А.А. Фет Бабочка. Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению


Тема. Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру. А. Фет. «Бабочка».
Цель: учить правильно и точно выражать свои мысли, расширить и углубить знания учащихся о бабочках. Развивать мышление, фантазию, диалогическую и монологическую речь, формировать навыки выразительного чтения, учить читать по ролям. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему нас миру.
Оборудование:
Ход урока
Организационный момент.
( Аутотренинг)
Я – ученик (ученица).
Я хожу в школу.
Меня учат учиться.
Я всё понимаю, я всё хочу знать.
- Сегодня мы поработаем в группах. А чтобы удобнее было работать, каждая группа будет иметь своё название:
1-группа - эрудиты;
2 - группа – экологи;
3- группа – литераторы.
-Давайте вспомним правила работы в группах.
1.Внимательно слушай того, кто говорит.
2. Не унижай, не критикуй.
3.Уважай других.
4.Взаимная помощь.
5.Следи за временем.
II. Мотивация учебной деятельности учеников.
1.Упражнение «Микрофон»
- Подумайте и скажите, каким должен быть наш урок.
( Интересным, обучающим, немного сказочным, весёлым, светлым, загадочным и т.д.)
- А вы на уроке какими должны быть?
( Внимательными, собранными, активными, любознательными, трудолюбивыми и т.д.)
-Хорошо, если вы будете такими, то мы вместе с вами создадим интересный, творческий и продуктивный урок.
Давайте соберём из рассыпанных слов предложение и узнаем, под каким девизом, мы сегодня будем работать.
2. «Буду я природе другом»
3. Языковая разминка.
- прочитайте безразлично;
-прочитайте удивлённо;
-прочитайте с чувством ответственности.
- Какое предложение по интонации, вам больше понравилось? (Повторное чтение)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас особенный урок – урок красоты. Будем проводить его, путешествуя такими тропками:
-тропою размышлений;
-тропою наблюдений;
-тропою любованья красотою;
-тропою решений.
III.Создание эмоционального фона урока. ( Звучит музыка)
Загадка
Дотронуться хотела я руками
до самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака!
- О ком или о чём говорится в этой загадке?
( О бабочке)
IV. Работа в группах. Интересная информация « Из жизни бабочек»
1)Группа эрудитов сообщает интересные сведения из жизни бабочек.
2) Группа экологов подготовила информацию из Красной книги о редких видах бабочек.
3)Группа литераторов читает по ролям стихотворение « Диалог с бабочкой».
VI. Физминутка с бабочкой.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три нагнулась и присела,
На четыре полетела.
VII. Работа над стихотворением А. Фета «Бабочка»
Использование аудиозаписи. Учащиеся слушают стихотворение.
( читает артист)
Словарная работа. Группа эрудитов объясняют значение слов.
- Обратимся к словарю.
Очертанье-вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающий предмет.
Бархат- плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
Беседа по содержанию.
-Какой приём использует поэт для создания образа бабочки?
( «Олицетворение»- бабочка разговаривает с автором)
Эрудиты:
Олицетворение - наделение предметов, явлений природы, настроением, способностями, характером человека.
Гимнастика для глаз.
Потренируем наши глазки, чтобы легко было читать.
« Качели» - движение глаз вправо, влево.
«Цепочка»
« Движение по кругу»

Работа над выразительностью чтения стихотворения. Работа в группах.
1-я группа читают диктором;
2-я группа читают с грустью;
3-я группа читают в роле артистов.
-Какая интонация подошла больше всего для чтения этого стихотворения?
6) Чтение по ролям.
V. Работа в группах. Упражнение «Паутинка».
3- группа – литераторы. ( Описание бабочки.)
- Когда вы представляли себе бабочку, какую музыку вы слышали? Какие слова вам помогли нарисовать бабочку в воображении?
беззаботная лёгкая яркая

хрупкая БАБОЧКА изящная
восхитительная воздушная загадочная
2- группа - экологи (Что сделала бабочка?)
появилась на мгновенье исчезла покарила БАБОЧКА
удивила заворожила восхитила
1группа - эрудиты ( С чем или с кем ассоциируется бабочка?)
красота лето тепло
солнце БАБОЧКА отдых
небо беззаботность цветы
VIII. Рефлексия.
1) Работа в группах. «Дерево решений»
-Ребята, подумаете, обсудите в группах и запишите на крылышках бабочек, что же означает выражение «Быть природе другом?» ( Посадить дерево, не уничтожать всё живое, не ломать веток, сделать кормушки, и т. д.)
Спикеры презентуют работу групп и прикрепляют бабочек на «Дерево решений».
Тест.
Чему нас учит это стихотворение:
скромности;
трудолюбию;
любви к природе;
доброте;
ценить красоту;
наблюдательности;
безразличию.
-Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Какие задания интереснее было выполнять?
-Какие задания вызывали трудности?
IX. Домашнее задание. 1)Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Бабочка».
2) Составить «Синквейн» по опорным словам.
3) Сочинить стихотворение о бабочке.