Тема занятия: Аппликация. «Уточки плавают в пруду».


Тема занятия: Аппликация. «Уточки плавают в пруду».
В подготовительной и старшей группе
Цель занятия: Уточнение и расширение знаний детей об аппликации.
Задачи занятия:
Обучающая:
-научить видеть в образце авторские задумки, задавать свои вопросы по ходу просмотра и изучения образца, вести диалог;
-обучение безопасным способам и приёмам работы с материалами и инструментами.
Развивающая:
- развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи;
- развитие умений анализировать образец с целью развития творческого воображения: сюжет, детали, умение прогнозировать развитие события.
Воспитательная:
-привитие навыков культуры труда;
-воспитание усидчивости, аккуратности, терпения и трудолюбия.
Материалы и инструменты:
Цветной картон и бумага разных оттенков.
Фломастеры (коричневый и чёрный) или гелевая ручка.
Шаблоны.
Клей ПВА.
Ножницы.
Картинки с изображением птиц, перья, таблицы.
Оборудование:
- С-Д - диск с голосами птиц, музыкальное сопровождение занятия
- образцы готовых изделий
План занятия.
1. Организационный момент
2. Знакомство с образцом, составление плана работы.
3. Основная часть занятия - практическая (постановка учебной задачи, повторение старых знаний, усвоение новых понятий и способов действий)
Физминутка4. Подведение итогов занятия. Рефлексия деятельности
Ход занятия
1 этап. Организационный момент. Вступительная беседа
Приветствие группы и эмоциональный настрой детей
(Тихо звучит музыка «Звуки леса»)
Воспитатель: …Мы все уносимся в дальНа одной и той же планете –
Мы экипаж одного корабля.
Антуан де Сент-Экзюпери.
-Как Вы думаете кто это МЫ? (Ответы детей).
-Молодцы, разнообразие живущих на планете Земля очень велико, прислушайтесь, чьё щебетание вы слышите? Правильно, кто догадался о ком сегодня будем говорить?
-Итак, сегодня поговорим о птицах. Птицы… Знакомые и незнакомые, наши далёкие и близкие соседи по планете. Они всегда привлекали внимание человека. Ещё на скальных рисунках первобытных людей можно увидеть изображение уток и гусей, орлов и лебедей. Например, в Древнем Египте существовало более пяти тысяч богов и многие из них имели облик птиц (Сокол – Бог Солнца по имени Хор).
-Вспомним, что отличает птиц от других существ?
-Чудо полёта – скажут многие, присущая им великолепная и завидная способность словно бы без всяких усилий отрываться от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши. Но знатоки птиц, наверняка, скажут: перья – тот единственный признак, который присущ только птицам. Именно перья сделали возможным птичий полёт.
-Закройте глаза, определите на ощупь, что находится у меня в шкатулке? (Показ перьев)
- Какие перья и для чего служат? (1.Маховое перо. 2.Контурное перо. 3. Пуховое перо.)-Отгадайте загадку и узнаете гостью нашего занятия сегодня:
Вдоль по речке, по водице,
Плывёт лодок вереница,
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт.
(Утка с утятами).
- Существует более 112 видов уток. Рассмотрим утку на картинке. Какая она? (Большая, пёстрая, разноцветная…)
2 этап. Рассматривание образца (без утят), вид работы, материалы и инструменты, необходимые для работы, ТБ, составление плана работы, подбор материала.
а) Вводный инструктаж
-во время работы не отвлекайтесь и не отвлекайте других
-во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми
-передавать ножницы сомкнутыми лезвиями, кольцами вперёд
-подготовить рабочее место, инструменты
-проверить достаточность освещения на рабочем месте

План работы:
Водная гладь и тростник. (Подбор бумаги по цвету)
Утка. (Подбор бумаги для основы утки, головы, хвоста)
Крыло уточки (подбор бумаги для основы и «пёрышек»)
Основа работы
3 этап. Практическая работа.
б) Техника безопасности во время работы
-содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в данное время
-во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других
-передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе справа острым концом от себя, лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты
-при работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал
-во время работы сидеть прямо и не подносить работу близко к глазам
-клей наносим на вырезанную деталь кистью
Самостоятельная работа по составленному плану
Водная гладь. В соответствии с образцом и подобранной бумагой по шаблонам вырезать все части воды, склеить. Изготовить тростник.
Утка.
- Вырезать из серого картона основу.
– Приклеить ей светло-коричневую голову, а на неё – жёлтый клюв.
– Под светло-коричневую шею подклеить белую, а под белую – тёмно-коричневую часть. – На серое крыло утки наклеим цветные «перья».
-Готовое крыло наклеить на утку, а сверху подклеить фрагмент второго тёмно-коричневого крыла.
в) текущий инструктаж (возможен групповой, фронтальный, индивидуальный)
Что необычного для аппликации заметили на образце на уточке? ( Использование в прорисовке носика, глазка, пёрышек фломастеров или гелевой ручки) Кто знает как называется этот вид работы? Сегодня мы добавим в своё творчество коллаж. Подумайте, что же такое коллаж и для чего его используют в аппликации? (Само слово коллаж означает "приклеивание, наклейка". Коллаж стал видом искусства. Он используется для получения эффекта неожиданности, ради эмоциональной насыщенности. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - ручкой, тушью, акварелью, пастелью.)–Прорисуем уточке носик, пёрышки, глазок гелевой ручкой, она оставляет более тонкий след.
Физкультминутка
Утка крякает, шаги вперевалку
зовёт зовущий жест руками
Всех утят с собою. быстрые, семенящие шажки вперевалку
А за ними кот идёт,
Словно к водопою. вкрадчивые шаги кота
У кота хитрющий вид, прищурить глаза, хитро посмотреть.
Длинные когтищи, показать царапки-цапки
Не смотри ты на утят! погрозить пальцем
- Вспомните произведения, в которых гл. действующими лицами выступали утки.
– Молодцы. А как закончилось произведение Д. Мамина-Сибиряка «Серая уточка»?
–Давайте сочиним счастливое окончание этого рассказа.
Пушистый матросик,
Лопаточкой носик,
На ножках коротких
Красные ботинки.
-(Утята).
– Берём светло-жёлтый картон и вырезаем утят.
– Фломастером или ручкой прорисуем линии голов и животиков, глаза.
– Наклеим утятам клювы, лапки, крылышки.
Сборка всех частей в единую композицию.
– На основу клеим водную гладь и тростник.
–В центр водной глади располагаем уточку, а сверху – утят.
В процессе работы узнаём интересную информацию.
А знаете ли ВЫ…?
– Сколько у птиц перьев? (Их число зависит от размера птицы и увеличивается в зимнее время. У лебедя – 25 тысяч перьев, из них 20 тысяч на шее и голове. У воробьёв 3 тысячи перьев. У колибри - около тысячи.)– Зачем они птице? 1. Для полёта. 2. Лёгкая и прочная одежда. 3. Поддерживание постоянной температуры тела от 39 градусов до 45.
–Какой ветер для птицы попутный? («Попутным» ветром для птицы является встречный. Он даёт хорошую опору крыльям, ускоряет и облегчает полёт. А ветер сзади замедляет и останавливает птиц, так что при перелёте они вынуждены иногда делать остановки на несколько дней, в ожидании нужного ветра.)-Рассмотрим таблицу с изображением ног разных птиц.
–Найдите лапку, которая принадлежит утке.
–Как угадали? Особенности? (Перепонки).
-Для чего они нужны? ( Помощь в лёгком плавании).
4 этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия деятельности.
г) заключительный инструктаж
-анализ выполнения практической работы
-разбор ошибок
-Рассмотрите свою работу, дайте ей название. Кому понравилась своя работа?
-Что не получилось?
-Чему будем продолжать учиться?
_Хлопните в ладоши, если вы считаете свою работу, выполненную на "отлично"
_Щёлкните пальцами, если вы считаете, что работу можно сделать лучше
_Топните, если считаете, что у вас ничего не получилось и нужно ещё что-то доделать
-Каким видом деятельности занимались? (Аппликацией)
-Что узнали нового? Что такое коллаж? На след. занятиях будем знакомиться с разными видами коллажа.
- Я думаю, что наша гостья-уточка осталась довольна Вашей работой, ребята, спасибо всем за активную работу на занятии.