Фестиваль презентаций Культурные традиции народов Казахстана Белорусы в Республике Казахстан


Белорусы в Республике Казахстан Автор: Черненко Валентина Владимировна Территория - 2.717.300 кв.км.Население - 15,672 млн.Столица - Астана «Только та страна живет счастливо и богато, которая сильна своим единством, радостна своим трудом, дружна своими людьми.» Н.А.Назарбаев Более ста этносов обрели свою родину на земле Казахстана Мы сегодня хотим вам рассказать об одном из народов, населяющих нашу страну Казахстан. Попробуйте отгадать, кто это: в традиционной одежде этого народа преобладает белый цвет, за что он и название нынешнее получил. Ещё одна подсказка – главная еда, без которой праздничный стол у представителей этого народа – не стол, это картофель. Кто же этот народ? Это -- белорусы. Третий по численности славянский народ 9,5 млн. человек,- из них 7,7 млн. проживают непосредственно в республике Беларусь).Как название народности, так и само слово "белорусы"  свои древние корни,  хотя белорусская нация Сформировалась  окончательно довольно поздно, конце XIX - начале XX века.  Причем процесс этот проходил трудно и многосложно. Самобытность исвоеобразная психология белорусского народа - результат многовекового развития. Бесчисленное   раз приходилось ему браться за оружие.  И после каждого нашествия завоевателей начинал он строить жизнь почти заново - поднимая свою землю из разрухи, возрождая свой народ из пепла.  По этой причине, наверное, упорство является одной из наиболее  характерных черт белорусов.  И еще они отличаются большим  трудолюбием, надежностью,  и уважительным отношением к старшим, сослуживцам, а также выносливостью, неприхотливостью в любых условия  верностью в дружбе.  История белорусско-казахских отношений имеет давние корни. Впервые в первой половине 60-х годов XIX века на север Казахстана были высланы участники восстания 1863-1864 годов. Известны конкретные имена уроженцев белорусской земли, которые открыли для себя Казахстан не по своей воле (3. Сераковский, Б. Залесский и др.). Бронислав Залесский, друг Тараса Шевченко по казахской ссылке, возвратившись из изгнания, издал в 1869 году большой живописный альбом "Жизнь казахских степей...".А ещё же были и переселенцы - крестьяне, которые ехали в Казахстан в поисках лучшей доли в начале XX века по ходу Столыпинской аграрной реформы.С началом Великой Отечественной войны из Беларуси были эвакуированы люди, заводы, научные и культурные заведения. Казахстан стал также местом размещения многих тыловых госпиталей, где долечивались раненые советские воины. Здесь нашли приют и работу 10,7 тысячи рабочих и служащих, эвакуированных из Беларуси, члены их семей. Сюда были вывезены коллективы Белорусского театра оперы и балета, витебского областного драматического театра имени Я. Коласа, многие из белорусских кинематографистов.   Только за период с 4 сентября 1941 по апрель 1942 года колосовцы дали 8 шефских концертов, 12 спектаклей и 21 концерт в армейских госпиталях. В Алма-Ате находилась и певица Белорусского театра оперы и балета Л. Александровская. Она выступала с казахской артисткой Куляш Байсеитовой в рабочих клубах Алматы и Караганды, в армейских госпиталях и в прифронтовой полосе. На алма-атинской киностудии белорусский режиссер В. Корш-Саблин в 1942 году создал первые белорусские фильмы периода Великой Отечественной войны - "Белорусские новеллы" ("Пчёлка" и "Боевые друзья"). С началом освоения целинных земель в Казахстан выехали десятки тысяч крестьян, специалистов в сфере сельского хозяйства, многие из них там остались. В составе студенческих стройотрядов там работали многие молодые белорусские поэты. Возвращаясь, вместе с пылью казахстанской степи, с солнечным загаром, привозили домой романтичные стихотворения. А казахстанская стихотворная книжка Григория Бородулина получила высокую оценку Всесоюзного литературного конкурса, посвященного мировому фестивалю молодежи и студентов в Москве(1957). По состоянию переписи на 31 января 2005 года в национальном составе Казахстана насчитывается 94,2 тысячи этнических белорусов, что составляет 0,6 процента всего населения страны. Большинство из них живёт на территории Костанайской, Акмолинской, Северо – Казахстанской областей, значительная часть в городе Алматы. В нашей области проживает более 10 000 человек, в городе Петропавловске 1500 человек.Общественные объединения белорусов в Казахстане1. Общественное объединение «Национальный культурный центр Беларусь» г. Алматы.2. Алматинский областной филиал Регионального общественного объединения «Белорусский культурный центр» г. Талгар3. Общественное объединение «Культурный центр «Беларусь» г. Астана4. Общественное объединение «Северо-Казахстанский областной белорусский культурный центр «Радзiма» г. Перопавловск и другие.Всего – 13 областных центров. «Сегодня Спасский мемориальный комплекс пополнился еще одним памятным знаком. Знаком памяти белорусам, усопшим в этой земле. XX век прошелся огнем по миллионам судеб в Европе, Беларуси, России и на этой земле Казахстана упокоились многие из тех, кто был насильственно переселен, кто заполнял лагеря. Эта земля стала для многих второй родиной. Сегодня потомки тех белорусов, кто лежит в этой земле, остались жить в Казахстане и имеют возможность жить в мире и согласии среди 130 других национальностей» -- Посол Республики Беларусь в Республике Казахстан Анатолий Ничкасов. В Карагандинской области в Спасском мемориальном комплексе состоялась торжественная церемония открытия памятного знака белорусам, погибшим в карагандинских лагерях Стали своими земли Казахстана для десятков тысяч белорусов. В многообразии народов, населяющих Казахстан, они сумели сохранить свои национальные традиции и обычаи, язык и национальную кухню, культуру и быт. – Мы благодарны президенту страны за то, что имеем возможность нести культуру, говорить на родном языке, – говорит РомановаА.Ф – председатель общественного объединения «Беларусь» Ассоциация белорусов Казахстана зарегистрировала официальное название на учредительной конференции в 2002 г. На встречах диаспоры выступают с информацией земляки, побывавшие на исторической родине, гости из Беларуси, чествуются юбиляры, отмечаются знаменательные даты республик Казахстана и Беларуси. Со временем Центр накопил опыт, приобрел известность, расширил круг друзей. Сегодня Центр поддерживает постоянную связь с исторической Родиной, Посольством Республики Беларусь в Республике Казахстан, оказывает информационную и практическую помощь своим землякам, организует и проводит культурно-образовательные мероприятия, содействует молодым людям, желающим обучаться в вузах и колледжах Беларуси, организует летний отдых детей. Только за последние три года было дано два музыкальных концерта белорусских композиторов, проведен праздник белорусской письменности, группа белорусов Казахстана побывала на мероприятиях, посвященных Ефросинье Полоцкой, семеро молодых людей поступили в ВУЗы Республики Беларусь, две группы детей отдыхали в лагере "Зубренок". Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Наиболее важными считали пасад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и другие. Многие традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе белорусов, многие воспроизводятся в игровой форме. Главный момент родильных обрядов — разбивание горшка, угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов — поминальная трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей и др.Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Целые столетия ушли на развитие национальной кухни Беларуси. Главные традиционные рецепты у белорусов сочетают в себе простоту кухни народа и утонченность блюд аристократов, местные продукты и уникальные способы их приготовления. Древние рецепты, которые существовали на территории страны, сохранились и сегодня. Именно они привлекают казахстанских путешественников.Даже простые белорусы каждый день готовят национальные старинные блюда. Среди них особой популярностью пользуются мачанка, домашние колбаски, колдуны, драники, картофельная бабка, клецки, верещака, грибные супы, холодник из щавеля и многие другие. Старинные блюда белоруской кухни1. Маринованные белые грибы2. Суп-жур с копченостями, яйцами и сметаной.3. Картофельные драники с соусом из яблок и сметаны.4. Верещанка, которая подается с блинами из гречневой муки.5. Бигос из копченостей, квашеной капусты, чернослива и грибов.6. Свиной окорок (пячисто).7. Запеченная с медом и пряностями груша. Мужская одеждаСостоит из рубахи, ноговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь — лапти, кожаные постолы,боты, зимой валенки. Головные уборы — соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным. Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами. Головной убор девушек — узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь —лапти, праздничная — постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сермяга, бурка, латушка) и дублёной (казачина) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат]. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы. Белорусский национальный фольклор – один из самых богатых в славянском мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико-педагогических идей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению.     Толерантность, терпимость, добродетельность, как традиционные христианские добродетели, постепенно стали отличительными чертами белорусов. Более того, они соседствуют с такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность.     Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники, белорусская классическая литература – это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Он способствует творческому развитию детей и молодежи в мире былин, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа. «Будь здоров», «будь здоров» — да и с лавки ДолойАвдей, не будь хитрее людей: хитрей теленка не будешьБольному и мед не вкусен, а здоровый и камень естБыли бы люди, а староста будетВ голове шумит, а в карманах — тихоВ чужих руках пирог великВолка не испугаешь овечьей шкуройВремя не лошадь: не подгонишь и не приостановитьГде Андрей да Назар, там целый базарГоды летят, как с тополя тополиный пухДитя и худенько, а отцу-матери миленькоЗлого злому учить не нужноКак нет рыбы без кости, так нет человека без злостиКрупинку золота можно найти, крупинку времени — никогдаКто смелый, тот умелыйМолчанка не пушит, а ссору потушит ПестушкиПотягунюшки, порастунюшки,Поперек толстунюшки,А в ручки фатюнюшки,А в роток говорок,А в головку разумок.Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:Большие ногиШли по дороге:Топ, топ, топ,Топ, топ, топ.Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ, топ, топ, топ,Топ, топ, топ, топ! «Ладушки» Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!А что ели? Кашку!А что пили? Бражку!Кашка масленька!Бражка сладенька!(Бабушка добренька!)Попили, поели, ш-у-у-у...Шуууу! (Домой) Полетели!На головку сели! ("Ладушки" запели)Сели посидели,Дальше (Домой) полетели! ПрибауткаСова, совинька, сова,Большая голова,На колу сидела,В стороны глядела,Головой вертела. Ехал грека через реку.Видит грека: в реке рак,Сунул грека руку в реку -Рак за руку грека — цап! Скороговорка Потешка Жадный богачИван Курья ногаКрестьянин, медведь и лисаБыська-бычок и волкиПирогКак мужик с морозом расправилсяГорохСказка про старого котаКак ворона лису обманула  Гора Княжья МогилаПро чертейПро стрельца и змеяПро пана Карпинского и Чертово окноЛебедевоГде тень достигаетБутримово приключениеВековечная граница Для игр были специальные песни. Игры могли быть:Обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые«Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и  «ручеёк»Игра «Прела-горела»Ведущий в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:Прела-горела, за море летела, А как прилетела, так где-то и села,Кто первый найдёт, тот себе возьмёт.После этих слов все разбегаются, ищут спрятанные игрушки. Белорусский народ – музыкальный народ. Он не только поёт и играет, но и создаёт сказки о музыке, о её волшебных свойствах. Одна из них «Музыка-чародейник» «… Жил на свете мальчик, на скрипке, на дудочке или на чём другом сыграть был он великий мастер. Люди прозвали его Музыка. Приведут хлопцы и девки коней на луг, пляшут, смеются, песни поют.А Музыка, как заиграет на своей скрипочке, все разом притихнут. И сдаётся, словно какая сладость в сердце входит, словно какая сила подхватывает и несёт всё выше и выше, к ясным зорькам, в чистое, широкое, синее небо. Заиграет Музыка на дудочке протяжно, жалостливо. Заплачут тогда и лес, и дубрава, откуда ни возьмись, тучки набегут, с небаслёзы польются. А Музыка возьми да и сверни от жалостливого на весёлое. Что тут делается! Пляшут старики, пляшут малые детки, пляшут кони, пляшут дубравы, пляшут зорьки, пляшут тучки – всё пляшет, всё смеётся! Вот какой был Музыка-чародейник! Что захочет, то с сердцем и сделает». Музыкальные традиции белорусского народа Песни-колядки, веснянки, хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни входят в богатейшую сокровищницу белорусской народной музыки Песни-колядки, веснянки, хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни входят в богатейшую сокровищницу белорусской народной музыки Цимбалы Жалейка Баян Немало зажигательных произведений создал белорусский народ, но особенно любима им «Бульба». Это плясовая шуточная песня. На просторах Казахстана Много разных народов живет. Все народы, как братья равны, Всем народам — любовь и почет. Мир — солнышку и детям, Мир — природе, мир — весне! Мир — былинке, мир — планете! Мир — всем людям на Земле!