Конспект урока литературного чтения на тему А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» ( 4 класс) .


Муниципальное автономное образовательное учреждение - лицей №2.
Учитель: Вавилова Д. Р.
Тема: "А.Фет. Своеобразие ритма и построения строкв стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»".
Цели урока:
Образовательные:
- расширить знания учащихся о творчестве А.А. Фета;
- обогащать словарный запас;
- закрепить навыки, полученные по этой теме на предыдущем уроке;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения; организовать индивидуальную и дифференцированную работу на уроке;
Воспитательные:
- учить видеть и замечать прекрасное в природе;
- воспитывать любовь к поэзии, уважение к природе, бережное отношение к живой природе.
Развивающие:
- развивать память,обогащать словарный запас; речь, воображение.
Оборудование:
-учебник "Литературное чтение" Л. Ф. Климановой.
-   презентация 12 слайдов.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
I. Организационный момент.- Ребята, на прошлых уроках мы начали изучение нового блока, который называется "Поэтическая тетрадь".
- С творчеством каких поэтов мы познакомились? (Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского, А. Н. Плещеева)
- Вашим заданием на дом было выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…». Кто хочет рассказать стихотворение?
II. Проверка домашнего задания.Чтение наизусть стихотворений Ф.И. Тютчева.(Прослушать 2-3-х учеников).
III. Введение в тему:-Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством А. А. Фета.1. Первичное ознакомление с жизнью и творчеством поэта.- Может кто-то из вас уже читал стихи А. Фета? Какие стихи помните?
2.Короткая презентация и сообщение о жизни и творчестве А. Фета, подготовленная учениками Устюжаниной Д. и Ерещенко А.
-Ребята, для вас Саша и Даша подготовили небольшое сообщение о жизни и творчестве А. Фета. Послушайте и посмотрите презентацию, которую они для вас приготовили.
Даша:- Говоря об этом поэте не следует говорить слишком долго, представляя его, т.к. немного о нем известно такого, что было бы интересно кому-то, кроме его биографов. Жизнь его была довольно сложной внутренне и по некоторым обстоятельствам, в первую очередь его происхождение, каких-то бурных событий в его жизни почти что и не было.
Саша: - Вы видите его портрет. Вы видите уже взрослого, точнее сказать уже старого человека с лысой головой и большой бородой. Наших классиков мы привыкли видеть, как правило, именно таким образом по поздним портретам, когда они уже были признаны классиками. Конечно же Фет не всегда был таким маститым старцем, был он и мальчиком, и юношей и более ранние портреты показывают его как офицера в усах. Афанасий Фет, как многие русские дворяне отдал дань военной службе, он был гвардейским кавалеристом и вышел в отставку в чине штаб-ротмистра. Это довольно таки прилично, конечно же не генерал, но все же старший офицер. Фет выходит в отставку, женится и становится помещиком.
Даша:- Это пожалуй самая интересная особенность его как человека. Эта черта Фета, то что он был не просто помещиком, а помещиком очень активным, деятельным, эта черта до сих пор поражает и поражала всех и тогда. Принято считать, что помещечьи дела - это нечто не поэтическое, то, чем поэт не должен был бы интересоваться и заниматься всерьёз. Поэт в традиционном представлении, это дитя эфира, не привязан к материальному миру и не заботится о его устройстве. Действительно, если мы посмотрим биографии наших самых знаменитых поэтов 19 века -Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др- мы не увидим у них таких хозяйственных пристрастий и интересов.
Саша: - Кроме того, что Фет был помещиком и сочинял стихи, он еще и переводил. Переводил он с латинского языка и с немецкого языка, который был ему родной как и русский. Фет был немец по происхождению. Он переводил Гёте, а именно трагедию "Фауст". Это крупнейшее произведение этого крупнейшего немецкого классика и даже замахивался на перевод крупнейшего труда немецкого классика Иммануила Канта. Т. е. Фет был человек прекрасно образованный, много чего знал, хорошо знал философию.
Даша:- Но нам он прежде всего памятен как автор небольших лирических стихотворений, ну каких-то крупных поэм, произведений он не писал в отличии от Пушкина, Лермонтова, своих старших современников.
3. Изучение нового материала.
- Одно из самых известных вещей Фета это стихотворение "Весенний дождь". Оно очень маленькое, всего 12 строк. По виду оно очень простое, в нем ничего такого особенного не происходит. Но это естественно - стихотворение лирическое. Ведь лирика - это литература о чувствах. Т.е. может быть просто пейзаж, автор, который говорит нам о своих чувствах, больше ничего.
4. Чтение учителем стихотворения «Весенний дождь».
- Вот послушайте как звучит это стихотворение.
- Вроде бы все очень просто, вот приближается гроза или сильный весенний дождь. Затем очень понятная нам ситуация, любой из нас стоял у окна, будучи в лирическом настроении или от нечего делать, стоял и наблюдал, что происходит. Но не многие из нас стояли где-нибудь с мольбертом, видно, что это набросок очень художественный, можно подумать, что автор занимался живописью. Он очень внимателен к различным деталям. Через эти детали, через "маленького воробья", через "две капли дождя" он дает очень осязаемую, зрелищную картину того, что происходит. Он выступает как живописец природы в определённом смысле. - Прочитав стих, можно сказать, что, несмотря на то, что стихотворение очень простое, чувствуется, что он много думал о природе, о душе человека. Попробуем разобрать стихотворение по частям. Это довольно интересно, слов в нем мало, поэтому весит каждое слово много.
Разбор строк.
1) Еще светло перед окном- репродукция М. Горбань "Натюрморт"-
2) В разрывы облак солнце блещет - Ф. Васильев "Мокрый луг"3)И воробей своим крылом,В песке купаяся, трепещет- изображение воробья.
- Т.е., этот человек, который стоит у окна, он видит все сразу от неба до земли, от мелкого до большого. Это сразу создает картину движения, масштаба, размаха, ожидания чего-то.
4) А уж от неба до земли,Качаясь, движется завеса - А. Горбов "Будет дождь"
- Т.е., идет такая завеса дождя. В городе это не часто видно. А вот если мы за городом, когда мы в путешествии, видим что солнце еще сияет, а дождь идет такой стеной. Напоминаю, что автор стоит у окна, и сквозь свое окно видит такую панораму, весь мир предстает целиком.
5) Две капли брызнули в стекло, - репродукция М. Горбань "Натюрморт"-От лип душистым медом тянет,И что-то к саду подошло,По свежим листьям барабанит - А. Герасимов "После дождя"
- Свой мир нам показывает А. Фет в этом маленьком стихотворении5. Беседа после чтения.- Как вы понимаете выражения: «В разрыве облак солнце блещет», «Качаясь, движется завеса»? (Завеса — 1) большая занавеска (устар.); 2) (перен.) то, что скрывает, закрывает собой что-нибудь.)- Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.- Какую картину изобразил Фет в своем стихотворении?- Как он сумел показать начало дождя?6. Выразительное чтение стихотворения.VI. Работа над стихотворением «Бабочка»
1. Самостоятельное чтение стихотворения.Прочитайте стихотворение “Бабочка” про себя.
- Смогли ли вы увидеть бабочку? Какая она, расскажите? (Ответы детей)
- Какие слова помогли нам нарисовать бабочку в воображении? (Бархат мой - Лишь два крыла)
- Какой основной прием использовал поэт для создания образа бабочки? (Олицетворение – бабочка разговаривает с поэтом)
- Как относится бабочка сама к себе?
- С какими чувствами, интонациями говорит о себе?
Словарно-лексическая работа.
ОЧЕРТАНЬЕ - вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.БАРХАТ — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.- Подберите синоним к слову «сверкнув». (Блеснув, зажегся.) - Подберите антоним к слову «спешу». (Медлю.)2. Беседа по содержанию стихотворения.- От чьего имени написано стихотворение?- Какою изображена бабочка? Опишите ее. - Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки, рисунок ее полета? Объясните.- Выберите интонации, которые подойдут при чтении стихотворения. Подготовьтесь к выразительному чтению.- Как построено стихотворение? (Нечётные строки короче чётных, стихотворение в форме монолога бабочки)
- Каков его ритм? (Ритм неровен)
- О чём стихотворение? (О беззаботной бабочке).
3. Выразительное чтение стихотворения.
4. Самостоятельная творческая работа в группах.
- Каждая группа должна подобрать рифму к тем словам, которые я вам приготовила.
- А теперь, попробуйте сочинить четверостишие с этими словами.
Прочитаем сочинённые стихотворения выразительно
5. Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение “Бабочка”, желающим дополнить сочинённые стихотворения.
V. Итог урока.
- Что особенно запомнилось на уроке? (Ответы детей)