Открытый урок школы искусств отделения народные инструменты 4-6 кл. на тему: Работа над художественным образом музыкальных произведений при игре на баяне


Тема урока: Работа над художественным образом музыкальных произведений.

Тип урока: индивидуальный урок
Цель урока: Раскрыть художественный образ произведения, его характер и содержание доступными для учащегося средствами.
Задачи урока:
1.Воспитательная: Воспитание творческого подхода к инструменту и его специфическим особенностям.
2. Образовательная: изучение средств выразительности.
3. Развивающая: развитие ритмических, слуховых и эмоционально-образных представлений; выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств.
Музыкальный материал:
А. Доренский. Этюды
Гамма до мажорИ. Паницкий Вариации на тему двух народных песен «Среди долины ровныя» и «Светит месяц»
Слушание песен в записи: «Светит месяц» и «Среди долины ровныя»
Дидактический материал:
Репродукция картины И. Шишкина «Среди долины ровныя» и портрет В. В. Андреева.
Оборудование:
Баяны, пюпитр, нотная литература, компьютер.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя: «Художественный образ музыкального произведения как его неотъемлимая часть»
Основу любого музыкального произведения составляет его содержание, его художественный образ. Задача исполнителя состоит в том, чтобы умело передать задуманный композитором образ, раскрыть все музыкальные средства его воплощения.
Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы помочь начинающему музыканту увидеть этот образ, почувствовать характер музыкального произведения, раскрыть его содержание. Механическое нажатие нужных клавиш не раскрывает музыкальный образ произведения, а делает игру сухой и бесчувственной.
- Каким инструментом является баян?
Баян является клавишно-духовым инструментом.
- Какое значение имеет умение управлять мехом? (большое)
- Что от этого зависит?
Действительно, наряду с динамическими оттенками, огромное значение имеет умение управлять мехом, от чего зависит хорошая культура звука. Овладение всеми средствами музыки, необходимыми для создания художественного образа произведения, происходит не сразу, а в систематическом процессе обучения. С самых первых уроков необходимо уделять огромное значение качеству звука и характеру исполняемого произведения. Большую роль играет совместное исполнение, которое развивает у учащихся ряд важных практических навыков, позволяет услышать характер произведения, его ритмическую основу, динамику и развитие.
2. Отработка необходимых практических навыков на техническом материале.
Отработка необходимых практических навыков ведётся в первую очередь на техническом материале.
Задание 1. Педагог предлагает учащемуся сыграть гамму до-мажор разными штрихами дуолями, триолями, квартолями (легато, стаккато)
Педагогу необходимо следующее:
Следить за качеством звука.
Звук должен быть ровным. При движении вверх нужно делать крещендо, при движении вниз – диминуэндо.
Следить за правильной сменой меха (мех нужно менять после основного звука – тоники). Толчков при смене меха бать не должно.
Штрихи должны быть точными.
Задание 2.Исполнить арпеджио и аккорды в тональности до мажор.
При игре арпеджио необходимо добиться связного легато.
Аккорды должны быть чёткими, все ноты, составляющие аккорд, должны браться одновременно, не задевая соседних клавиш.
Задание 3. Работа над техникой и музыкальным образом в этюдах А. Доренского3. Работа над образами произведения И. Паницкого Вариации на тему двух народных песен «Среди долины ровныя» и «Светит месяц».
Работа над образом и характером произведения «Среди долины ровныя».
Проигрывание пьесы учащимся.
- Каков характер этого произведения? (Спокойный, повествовательный).
- Какими музыкальными образами пользуется композитор для передачи образа этой песни? (Спокойный, неторопливый темп. Тема ведётся выразительно на legato).
История создания песни.
Это самая известная песня Алексея Мерзлякова. Как и большинство других его песен, посвящена Анисье Веньяминовой-Зерновой, в которую он был безнадежно влюблен, и написана в подмосковном имении ее отца Жодочи в 1810 году. Песня стала популярной еще до опубликования автором.
Но, что самое интересное: разные источники, в том числе современные, автором этой популярной мелодии называют совершенно разных лиц. А именно упоминают имена Д. Кашина - постоянного соавтора Мерзлякова, О. Козловского и С. Давыдова.
Второе рождение песни произошло в 1883 году, и связано тоже с печальным событием - одноименная картина написана И. ШИШКИНЫМ в 1882 году через год после внезапной смерти любимой жены художника. Так появилась еще одно из замечательнейших поэтичных произведений русского искусства.
Показ репродукции картины.
- Что изобразил художник на своей картине? Что он хотел передать другим?
Пожалуй, только в русской культуре столько случаев, когда одно великое произведение рождает другое - и по жанру, и по исполнению и оба становятся в полном смысле "народными".
- Почему?
Наверное потому, что эти произведения (и исполнения) были действительно пережиты, в каждом из них - боль, тоска, радость - и уже не столько личная, сколько общая судьба народа, история. В них - часть души народа.
- Может, именно поэтому они так "цепляют" - и именно русскую душу?
Чтение стихотворения «Среди долины ровныя».
Среди долины ровныя,На гладкой высоте,Цветет, растет высокий дубВ могучей красоте.Высокий дуб развесистыйОдин у всех в глазах,Один, один, бедняжечка, Как рекрут на часах!Взойдет ли красно солнышко,Кого под тень принять?Ударит ли погодушка,Кто будет защищать?Ни сосенки кудрявые,Ни ивы близ него,Ни кустики зеленые Не вьются вкруг него.Ах, скучно одинокомуИ дереву расти!Ах, горько, горько молодцуБез милой жизнь вести!
- «Дыхание», т.е. смена меха во фразах соответствует тексту?
А теперь послушаем песню в исполнении хора Александра Васильевича Свешникова. (Слушание)
Слушание песни. Исполняет украинский оперный певец Микола Кондратюк.
Работа над пьесой после беседы.
- При исполнении не забывай о фразировке пьесы и динамике её развития, выполняй все проставленные нюансы и правильно меняй мех. Темп – спокойный, неторопливый. Характер – грустный. Очень выразительная мелодия. Аккомпанемент мягкий.
4. Работа над образом и характером русской народной песни «Светит
месяц»
Учитель: А теперь перейдём к другому произведению «Светит месяц».
- Сначала расскажи о характере этой песни?
Предполагаемый ответ уч-ся: Это русская народная песня весёлого танцевального характера. Темп – подвижный. Аккомпанемент – чёткий и отрывистый.
Пьеса исполняется в ансамбле с педагогом.
История создания песни.
Популярный вариант текста
Светит месяц, светит ясный,
Светит белая луна,
Осветила путь-дороженьку
Вплоть до Машина окна.
Я пошёл бы к Маше в гости,
Да не знаю, где живёт,
Попросил бы друга Петю —
Боюсь, Машу отобьёт.
Подхожу я под окошко,
А у Маши нет огня.
— Стыдно, стыдно тебе, Маша,
Так ложиться рано спать!
— А тебе, мой друг, стыднееДо полуночи гулять,
Не пора ль тебе жениться,
Машу в жёны себе взять?
Точное время возникновения песни неизвестно, она формировалась как часть русского народного фольклора.
Автором иногда указывается основоположник российской балалаечной музыки В. В. Андреев. Однако в биографии В. В. Андреева описывается его путешествие в 1912 году на русский Север в поисках материала, и о его знакомстве с будущим учеником Михаилом Погодиным на материале именно этой песни в таком виде.
Показ портрета В. В. Андреева.
Слушание песни «Светит месяц» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
- Какие средства музыкальной выразительности необходимы для того, чтобы передать характер песни «Светит месяц»? (быстрый и четкий ритм, штрих стаккато или нон легато, аккомпанемент четкий, фразировка по строчке стихотворения, динамика)
Работа над пьесой после беседы.
5. Чтение с листа.
6. Рефлексия (Анализ учеником себя, своей игры).
7. Итог урока.
Для раскрытия художественного образа музыкального произведения, его характера и содержания композитор пользуется многими средствами: тембр, темп, аккомпанемент, нюансы, фразировка, штрихи, динамика.