Элективный курс Решение генетических задач(11 класс)

Пояснительная записка.
Программа элективного курса разработана для обучающихся 11 класса. Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» наиболее интересные и сложные в курсе «Общая биология». Эти темы изучаются и в 9 и 10-11 классах, но времени на отработку умения решать задачи в программе недостаточно. Однако умение решать задачи по генетике предусмотрено Стандартом биологического образования; кроме , такие задачи входят в состав КИМ ЕГЭ (задания №5 и №6 части С)
. .
Цель курса: развитие у обучающихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.
Задачи:
развитие познавательного интереса к предмету,
ликвидация пробелов в знаниях учащихся,
показать практическую значимость общей биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины,
создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области генетики.
Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, применять теоретические знания на практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Общая характеристика учебного курса
Содержательным материалом для курса является блок «Основы генетики».
Разделы «Основы генетики» и «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.
Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний.

Межпредметные связи, реализуемые при изучении элективного курса:
Математика-умение производить простейшие вычисления, анализировать и прогнозировать результаты;
История- знание родословных основных персон мира для составления генеалогических древ при выполнении различных творческих работ;
Биологии - основ цитологии, молекулярной биологии, строения клетки.
Органической химии - строение углеводов, белков, аминокислот, нуклеиновых кислот.
Место элективного курса в учебном плане
Согласно учебному плану и календарному графику МОБУ СОШ с. Первомайское учебному плану на изучение элективного курса отводится 1 час в неделю в первом полугодии, всего 17 часов.
Результаты изучения элективного курса
Обучающиеся должны знать:
основные правила и законы наследственности: единообразие гибридов первого поколения, расщепление признаков, независимое наследование, сцепленное наследование;
хромосомную теорию наследственности, методы изучения наследственности;
закономерности изменчивости организмов: мутации, модификации, норма реакции, причины изменчивости;
значение генетики для медицины.
Обучающиеся должны уметь:
применять знания по молекулярной биологии, митозу, мейозу, оплодотворению для раскрытия сущности законов наследования;
давать характеристику типам скрещивания, приводить примеры, конкретизирующие рассматриваемые закономерности;
приводить примеры практического применения генетических знаний в медицине, сельском хозяйстве и др.;
применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране природы, приёмов выращивания растений и животных, получения новых сортов, пород и гибридов;
пользоваться генетической терминологией и символикой; определять сферу деятельности генетических законов применительно к конкретным ситуациям;
решать генетические задачи.




Содержание программы элективного курса

1. Введение – 1 ч. Предмет, задачи, объекты генетики
Раздел 1. Основы генетики человека.-29 часов
1.Закономерности наследственности и изменчивости человека-17 часов
История исследований генетики человека. менделеевская генетика человека. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование генов у человека
Г.И. Мендель – основоположник науки генетики. Основные закономерности наследования. Наследование признаков при моногибридном скрещивании. 1-й и 2-й законы Менделя. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.
Наследование признаков при дигибридном скрещи
· 2 ч. 3-й закон Менделя. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании.
Наследование признаков при взаимодействии генов. Комплементарное действие генов. Эпистатическое действие генов (эпистаз). Рецессивный эпистаз. Полимерное действие генов. Летальные гены и их наследование. Решение задач на наследование признаков при взаимодействии генов.
Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере. Решение задач на наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере.
Наследование признаков сцепленных с полом. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Календарная дата
Планируемые результаты
Примечание




По плану
фактическая



1
Введение. Генетика-наука о наследственности и изменчивости
1час
3.09.

Знать основные понятия, термины и законы генетики; - генетическую символику.




Закономерности наследственности человека
20 ч





2,3
Гибридологический метод. Составление простейших схем скрещивания
2часа
10.09
17.09

Уметь правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;



4,5
Моногибридное скрещивание.
2 часа
1.10
8.10

Уметь логически рассуждать и обосновывать выводы.


6,7
Решение задач на моногибридное скрещивание
2 часа
15.10
22.10

Знать основные понятия, термины и законы генетики; - генетическую символику.
- решать типичные задачи


8
Дигибридное скрещивание
1час
29.10

Уметь логически рассуждать и обосновывать выводы.


9,10
Решение задач на дигибридное скрещивание
2 часа
5.11
12.11

- правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;
- решать типичные задачи


11,12,13
Полигибридное скрещивание. Решение задач
3 часа
19.11
26.11
3.12

- решать типичные задачи


14
Решение задач на неполное доминирование
1час
10.12


- решать типичные задачи
- правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;


15,16
Кодоминирование
2 часа
17.12
24.12

Уметь логически рассуждать и обосновывать выводы.


Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
Ноутбук, проектор, компьютер, экран, микроскопы
Литература:
Для учителя:
Гершензон С.М. Основы современной генетики. М. Наука, 1983.
Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М., Колос . 1980.
Киселева З.С. Мягкова А.Н. Генетика. М. Просвещение. 1983.
Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление задач, основные термины, понятия и законы. Томск 2003.
В.Ю. Крестьяников, Г.Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. “Лицей” 2000г.
Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Саратов. ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм». 1997.
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М. Пр. 1981г.
Журнал «Биология в школе» № 6, 1981г. стр. 35 – К обучению школьников решению задач по генетике.
Журнал «Биология в школе» № 6, 1984г. стр. 47 – Как мы учим школьников решать задачи по генетике.
Журнал «Биология в школе» № 6, 1984г. стр. 49 – Методика использования и решения задач по генетике.
Журнал «Биология в школе» № 1, 1990г. стр. 31 – О некоторых правилах, помогающих в решении генетических задач.
Журнал «Биология в школе» № 6, 1990г. стр. 37 – О составлении и использовании генетических задач.
Для учащихся:
Биология для поступающих в ВУЗы /под ред. В.Н.Ярыгина. М.,Высшая школа,1997.
Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3. М.: Мир 1993.
Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии./ под ред. А.О.Рувинского. М. Просвещение. 1993.
В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. “Готовимся к ЕГЭ” Общая биология. М. Дрофа. 2004 г.
Электронные издания:

Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












13PAGE 15


13PAGE 14115




15