушению. Меры по сохранению озонового слоя. (1час).

8. Практикум: «Кислотные атмосферные осадки, причины их возникновения». Причины возникновения, пути и способы распространения. Основные регионы формирования и выпадения. Экологические и экономические следствия. Меры по уменьшению их негативного воздействия на геосистемы.
Практическая работа: «Составление экологической карты районов загрязнения атмосферы». (1 час.)

Тема 3. Загрязнение гидросферы. (2 часа)

9. Лекция: «Мировые водные проблемы». Вода – это жизнь! Запасы пресной воды на Земле, ее расход. Качество воды и следствие его ухудшения.(1 час.)

10. Практикум: «Глобальные географические функции Мирового океана и его загрязнение». Влияние океана на климат, распределение осадков, циркуляцию атмосферы, характер энерго- и газообмена между океаном и атмосферой. Масштабы и виды загрязнения вод Мирового океана (нефтепродукты, радиоактивные вещества, тяжелые металлы и другие химические вещества, коммунальные стоки). Экологические следствия загрязнения вод Мирового океана (уменьшение численности морских организмов, региональные и глобальные изменения климата, нарушение качественного состава воды и качества атмосферных осадков). Необходимость международных усилий по защите Мирового океана.
Практическая работа: «Составление карты региональных различий в степени загрязнения морских акваторий». (1 час).

Тема 4. Деградация, загрязнение и потери пахотных земель. Опустынивание. (1час)

11. Лекция: Значение почв в хозяйственной деятельности человека. Причины водной и ветровой эрозии почв, источники загрязнения, опустынивание. Пути повышения плодородия почв, мелиорация и рекультивация.

Тема 5. Глобальные биоэкологические проблемы. (1 час)

12. Лекция: Воздействие человека на животный и растительный мир. Браконьерство, разрушение местообитаний, разрушение генетического фонда. Экологические принципы охраны редких животных и растений. Глобальная сеть биосферных заповедников.

Тема 6. Экология и нефтепользование. (1 час)

13. Семинар: Отрицательное техногенное воздействие на природу и здоровье людей процессов нефтепользования при разведке, добыче, транспортировке и применении нефтепродуктов. Загрязнение атмосферы, вод и почв. Истощение недр. Проблемы нефтяного загрязнения в Западной Сибири.


Тема 7. Антропогенные воздействия на ближний космос. (1 час)

14. Лекция: Виды и формы загрязнения космоса. Возможные негативные следствия загрязнения космоса. Необходимость и способы его очистки.

Тема 8. Экологические болезни. (1 час)

15. Лекция: Окружающая среда и здоровье населения. Основные загрязнители и их токсичное воздействие на организм человека. Экологически обусловленные болезни.

Тема 9. Глобальные экологические проблемы человечества. (Подведение итогов) (3 часа)

16-18. Защита рефератов и презентация проектов. Подведение итогов изучения спецкурса. Проведение анкетирования с целью изучения отзывов, предложений и пожеланий учащихся по данному спецкурсу.



































Календарно-тематическое планирование спецкурса
«Глобальные экологические проблемы человечества»


Тема
Кол-во
часов
Форма
занятий
Дата


Введение
2



1.
Дадим планете шанс!
1
лекция


2.
Географические следствия антропогенных изменений окружающей среды.
1
лекция


I.
Радиоактивное загрязнение земного шара.
2



3.
Угроза гибели всего человечества в случае ядерного конфликта.
1
лекция


4.
Чернобыль – наша боль.
1
Видео-лекция


II.
Загрязнение атмосферы.
4



5.
Химическое загрязнение воздуха
1
лекция


6.
Парниковый эффект и глобальное потепление климата.
1
семинар


7.
Экологическая роль озонового слоя в атмосфере.
1
лекция


8.
Кислотные атмосферные осадки, причины их возникновения.
1
практикум


III.
Загрязнение гидросферы.
2



9.
Мировые водные проблемы.
1
лекция


10.
Глобальные географические функции Мирового океана и его загрязнение.
1
практикум


11.
Деградация, загрязнение и потери пахотных земель. Опустынивание.
1
лекция


12.
Глобальные биоэкологические проблемы.
1
лекция


13.
Экология и нефтепользование.
1
семинар


14.
Антропогенные воздействия на ближний космос.
1
лекция


15.
Экологические болезни.
1
Видео-лекция


16.
17.
18.
Подведение итогов: защита проектов
3
Зачет















Гђ Заголовок 115