Разработка урока Экологические проблемы Ростовской области


МБОУ Ольхово-Рогская СОШ
Разработка урока географии в 8 классе на тему:
Проблемы взаимодействия природы и человека
на территории Ростовской области.
Охраняемые объекты.
Автор: Ермашева Ирина Викторовна,
учитель географии
I квалификационной категории
2015-2016 учебный год
Тема урока: Проблемы взаимодействия природы и человека на территории Ростовской области. Охраняемые объекты.
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи:
Систематизировать знания о природе Ростовской области.
Привлечь внимание к экологическим проблемам Донского края.
Развивать умение анализировать и сопоставлять различные источники информации, закреплять навыки работы с картами.
Прививать любовь к художественной литературе, поэзии.
Развивать дар слова, возрождать эпистолярный жанр.
Воспитывать чувства любви к малой родине.
Оборудование урока: карты России, Ростовской области, атласы, раздаточный материал, гербарий растений Ростовской обл., фотогазета «Природа села О-Рог», музыкальное сопровождение, компьютерная презентация.
План урока:
Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Актуализация знаний. Особенности природы Ростовской области.
Межпредметные связи. Описание природы Дона в художественной литературе.
Проблемы взаимодействия природы и человека.
Опережающее задание. Охраняемые объекты Ростовской области
Правила написания письма. Практическая работа.
Говорить сегодня об экологии - это значит,
говорить не об изменении жизни, как прежде,
а о ее спасении.В. Распутин
Ход урока
Оргмомент. Учитель: Ребята! Сегодняшний урок мы проведём в форме «круглого стола». Приготовьтесь активно и продуктивно поработать.
Уважаемые участники круглого стола, наше обсуждения будет посвящено проблемам взаимодействия природы и человека на территории Ростовской области. Охраняемым объектам. (Слайд 1)
Мы с вами должны преследовать следующие цели: (Слайд 2)
- развить и углубить знания о природе Ростовской области, обратить внимание на её экологические проблемы
- учиться анализировать и сопоставлять различные источники информации, закреплять навыки работы с картами.
- прививать любовь к художественной литературе, развивать дар слова
- воспитывать в себе бережное отношение к природе, к своей малой родине.
Эпиграфом урока станут слова В. Распутина: (Слайд 3)
Говорить сегодня об экологии - это значит, говорить не об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении.2. Актуализация опорных знаний:
Чтобы разговор получился продуктивным, вам предлагалось провести изучение природы Ростовской области, выявить для себя её некоторые закономерности, сравнить её с общими закономерности природы России. (Слайд 4)
Давайте посмотрим, к какому выводу вы пришли.
Пожалуйста, разъясните мне следующие вопросы:
По какому закону размещаются природные зоны на территории России? (Широтная зональность).
По карте атласа Ростовской области (стр.14-ПРИРОДНЫЕ ЛАНДШАФТЫ) определите, какие типы ландшафтов размещаются на территории нашей области? (Степной, сухостепной, полупустынный).
Почему природные зоны на территории области меняются с С-З на Ю-В? (из-за уменьшения количества осадков а этом направлении, ослабевающего действия черноморских и атлантических ВМ )
3. Фронтальный опрос. Использовать карты атласа (Почвы, растительность, климат, зоогеографическую)
Каждая природная зона – это природный комплекс.
Какая природная зона занимает южные территории нашей страны. (степь)
Какие природные зоны выделяют на территории Ростовской области? (у карты)
В какой зоне находится Миллеровский район?
На каких почвах располагаются степи, а на каких – полупустыни?
Где на территории области мы можем встретить луга, болота, леса?
Самые неблагоприятные для ведения сельского хозяйства районы.
Самые уникальные ресурсы зоны степей. (почвы)
Какими ещё природными ресурсами богат Донской край?
Какие представители животного мира встречаются в степной зоне Миллеровского района?
Какие луговые и болотные растения и где именно встречаются на территории с. Ольховый Рог? (осоки, злаки, клевер, солодка, щавель, камыш, рогоз(чакан))
Вижу, участники круглого стола, представляют себе природу зоны, в которой проживают. (Слайд 5) Музыкальное сопровождение.
4. Под демонстрацию слайдов природы с. Ольховый Рог идёт рассказ об описании природы Дона в художественных произведениях.
Учитель: Родная степь! Бескрайние просторы…
Кузнечики куют, как ковали.
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чём-то ковыли.
У многих русских писателей и поэтов степь вызывала чувство восторга, восхищения и становилась источником вдохновения. Давайте послушаем, как описывал красу Донских степей наши писатели-земляки.
Ученик: М. А. Шолохов. Отрывок из романа «Тихий Дон»: (Слайд 6)
Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. (Слайд 7)

Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Кроткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчетные сияли звезды; месяц — казачье солнышко, — темнея ущербной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный шлях сплетался с иными звездными путями. (Слайд 8)
Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. Зыбились гордые звездные шляхи, не попранные ни копытом, ни ногой; пшеничная россыпь звезд гибла на сухом, черноземно-черном небе, не всходя и не радуя ростками; месяц — обсохлым солончаком, а по степи — сушь, сгибшая трава, и по ней беглый неумолчный перепелиный бой да металлический звон кузнечиков. (Слайд 9)

Почему же русские писатели так любят степь? Чтобы понять это, проанализируем отрывок из одноименного рассказа А.П. Чехова «Степь». (Слайд 10)
Ученик: А.П. Чехов «Степь». Ничего не походило так мало на вчерашнее, как дорога. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. (Слайд 11)
Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно в самом деле подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди вроде Ильи Муромца и Соловья-разбойника и что еще не вымерли богатырские кони… (Слайд 12, 13)
(Она с ее просторами как нельзя лучше отражает суть русского характера)
Учитель: Известно, что природа оказывает влияние не только на форму хозяйства, но и на психологию населяющих территорию людей. Она формирует их характеры. (Слайд 14)
Определите, о каких чертах русского национального характера идет речь данных русских пословицах и поговорках: «Лбом стену не прошибешь», «Только вороны прямо летают», «На быструю лошадь всегда яма найдется»? ( Изобретательность, гибкость ума, находчивость, неторопливость. По мнению русских, прямая не всегда кратчайший путь к цели) Какие, на ваш взгляд, черты русского национального характера сформировались под воздействием степных просторов?
(Стремительность, выносливость, вольность, безрассудная удаль, изобретательность, широта души.)
Новая тема.
Проблемы взаимодействия природы и человека.
Учитель географии: Особенности природы оказывают воздействие не только на характер и психологию человека, но и на особенности его хозяйствования. «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, то её приспосабливает к себе, к своим потребностям…» - Писал В.О. Ключевский. В степи до самого горизонта простирается плоская равнина, которой, кажется, нет конца и края. Человек чувствует себя затерявшимся в этом бесконечном, необъятном и ровном пространстве. Но здесь чернозем, а это избыток продуктов питания. Здесь крупные реки, ведущие к морям, а это торговые пути. Наверное, поэтому, несмотря на постоянные внешние опасности и недостаток воды, в открытой степи люди размещались тысячными селами по берегам рек. Такие поселения – отличительная черта и нынешней южной России.
И, конечно же, за столько лет человек самым активным способом брал у степи для своего блага всё: пищу, воду, древесину, уголь…
Практическая работа в группах.
Давайте представим себя на время экспертами природоохранной комиссии. У вас на партах в конвертах лежат задания. За 3 минуты вы должны представить свои заключения о нанесенном хозяйственной деятельностью человека ущербе природе Донского края. Вам понадобятся знания из курса ОБЖ.
Карта стр. 16. Учимся получать максимум информации из карты!
Человек – рельеф, почва
Человек – климат, поверхностные воды
Человек – растительность, животный мир
Построить свой ответ вы должны по шаблону. (Слайд 15):
Человек причинил ВОЗДУХУ вред:
1. Загрязнил выхлопными газами автомобилей
2. Загрязнил аэрозолями, стационарными источниками (трубы предприятий)
3. Загрязнил радиационными и химическими выбросами
В результате чего: нарушился радиационный фон, происходит потепление климата, подверглись заболеваниям растения, животные и люди.
Например: Ростовская АЭС в Волгодонске, Новочеркасская, Ростовская ТЭЦ,
трасса М-4
Какие проблемы экологии существуют в Миллерово?
Вывод: (Слайд 16)
В результате хозяйственной деятельности человека страдают все компоненты природы. Необходимо человеку беречь почву, правильно разрабатывать месторождения полезных ископаемых, не засорять реки, озёра, охранять растения и животных. Начни с себя!
Вопрос: Какие конкретные природоохранные мероприятия проводятся в области, чтобы поддержать природу, оздоровить экологическую ситуацию. Что для этого делается?
(Рассказ учеников о принимаемых мерах)
Вопрос: Что такое ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ?
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) играют важнейшую роль в сохранении и восстановлении ресурсов живой природы. К ним относятся заповедники, заказники, природные парки и т.д. Сеть ООПТ на Дону достаточно обширна и разнообразна. Посмотрите на карту стр. 12 атласа РО.
Чем отличаются заповедники от заказника?
Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.
Заказник - выделенный в установленном порядке участок земли или водного пространства, в пределах которого ограничиваются природопользование и другие виды деятельности человека в целях сохранения, восстановления и воспроизводства одного или нескольких компонентов природного комплекса, представляющих собой исключительную научную, культурную или хозяйственную ценность.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ утверждены постановлением Администрации Ростовской области в 2006  и представляют собой 70 уникальных природных комплексов и объектов. (Слайд 17-22)
Миллеровский район
25. Фоминская дача - лесной массив в 3 км от х. Фоминка. В границах памятника находятся урочища Широкое, Безымянное и Петровка. Комплексный ПП местного значения с режимом заказника. Площадь 679 га. Решения Облисполкома № 906 от 29.12.77 г. и Облсовета № 87 от 22.04.92 г. Преимущественно искусственный лес в подзоне разнотравно-типчаково-ковыльной степи. Рельеф участка овражно-балочный. На площади 33,3 га находятся уникальные, единственные на Дону насаждения дуба, созданные по методу проферсора В. Огиевского в 1905-1912 гг. Закладка проведена гнездовым посевом желудей на серых супесчаных сухих почвах на овражно-балочном рельефе с пологими склонами крутизной до 5°. Естественные байрачные дубравы и искусственные насаждения, а также участки степной и луговой растительности. Представляет богатый видовой состав флоры и уникальный природный комплекс с высоким уровнем биоразнообразия: мхи и папоротники, орхидеи и хохлатки, тюльпаны и ирисы, прострелы, дельфиниум, истод и румянка - более 20 видов редких видов растений; мнемозина, адмирал, поликсена, сколии и многие другие охраняемые виды животных. Имеет природоохранное, научное и просветительское значение.
26. Урочище «Лесково» - сочетание байрачного и пойменного леса, естественных и искусственных насаждений. Флора и фауна представлены большим видовым разнообразием животного и растительного мира. Местообитание более 10 видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области.
27. Меловые обнажения на р. Полной - уникальное местообитание растений, каменистых обнажений и меловых, из которых более 20 занесено в Красные книги Российской Федерации и Ростовской области. Генофонд флоры с высоким уровнем эндемизма и реликтовости. Имеет природоохранное, научное и просветительское значение.
Закрепление изученного. Межпредметная связь.
Учитель: Как видите, работа проводится немалая. Но я хочу заметить, что не только администрация должна следить за порядком в природе. От каждого из нас ведь тоже зависит чистота и красота родного края, нашей страны.
А как природа смотрит на нас? (Слайд 23)
Давайте мысленно перенесёмся в нашу Ольхово-Рогскую сосновую посадку или барачный лес на Зубовской горе. А теперь вообразите себя деревом, растущим в лесу. (Слайд 24)
Напишите кому-нибудь письмо и объясните, почему так важно защищать леса. Ваши самые удачные работы примут участие в районном конкурсе ПИСЬМА. Давайте вспомним правило написания писем.
Практическая работа. Написание письма.
Ученица знакомит с алгоритмом написания письма. (Слайд 25)
Выдаёт памятки.
1.АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.Здравствуйте, …
Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.Подпись. Дата.
Письмо может быть деловым, личным или открытым. Задачи открытого письма – поставить вопрос, имеющий большое общественное значение, привлечь к обозначенной проблеме внимание широких читательских кругов, убедить и заставить адресатов, к которым обращено открытое письмо, принять конкретные меры по исправлению отмеченных недостатков. Желаю успехов. (Слайд 26)
Подведение итогов.
Наводящие вопросы и ответы учащихся. За урок выполнили большой объём работы. Что вспомнили? Вспомнили особенности природы Ростовской области, рассмотрели её с литературной точки зрения,
Что проанализировали? проанализировали взаимоотношения человека и природы, провели практические работы с картами,
Что нового узнали? Охраняемые территории, меры охраны природы.
К каким предметам обращались? обратились к краеведению, русскому языку, биологии, экологии.
Оценки за урок _____________. А за письма будут отдельные оценки по русскому языку.
(Слайд 27)
Всё, чем жил и живу, чем дышал и дышу,-
Обозначено родиной малой.
Я рискну, я осмелюсь, её попрошу –
Никогда не казаться усталой.
Чтобы каждой зимой, чтобы каждой весной –
Полем, лесом, речушкою льдистой,
Ковылём белогривым, разбойной травой
Полыхала – светло и лучисто!
(Слайд 28)
Домашнее задание: написать письмо, раскрыть тему. Не забыть о грамотности и стиле написания.
(Слайд 29)
Спасибо за внимание.