Работа, представленная на краевую краеведческую викторину Дальневосточные этносы, посвященной этнографии народов Дальнего Востока.


Краеведческая викторина
"Дальневосточные этносы"
Гаер Марина Викторовна , ученица 10 класса.
МКОУ СОШ имени Героя России Максима
Пассара Найхинского сельского поселения
с. Найхин, улица Максима Пассара, 44а.
Мироненко Елена Петровна, учитель,
МКОУ СОШ имени Героя России Максима
Пассара Найхинского сельского поселения
2014г.
1. Что такое этнография (этнология)?
Уже само название этой науки дает понять, что такое этнография. Этнос в переводе с греческого – народ. То есть это описание народов.Этнография – наука обо всех народах, населяющих земной шар, их традиция, обычаях, языке, истории, перемещения, экономике, политики и т.д. Эта наука изучает все, что связано с тем или иным народом. Этнографии изучает как многочисленные народы, например, русские, монголы, так и малочисленные: тафаларов, эвенков, манси. Культура каждого народа уникальна и неповторима, что и привлекает большинство этнографов. Причем культуру можно изучать по различнейшим данным: языку, традициям и т.д. Наиболее интересным является изучение народов, которые до сих пор не особо привлечены к цивилизованному миру. Это объясняется тем, что данные можно собирать от стариков или людей, которые знают много легенд и преданий. Более того, в большинстве своем такие народы не утратили свой язык. Помогают энтографам и историки, и археологи, и лингвисты, и архивариусы, и люди самых различных профессий.Как правило, что такое этнография изучают студенты исторических факультетов. Нередко им организуются интереснейшие практикумы и встречи с представителями малочисленных этносов.
Этногра́фия (от HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Древнегреческий язык"др.-греч. ἔθνος — «этнос» (народ) и γράφω — «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру
Этноло́гия (греч. ἔθνος, народ + -логос — учение, наука) — наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. В современной российской науке термин употребляется лишь с начала 1990-х годов, наряду с более традиционным названием дисциплины этнография[1]. В западной науке зачастую этнография представляется как описательная, региональная дисциплина, а этнология — как теоретическая, обобщающая наука.
1. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Этнография). Википедия. Свободная энциклопедия. Раздел "Этнография"
2. (http://qalib.ru/answer.php?title=1-511)
2. Известные российские этнографы, изучавшие культуру коренных народов Дальнего Востока.
В. А. Аврорина, А. Н. Липский, А. П. Путинцева.
Исследователи культуры коренных народов региона рассмотрели отдельные аспекты классификации культовой атрибутики дальневосточных этносов: В. К. Арсеньев, С. В. Березницкий, И. А. Лопатин, В. П. Маргаритов, В. В. Подмаскин, Т. Ю. Сем, А. В. Смоляк, Ч. М. Таксами, П. П. Шимкевич, С. М. Широкогоров, Л. И. Шренк, Л. Я. Штернберг и др.
Исследованием различных проблем в области промысловой ритуальной скульптуры в разное время занимались Ч. М. Таксами, Е. П. Орлова, А. Б. Островский, В. Б. Мухачев, А. П. Самар и др.
Исследованием ритуальных масок занимались А. П. Окладников, А. Д. Авдеев, Д. Л. Бродянский и др.
Специфику музыкальных традиций коренных народов Сибири и Дальнего Востока изучал Ю. И. Шейкин.
Изучением музыкальной культуры коренных народов Дальнего Востока России занимались этномузыковед Н. А. Соломонова, П. Я. Гонтмахер, В. В. Подмаскин.
Изучали декоративное искусство С. И. Вайнштейн, П. Я. Гонтмахер, А. П. Деревянко, А. М. Золотареа, С. В. Иванов, Н. А. Каплан, Н. В. Кочешков, Лауфер, М. А. Некрасова, А. П. Окладникова, В. В. Подмаскин, Т. Ю. Сем, Ю. А. Сеа, А. В. Смоляк, А. Ф. Старцев, Л. П. Тарвид, Л. Я. Штернберг и др.
Гонтмахер Петр Яковлевич, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Хабаровского государственного педагогического университета, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы. С 1989 года заведует проблемной лабораторией по изучению языков и культуры коренных народов Приамурья. Является членом трех диссертационных советов по присуждению ученой степени доктора педагогических и доктора исторических наук. В активе П. Я. Гонтмахера 11 монографий (из них 5 коллективных) и около 200 научных статей. Профессор имеет свою научную школу, которую представляют аспиранты — этнографы, культурологи, историки, искусствоведы. (http://slovoart.ru/node/1567)
С 1990 года на кафедре успешно работает доктор исторических наук, профессор, Петр Яковлевич Гонтмахер. С его приходом на кафедре стала активно развиваться научная деятельность по изучению духовной и художественной культуры коренных малочисленных народов Приамурья: нанайцев, нивхов, ульчей, удэгейцев, эвенков и др. Профессор П.Я.Гонтмахер более 10 лет возглавляет Проблемную лабораторию по возрождению и изучению языков и культуры малочисленных народов Приамурья и о. Сахалина.
В течение нескольких последних лет П.Я.Гонтмахер в сотрудничестве с коллегами по кафедре успешно выигрывает гранты на научно-исследовательскую работу, что подтверждает высокий научный потенциал кафедры. Это помогает эффективно вести научную деятельность, проводить экспедиционные исследования, принимать участие в научных конференциях г. Москвы, Владивостока, Южно-Сахалинска, Магадана и др. Монографии П.Я.Гонтмахера («Нанайцы (Этюды о духовной культуре)» – Хабаровск, 1996; «Нивхи (Этнографические тетради)» – Хабаровск, 1999; «Ульчи (Человек. Время. Культура)» – Хабаровск, 2003.) представляют ценнейший материал для студентов и аспирантов по истории культуры коренных малочисленных народов Приамурья.
1. (http://ff.khspu.ru/?page_id=55).
3. Этнокультурное взаимодействие переселенческого и коренного населения в процессе освоения Дальнего Востока.
В 50-е годы 18 века на Амуре селились сибиряки и забайкальцы. После отмены крепостного права туда потянулись и крестьяне из центральных областей России. Большую часть пути переселенцы шли пешком. На дорогу уходило2-3года.Но постепенно переселенцы обживались на новом месте, и все более плотной становилась цепочка русских поселений на Амуре и Уссури. Им приходилось вырубать и корчевать тайгу поднимать целину. Полагаться они могли только на свои силы. Купцы их обирали, чиновники притесняли. Далеко не все выдерживали, многие уезжали. На Амуре оставались только самыесильные.Позднее, после первой русской революции 1905 - 1907 годов, в Приамурье и Приморье хлынули сотни тысяч безземельных крестьян из центраРоссиииУкраины.С ростом населения в Приамурье развивается земледелие и скотоводство, растут новые города, прокладываются дороги.В 1880 году селение Хабаровска становится городом. В Хабаровске появляются предприятия: заводы “Арсенал”, лесопильный, кирпичный, табачная фабрика, судоремонтные мастерские. Город рос, строился, но почти все дома были одноэтажными, улицы - не мощенными. Особенно досаждали горожан заболоченные речки Чердымовка и Плюснинка, протекавшие через Хабаровск.Николаевск, уступив пальму первенства Хабаровску, куда было перенесено управление Приморской областью, и Владивостоку, ставшим главным портом России на Тихом океане, переживал упадок. Он вновь стал оживать лишь в начале 20 века, когда на Нижнем Амуре стала развиваться рыбная и горная промышленность.
С 1858 года начался процесс усиленного освоения и заселения Дальнего востока русскими переселенцами. С 1858 по 1869 года на Дальний восток переселилось более тридцати тысяч человек.Постройка сибирской железной дороги, начатое в 1891г. и законченное в 1900 г., сыграла большое значение в экономическом развитии этих районов. Это особенно укрепило позиции российского государства наДальнем Востоке. На берегу Тихого океана построили город и военно- морскую базу. И чтобы ни у кого не возникало сомнения, что эти земли русские, город назвали Владивосток.Значительные успехи были достигнуты в Амурской области, куда устремлялась подавляющая масса переселенцев и где с успехом осваивались плодородные земли Амурско-Зейской равнины. Уже к 1869 годуАмурская область сделалась житницей всего Дальневосточного края и не только полностью обеспечивала себя хлебом и овощами, но и имела большие излишки.
Большое развитие в округе получило рыболовство, которым занимались все жители без исключения. Рыба здесь являлась главным источником продовольствия. С середины июня по октябрь население ловило и заготовляло на зиму горбушу и кету, а затем открывало промысел калуги. Звериный промысел в 60-х гг. не был еще оценен должным образом.Гольды и гиляки, проживавшие между Хабаровкой и Троицким, при содействии русских стали употреблять овощи в пищу и начали заниматься огородничеством.
Включение коренных народов в состав Российского государства имело особое значение для исторического развития коренного населения. Постоянные контакты с русскими людьми привели к разнообразным изменениям в жизни коренного населения. Процесс этот был прогрессивным, но сложным. Постепенно вовлечение полунатурального хозяйства аборигенов во всероссийскую экономику вывело дальневосточные народности из первобытной замкнутости и изолированности. Под влиянием русского населения некоторые из аборигенных групп стали заниматься огородничеством и домашним животноводством, которые имели в основном натуральный характер. Многие группы коренного населения постепенно перешли от оленеводства, охоты и рыболовства к охоте на пушного зверя и торговле пушниной в обмен на промышленные товары и европейские продукты, другие, изменив характер оленеводства, перешли от мелкотабунного к крупнотабунному.
В XIX – начале ХХ вв. хозяйства коренного населения были втянуты в сферу капиталистического производства. Товарное значение приобретает пушнина, частично выходили на рынок продукты оленеводства, рыболовства, морского зверобойного промысла. Появление товарно-денежных отношений способствовало разложению патриархально-родового строя у коренных народов. Постепенно исчезал обычай дележа крупной мясной добычи, наиболее ценных продуктов охоты (например, пантов). Распространялась частная собственность на продукцию рыболовства; появилась личная собственность даже у членов одной семьи: мужа, жены, детей. К началу XX в. национальные общины распались на бедных и богатых. Отдельные представители богатой верхушки переселялись в города, порывая со своей национальной средой. Древние обычаи, нормы обычного права, традиции вытеснялись из коренного населения частнособственническими   интересами. Однако этот процесс у разных народов имел свои особенности. У нанайцев, ульчей родовая организация распалась к середине XIX в. У нивхов этот процесс шел медленнее. В наименьшей степени перемены коснулись аборигенов северных территорий – коряков, чукчей, эвенов и других. Социальные преобразования в их среде сдерживались сохранявшейся изоляцией от остального мира, непостоянными контактами с русскими, японскими и американскими купцами, промышленниками. В XVII-XVIII вв. усилились миграции, смешение населения как внутри одной группы, так и между различными этносами. В целом, с XVII до начала ХХ в. значительно изменилась и усложнилась этнографическая карта региона: уменьшились территории групп, занимающихся преимущественно присваивающими отраслями (коряков, эскимосов, ительменов) и, напротив, существенно расширили свои территории оленеводы (эвены, эвенки).
Присоединение дальневосточных земель к России имело и отрицательные стороны. Фискальная политика царизма в известной мере способствовала консервации архаичных общественных отношений, обрекала аборигенов на жесткую эксплуатацию и материальное прозябание. Непосильный ясак, отсутствие медицинской помощи, антисанитарные бытовые условия, злоупотребления администрации, притеснения со стороны купцов и казаков порождали стремление аборигенов освободиться от угнетения пришлого русского населения. В XVIII – начале ХХ в. произошло несколько крупных столкновений коренных народов с русскими землепроходцами. Наиболее серьезные стычки произошли на Охотском побережье, Камчатке, Чукотке. Наиболее упорны были в своей борьбе чукчи. Безудержный грабеж русских и иностранных предпринимателей отразился на состоянии хозяйства коренных народов Дальнего Востока. Резко сократилось поголовье морского промыслового зверя, ценного пушного зверя, ценных пород рыбы. Коренное население беззастенчиво эксплуатировали как русские торговцы и промышленники, так и свои собственные. За пушнину и рыбу они расплачивались товарами самого низкого качества; торговые операции часто сопровождались спаиванием аборигенов водкой.
В результате упадка традиционного хозяйства не хватало продуктов питания, резко повысилась смертность коренного населения от голода, эпидемий кори и оспы. Так, по данным академика Л. И. Шренка, в 1850-х гг. в Приамурье проживало 5216 гиляков (нивхов), а перепись 1897 г. зарегистрировала только 4642 человека. Столь тяжелое положение аборигенов сохранялось и в начале ХХ в. Широкое распространение ранее неизвестных болезней, массовый алкоголизм вели к высокой смертности, умственному и физическому их вырождению. Возможности ведения хозяйства аборигенов дополнительно сократились из-за изъятия и перераспределения угодий в пользу российских и иностранных предпринимателей, торговой эксплуатации коренного населения. Коренное население, не имея возможности прожить за счет исконных промыслов, вынуждено было осваивать новые занятия: работать по найму на добыче и засолке рыбы, заготовке сена и дров, на строительстве. На рудниках и приисках Приамурья, Сахалина появились рабочие из числа коренных жителей. 
Дальний Восток привлекал царское правительство России как территория для реализации переселенческой политики, при этом оно пыталось воспрепятствовать негативному воздействию русских на коренные народы Сибири, Дальнего Востока. В 1822 г. был принят Устав об управлении инородцами. В нем делалась попытка юридического определения положения коренного населения. Устав был проникнут стремлением сохранить не только экономическое благополучие, но и самобытный строй жизни. Правительство, не смотря на все меры, не сумело ввести в законные рамки поток русской колонизации Севера, Дальнего Востока, который вторгался вглубь земель, постоянно нарушая права инородцев. В 1892 г. было принято Новое положение об инородцах, которое действовало до 1917 г. Согласно этому закону в Приамурье учредили управление старейшин, подчинявшихся полицейским или волостным управлениям. К 1916 г. было принято и начало действовать специальное «Положение об управлении инородцами Приамурского края», разработанное при непосредственном участии Приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти. По этому «Положению» большая часть народов юга Дальнего Востока приравнивалась к крестьянскому сословию. Однако предпринимаемые меры царским правительством не возымели должного результата в силу их бессистемности, эпизодичности, а также по вине местных властей, обходивших все решения. Вместе с тем коренные народы, как поданные империи, подвергались губительным проявлениям политики безразличного, пассивного отношения властей в отношении поднятия уровня жизни, состояния их здоровья, грамотности, поддержания национальной культуры.
Ситуация, сложившаяся в стране в период Первой мировой войны, революции и последовавших за ними гражданской войны и иностранной интервенции, усугубила положение КМНС. Угроза развала страны вследствие притязаний интервентов и ожесточенной борьбы внутренних социально-политических сил больно ударила по экономике районов проживания аборигенов. Промысловое хозяйство находилось в кризисе, отсутствовали связи с южными районами, упала торговля пушниной, древесиной и, как результат, сократилась численность населения. Приостановить  процесс вымирания коренных народов удалось только в 1920-е гг. при советской власти.
1. (http://videolain.tmweb.ru/istoriya-dalnego-vostoka-rossii/otkryitie-i-osvoenie-dalnego-vostoka-2). Статья " Социально - экономические причины, способствующие продвижению русских на Восток. Главные движущие силы и особенности колонизации Сибири и Дальнего Востока в 17 веке". С. Киреев.
2. Байкальский государственный университет экономики и права. Читинский институт. Кафедра мировой экономики. Реферат на тему «Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока» Кузубов А.В.
3. ( http://pnu.edu.ru/).
4. Коренные народы, проживающие на территории Хабаровского края. Численность и районы проживания.
На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.
НАНАЙЦЫСамоназвание: нани — «здешний человек».Нанайцы (прежнее название — гольды), народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края, в нижнем течении реки Амур. Численность 12017 человек. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы. НЕГИДАЛЬЦЫСамоназвание: амгун бэйэнин — «амгунский».Негидальцы (прежнее название — гиляки,), народ, проживающий на территории Хабаровского края по берегам рек Амгунь и Амур. Численность 622 человека. Предположительно, негидальский этнос возник в результате смешения эвенков с нивхами и ульчами. НИВХИСамоназвание: нивх — «человек».Нивхи (прежнее название — гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур и на острове Сахалин. Численность 4673 человека. Предположительно, нивхи являются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и Нижнего Амура. ОРОЧИСамоназвание: орочили. Орочи — народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае по берегам рек Тумнин и Амур. Численность 915 человек. В этногенезе орочей участвовали аборигенные и пришлые эвенкийские народы. УДЭГЕЙЦЫСамоназвание: удэхэ. Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек. В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы. УЛЬЧИСамоназвание: нани — «человек земли».Ульчи (в прошлом назывались мангунами — «амурскими людьми»), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур. Численность 3233 человека. В этногенезе ульчей участвовали нанайцы, нивхи, негидальцы, айны, эвенки. ЭВЕНКИСамоназвание: эвэн. Эвенки (прежнее название — тунгусы, назывались также «оленьими людьми»), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 30233 человека. Предками эвенков были прототунгусы Прибайкалья и Забайкалья. ЭВЕНЫСамоназвание: эвэн. Эвены (прежнее название — ламуты), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 17199 человек. Эвены принадлежат к северо-восточной ветви эвенков.
1. http://habarovsk.moigorod.ru/info/region/khabarovsk/narod.asp.
Статья "Хабаровский край. Коренные народности"
5. Культурно - хозяйственные типы, встречающиеся у коренных народов юга Дальнего Востока.
Хозяйственно-культурный тип — комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и
предполагают присвоение готового природного продукта. Однако обитающих в сходных естественно-географических условиях.
Охота, собирательство и рыболовство - самые древние формы производства. Источником существования коренных народов являются дикорастущие растения, дикие животные и рыболовство.
Этот тип часто называют присваивающим типом, поскольку он базируется на таких первоначальных видах хозяйственной деятельности, которые деятельность человека того времени не ограничивалась только присвоением, чтобы добыть природный продукт; люди занимались изготовлением орудий труда, специальных приспособлений, создавали специфические организационные формы для ведения охоты и рыбной ловли. Ведущей характеристикой этого хозяйственно - культурного типа выступает его низкая продуктивность, практически целиком зависящая от случайных факторов.
Коренным народам юга Дальнего Востока характерен такой тип как рыболовство.
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хозяйственно-культурный_тип). Википедия. Свободная энциклопедия.
2. http://countries.ru/library/typology/basetype.htm). Культурология. Учебник под редакцией Н.Г. Багдасарьян. М. Высшая школа. 1999.
Широкогоров С. М. Этнос. Шанхай. 1923. с. 13.

6. Изделие декоративно - прикладного искусства - коробка из бересты.
В моей школе есть музей, где представлены различные экспонаты. Мне очень понравились коробки из бересты. Они находятся в стеклянной витрине. Их несколько, есть и совершенно недавно созданные, автором туесков из бересты является Бельды Антон Иванович, учитель нанайского языка моей школы.
“Береста в прошлом использовалась в хозяйстве народов Приамурья чрезвычайно широко. Охотники и рыбаки покрывали ею шалаши в летнее время, ее употребляли на подстилки для спанья в шалашах, из бересты делали колыбели, лодки, веера, всевозможные предметы домашнего обихода, трафареты узоров для рукоделия и т.п.
Технология заготовки бересты. В конце мая, в июне, июле мужчины, вооружившись специальными длинными (до 30-40 см) ножами с рукоятями длиной 80-100 см, отправлялись в тайгу за берестой. Они отыскивали толстые березы с ровным, без изъянов берестяным покровом. На дереве делали длинный, до 1-1,5 м, вертикальный разрез, вверху и внизу его - два горизонтальных, кольцевых. Некоторые снимали бересту “винтом”, делая спиралевидные разрезы на коре. Заготовленную кору для придания ей эластичности варили: ее свертывали в толстые рулоны, перевязывали их и ставили в большие котлы, подвешенные над кострами на улице. В воду иногда добавляли костяки различных рыб так, что приварке получалось нечто вроде слабого рыбного бульона. Удэгейцы между слоями прокладывали листья папоротника, а сам рулон заворачивали в кедровую кору. Процесс варки продолжался 3-5 часов. Обработанная таким образом береста становилась мягкой и эластичной и типичной, как кожа, ее можно было сшивать крапивнымн нитками. Из такой бересты изготовляли тиски - полотнища, которыми накрывали шалаши, укрывали от дождя поклажу и лодках, подстилали их в шалашах; бересту сшивали в несколько слоев по длине, делая полотнища в 3-4 метра, их обрамляли берестяными каймами, чтобы края не рвались. Рыбаки и охотники в летнее время возили эти полотнища, свернутые в рулоны, с собой, они были нужны постоянно.
Для изготовления сумочек, ведер, коробок, шляп, корзинок бересту чаще всего не варили, но осторожно нагревали над огнем, отчего она размягчалась и становилась гибкой, а также легко расслаивалась на тонкие пластины, что было необходимо для орнаментации изделий.
Все многочисленные предметы, которые делали из бересты народы Приамурья, по способам изготовления можно разделить на пять типов.
Коробки первого типа делали из одного квадратного или прямоугольного куска бересты, края которого загибали вверх, а затем на двух противоположных сторонах, по углам, складывали в виде треугольников и закрепляли в таком положении по верхнему краю двумя-тремя дополнительными берестяными накладками - узкими (2-3 см) полосками, наложенными одна на другую.
Второй тип - это коробки или сосуды цилиндрической формы, сшитые из одного куска бересты с дополнительным дном.
Сосуды или коробки третьего типа делали из квадратного или прямоугольного куска бересты, вырезая на углах его глубокие клинья. Бересту сгибали по этим вырезам и сшивали. Получались сосуды с четырехугольным дном, круглым или овальным устьем, которое обрабатывали также, как описано выше.
Четвертый тип изделий представлял собой комбинацию третьего со вторым: к коробкам третьего типа пришивали цилиндрический верх.
Пятый тип сосудов был похож на цилиндрические изделия второго типа, но это только на первый взгляд. Такие изделия не имели вставного дна и делались иначе - из длинных узких кусков бересты, перегнутых пополам. По бокам их сшивали нитками, а уголки внизу загибали вверх и прикрепляли к стенкам. Устье было круглое или овальное, его отделывали так же, как и у сосудов других типов, - с помощью накладных полос бересты и обшивки корнем.
Техника орнаментации берестяных изделий была разнообразна. Одним из способов был следующий. На специальных дощечках, употреблявшихся для женских рукодельных работ, из тонких слоев расслоенной бересты вырезали детали орнамента, окрашивали их в черный цвет и приклеивали рыбьим клеем к стенкам сосудов или пришивали к основе тонкой ниткой очень мелкими и редкими, почти незаметными стежками, причем нитки также окрашивали в цвет узора. Иногда из тонких слоев бересты вырезали длинный орнаментальный “пояс”, которым обертывали весь сосуд (так украшали изделия второго типа). Более трудоемким был такой способ орнаментации: кусок бересты, из которого делали сам сосуд (второй тип), окрашивали в черный цвет и на нем маленьким костяным ножичком намечали рисунок узора (корой с помощью берестяного трафарета, накладывавшегося сверху). Затем по линии узора бересту нарезали маленьким металлическим ножичком и фон осторожно соскабливали с основы — оставался черный узор. Белый фон иногда выкрашивали желтой, голубой или другой краской.
Широко применялся способ тиснения орнамента. Для этого брали бересту, вываренную и немного подкрашенную в коричневый цвет отваром ольховой коры. На обработанной таким образом бересте рисовали узор костяным ножичком или тупой стороной металлического ножа. Окончательный узор наносили тиснением: тонкой заостренной костяной палочкой или костяным ножичком его выдавливали косыми параллельными короткими черточками, “елочкой” из черточек, точками, крестиками и т.п. Для нанесения на бересту мелких узоров в виде крестиков, кружочков нанайцы применяли штампы, вырезанные из кости или ясеня. Тисненые узоры иногда окрашивали в голубой, желтый или розовый цвет”.
1. Митлянская Т.Б. “Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока".
7. Кроссворд.
1
П Р 2
Б 3ф А нзА В Т 4м О О С 5с э в э н6
по Л и т е и 7
З м К А А В 8ш В 9в л а Д и м И р10о в к 11А 12
к А м л а ни е О Т Л Н 13
П М Е 14
к о Р я к И Е И Е А 15
Э Н Н Н М Т Н Т 16
А О Е И Р Н 17
т ра В а В З О О С О М Г Г Е Д Л Р Н 18
С 19
л и С т в е ннИ ца
20
б А г у л Ь нИ к Т Ф Ф Е К В Ы И В Э О Я
Приложение.
152403810Арсеньев В.К. Лесные люди удэхейцы 
Издательство: Владивосток: "Книжное дело".Год: 1926.Страниц: 50.Автор брошюры «Лесные люди-удэхейцы» имел возможность познакомиться с туземцами, которые называют себя удэ(hе), в то время, когда страна не подвергалась еще колонизации. Туземцы эти обитают в лесах по правым притокам Уссури и на побережьи Японского моря по ту сторону водораздела. На юге большое влияние имели на них русские и китайцы, но в центральной части горной области Сихотэ-Алиня, куда трудно было проникнуть, удэхейцы еще долго сохраняли свои обычаи и нравы.Ныне, под влиянием культур, надвигающихся на них с юга и с запада, началась коренная ломка их общественного строя со стороны моральной и социальной. Инстинктивно чувствуя, что в лице корейцев, китайцев и русских к ним явились сильные конкуренты, туземцы начали оставлять веками насиженные места и отходить подальше в горы.Если бы кто-нибудь из читателей пожелал теперь увидеть удэхейцев такими, какими они описаны в этой брошюре, ему пришлось бы совершить большое путешествие и забраться в самые истоки Хунгари, Анюя, Хора, Бикина и Копи. Но и там уже сказалось влияние цивилизации. В настоящее время удэхейцы сделали много заимствований у «завоевателей» и многое утратили в своем укладе жизни, которая была так же безыскусственна и проста, как просты они сами.Настоящая брошюра есть краткое и популярное изложение большого труда «Страна удэгэ», над которым автор работает более 25 лет.Так как брошюра популярная и имеет в виду широкого читателя, туземные названия, которые встречаются в тексте, изображены русскими буквами (с допуском некоторых искажений), потому что транскрипция звуков, не имеющих в русском алфавите соответствующих знаков, довольно сложна.4 апреля 1926 г. Г. Владивосток. (http://www.twirpx.com/files/historic/ethnography/russia/siberia/)
Березницкий С.В. (Ред.) Типология культуры коренных народов Дальнего Востока России (Материалы к историко-этнографическому атласу)
-118110204470
Сб. научных трудов. - Владивосток: Дальнаука, 2003. - 252 с. В сборнике представлены статьи о типологии различных аспектов традиционной и современной культуры коренных народов Дальнего Востока России. Сборник является составной частью фундаментального "Историко-этнографического атласа коренных народов Дальнего Востока России".
(http://www.twirpx.com/files/historic/ethnography/russia/siberia/)
Березницкий С.В. Типология духовной культуры дальневосточных этносов. Учебное пособие
-31813523495Биробиджан: Издательство БГПИ, 2004. - 204 с. В пособии с новых теоретических позиций, с привлечением музейных и архивных материалов, полевых наблюдений и опубликованных работ, рассмотрены вопросы типологии духовной культуры коренных народов Дальнего Востока: прежнее и современное танцевальное и орнаментальное искусство, комплекс музыкальных инструментов, фольклорные сюжеты, комплекс мифологических представлений, верований, ритуалов, праздничной обрядности, культов, ритуальной скульптуры, масок и утвари, одежды и священных объектов поклонения. Материалы пособия позволяют составить целостное представление о самобытной традиционной духовной культуре коренных народов региона, изменениях ее в результате исторических, политических, культурных и др. причин, современное состояние культурных институтов.В пособии привлечен обширный корпус данных культуры коренных народов Дальнего Востока России и, в качестве сравнительного материала, основные показатели культуры этносов Восточной Азии и восточнославянских переселенцев. (http://www.twirpx.com/files/historic/ethnography/russia/siberia/)
 
-32385-2578735
П. Я. Гонтмахер( http://www.khspu.ru/news.php)
1. Численность нанайцев в России.

2. Численность удэгейцев в России.

3. Численность нивхов в России
11048985725

4. Численность ульчей в России.

5. Численность эвенков в России.

(ru.wikipedia.org)
Карта путей освоения Сибири и Дальнего Востока
русскими казаками и землепроходцами.

15240-81915
81915586168581915441960Изделия из бересты в школьном музее..
Работа, созданная Бельды Антоном Ивановичем.
81915-120015
Бельды А. И.
224790134620