Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности В гостях у сказки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Широкинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»
Директор МБОУ Широкинской СОШ
__________________Н.Г.Чукин Приказ №___ от «__» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
В гостях у сказки
Социальное направление
Уровень общего образования (класс) - начальные классы 2,4 класс
Количество часов: в неделю 1ч., по программе 34ч., за год33ч.
Учитель: Измайлова Наталья Николаевна
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс включает 135 часов, из них в 1 классе- 33 часа; во 2- 4 классах - по 34 часа в каждом классе.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 8-10 лет в объеме 34 часа в год (один час в неделю). В соответствии с календарно- учебным графиком МБОУ Широкинской СОШ на 2016-2017 учебный год учебная программа будет реализована в объёме 33часов.
    Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Программа «В гостях у сказки» разработана с учётом современных педагогических технологий. Работа по формированию творческой личности посредством индивидуально – групповой работы построена на основе следующих принципов:
· Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка младшего школьного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
· Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
· Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
· Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
· Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, где школьник выступает в роли читателя, сочинителя, художника, исполнителя, режиссера. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека,личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Цель деятельности начального общего образования заключается в создании условий для развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
С каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть,безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни нравственностью. Просто то, что плохо, мы, взрослые, не смотрим, а дети еще не в силах отличить и поэтому смотрят все подряд. В связи с этим и разработана программа “В гостях у сказки”.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами произведений устного народного творчества  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а элементы театрализации помогут воспитать чувства прекрасного приобщить к культуре и искусству.
Программа внеурочной деятельности « В гостях у сказки» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы внеурочной деятельности:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
- Пробудить в детях интерес к сказке, книге;
- Воспитание бережного отношения к книге;
- Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- Воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родин
- Развитие устной речи, навыков общения;
- Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.
Планируемые результаты и способы их проверки
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоенияпрограммы курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки»формируются следующиепредметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные УУД:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. Д
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
-      готовность и способность учащихся к саморазвитию;
-      внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
-      ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
-      начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
-      формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.
В результате изучения курса «В гостях у сказки» обучающиеся на ступени начального общего образования должны знать:
·  10-15 сказок по выбору ученика;
- популярные русские народные сказки;
- популярные сказки разных народов;
- сказки отечественных и зарубежных авторов;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- произведения Л.Н.Толстого
- басни И.Крылова
Учащиеся должны уметь:
·  эмоционально воспринимать средства художественной выразительности;
·  отличать сказку о животных от других видов сказок;
·  отличать волшебную сказку от других видов сказок;
отличать басню от других литературных произведений
- сравнивать басни по структуре и сюжету;
·  находить черты сходства и различия в сказке;
·  сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;
- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;
- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Оценка полученных результатов
Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, дидактическая и ролевая игра, инсценировка, неоднократный просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием.
Структура занятий:
-       Беседа, рассказ учителя.
-       Слушание.
-       Различные виды чтения.
-       Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
-       Устный журнал, театрализация.
-       Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
-       Конкурсы, викторины.
-       Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
Способы проверки:
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка или выполнение творческой работы по самостоятельно выполненному эскизу.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:
-      оценка достигнутых самим ребенком результатов;
-      оценка законченной работы;
-      участие в выставках, играх и т.д.
-      реализация творческих идей.
Формы проведения итогов реализации программы:
Основными формами учёта знаний являются открытые мероприятия, викторины, тесты по прочитанному произведению, выполненные проекты, конкурсы рисунков.
Практический выход.Праздник сказок. Проекты. Участие в литературных конкурсах.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
литературные игры
конкурсы-кроссворды
библиотечные уроки
путешествия по страницам книг
проекты
уроки-спектакли
викторины
творческие проекты
кроссворды
занимательные беседы и т. д.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.
Методы контроля:
консультация,
доклад,
защита исследовательских работ,
выступление,
выставка,
презентация,
мини-конференция,
участие в литературных конкурсах.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
• проблемное обучение;
• моделирующая деятельность;
• поисковая деятельность;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии;
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
применение индивидуальных, групповых форм обучения;
формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
применение знаний учащимися на разных психологических уровнях.
Содержание программы
Содержание занятий программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию
История книги. (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (25 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (2 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». Что мы узнали о сказках.
Тематический план
№ Содержание программного материала Количество
часов
1 История книги 4
2 По дорогам сказок. Сказки народные и литературные 25
3 Книги-сборники. Басни и баснописцы 2
4 Книги Л.Н. Толстого для детей 2
ИТОГО 33
Календарно- тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Планируемые результаты Дата
Предметные УУД История книги -4ч
1 Книги-сборники былин, легенд, сказов. 1 Ученик научится понимать содержание прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию. Ученик в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться передавать интонационно чувства и характеры героев. Познавательные УУД
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Умение выражать свои мысли.
4.Осознанно строить свое высказывание в устной форме.
 Коммуникативные УУД
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять, что непонятно).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД
1.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные УУД
1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
5.09
2 Первые книги. Библия. Детская библия. 1 12.09
3 Летописи. Рукописные книги. 1 19.09
4 История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. 1 26.09
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные -29ч
5 Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». 1 Ученик научится различать жанры литературы. Ученик в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказывать произведение своими словами и с опорой на картинку, давать характеристику герою по его поведению. Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять, что непонятно).
2. устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
1.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Личностные УУД
1.оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
2.эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
3.выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 3.10
6 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». 10.10
7 А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
17.10
8 А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
24.10
9 А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
7.11
10 Сказки бытовые, волшебные, о животных. 14.11
11 Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка») 1 21.11
12 С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
28.11
13 Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
5.12
14 Сказки с загадками (братья Гримм «Умная дочь крестьянская») 1 12.12
15 Сказки с загадками (А. Платонов «Умная внучка») 1 19.12
16 Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». 1 26.12
17 Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк» 1 9.01
18 Русская народная сказка
«По-щучьему веленью» 1 16.01
19 Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» 1 23.01
20 Русская народная сказка «Марья-краса долгая коса» 1 30.01
21 Русская народная сказка «Поди, туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» 1 6.02
22 Русская народная сказка «Волшебные ягоды» 1 13.02
23 Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» 1 20.02
24 Русская народная сказка «Финист - ясный сокол» 1 27.02
25 Русская народная сказка «Волшебная дудочка» 1 6.03
26 Русская народная сказка «Волшебное кольцо» 1 13.03
27 Русская народная сказка «Елена Премудрая» 1 20.03
28 Русская народная сказка «Терёшечка» 1 3.04
29 Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» 1 10.04
Книги-сборники. Басни и баснописцы – 2ч 17.04
30 История басни. Басни И. Крылова. 1 31 Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. 1 24.04
Книги Л.Н. Толстого для детей – 2ч 32 Книги Л.Н. Толстого для детей. 1 15.05
33 Л. Н. Толстой «Царь и рубашка»
1 22.05 Материально- техническое оснащение образовательного процесса
Мультимедийное обеспечение:
Электронные образовательные ресурсы:
Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ruДетский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи
Наглядные пособия:
1.набор картинок с изображением сказочных героев.
Литература:
1.Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: - Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Былины/Сост.Ю.Г.Круглов. – М:Просвещение.1985.
4. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987.
5.Русские народные сказки/Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
7. Т.В.Городкова, Н.В.Ёлкина. Детские кроссворды.-Ярославль, Академия развития, 1999.
8.“365 золотых сказок” Сборник – М.: “Омега”,1998
9..Андерсен Х.К. “Сказки. Истории” – М.: “Просвещение”, 1987
10.Пушкин А. С. Сказки. — М. Просвещение, 2002
11.Стрелкова Л. П. Уроки сказки. — М. Просвещение, 1989
12.Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». — М. Просвещение, 1995
13. “Русские народные сказки” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005
Рассмотрено: Согласовано: Принято:
на заседании ШМО заместитель директора на педагогическом совете
____________цикла по УВР (ВР): _________ МБОУ Широкинской СОШ
Протокол № . .201_ года
от . .201_ года
Руководитель:_________ ____________________ Протокол №___ от __________