Рабочая программа по технологии 1 — 4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа № 1 им. дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова»

Рассмотрена Принята Утверждаю
методическим объединением педагогическим советом директор МБОУ
учителей начальных классов Протокол № 1 В.А.Белоножкина
Протокол № 21 от «30» августа 2016 г Приказ № 1/20
От «30» августа 2016 от «01»сентября 2016





Рабочая учебная программа
по технологии для 1 – 4 классов
начальное общее образование
срок реализации программы – 4 года




Составлена на основе авторской программы по технологии
для 1 – 4 классов Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг, Н.В.Добромыслова, Н.В.Шипилова




Составитель: Минаева Светлана Александровна


Плавск
2016
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П.Фрейтаг, Н.В.Добромысловой, Н.В.Шипиловой «Технология 1-4» УМК «Школа России»
Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
системно-деятельностный подход обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.



Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социачьно-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
учатся экономно расходовать материалы;
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникачьные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч во 24 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Направленность учебного предмета «Технология» на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, предметному миру.
Обучение технологии (труду) способствует формированию универсальных учебных действий. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.

Результаты освоения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных предстаапений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Основное содержание (135 часов)
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности
Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира. Современная техника: транспорт, средства связи, бытовые электроприборы и инструменты, компьютеры и т.д. (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции). Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее представление).
Содержание труда людей ближайшего окружения: профессии моей семьи. Ручной, механизированный и автоматизированный труд.
Процесс труда: планирование и организация рабочего места; рациональное размещение инструментов и материалов; распределение рабочего времени; выполнение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте; контроль за ходом деятельности; соотнесение результатов деятельности с образцом. Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, компьютером; соблюдение правил личной гигиены.
Первоначальные умения проектной деятельности: сбор и анализ информации о создаваемом изделии; поиск и построение плана деятельности; коллективный выбор лучшего варианта; определение последовательности изготовления изделия; выбор средств достижения поставленной задачи; изготовление изделия; проверка изделия в действии; представление и оценка результатов деятельности.
Варианты проектов: разработка поздравительных открыток, игрушек, домашней утвари (прихватки, подставки для карандашей и т. п.); создание декоративных композиций и панно из различных материалов; сборка моделей архитектурных сооружений и технических устройств из деталей конструктора.
Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)
Многообразие материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.
Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение формы и размеров деталей изделия, способов их соединения по рисункам, эскизам, чертежам. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Определение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме и операционной карте. Условные обозначения на чертежах и схемах. Понятия: заготовка, деталь, изделие.
Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля, угольника). Представление о развертке, выкройке детали.
Изготовление изделий из бумаги и картона. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых геометрических форм (в том числе с использованием компьютерных технологий).
Варианты объектов труда: поздравительные открытки, закладки для книг, игрушки, изделия в технике оригами (собачка, кошка, тюльпан. кораблик и т.п.), летающие модели, макеты архитектурных форм, коробочки, подставки для письменных принадлежностей, подарочные упаковки, декоративные композиции.
Изготовление изделий из природных материалов. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике мозаичных и аппликационных работ.
Варианты объектов труда: изготовление моделей объектов окружающего мира (архитектурные сооружения, цветы, фрукты, овощи, животные, предметы быта и т. п.), декоративные композиции.
Изготовление изделий из пластичных материалов. Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.
Изготовление изделий из пластичных материалов: подготовка однородной массы; формообразование деталей изделия; соединение деталей на шип, «в надрез»; пластическое преобразования целой заготовки в изделие; использование природных материалов и фурнитуры для оформления изделия; приемы создания фактурной поверхности; сушка изделия. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: создание моделей объектов живой и неживой природы; создание декоративных композиций из пластичных материалов.
Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (животные, птицы, цветы и т.п.); изготовление моделей объектов неживой природы (транспорт, архитектурные сооружения, предметы быта).
Изготовления изделий из текстильных материалов. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов.
Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей петлеобразными стежками, ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из тканей и нитей.
Варианты объектов труда: закладки для книг, декоративные салфетки, прихватки, одежда для кукол, пальчиковые куклы, мягкая игрушка, изготовление изделий в технике лоскутной пластики, нитяной графики.
Изготовление изделий из проволоки и фольги. Краткая характеристика операций обработки проволоки и фольги (последовательность, инструменты и приспособления).
Изготовление изделий из проволоки и фольги: правка и резание заготовок, сгибание ручными инструментами и на оправках; плетение из проволоки; тиснение фольги; способы соединения деталей из проволоки и фольги.
Создание изделий и декоративных композиций из проволоки и фольги по собственному замыслу.
Варианты объектов труда: головоломки, каркасные модели животных и растений, оплетение готовых форм (ручек, карандашей и т.п.); рамки для фотографий, елочные украшения, декоративные композиции.
Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. Машины и механизмы: назначение и история создания. Общее представление об устройстве машины: двигатель, механизм передачи движения, рабочий орган, органы управления. Краткая характеристика операций сборки моделей из деталей конструктора (последовательность, инструменты и приспособления). Понятия: типовая деталь, подвижные и неподвижные соединения деталей.
Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение принципа действия и устройства простейших машин и механизмов по образцу и графическому изображению; определение назначения, количества и способа соединения деталей и узлов.
Практические работы. Сборка моделей машин и механизмов из деталей конструктора: сборка модели по образцу и сборочной схеме с использованием типовых деталей и механизмов; приемы монтажа изделия с использованием резьбовых соединений; проверка модели в действии; демонтаж изделия.
Создание моделей несложных объектов по собственному замыслу.
Варианты объектов труда: сборка моделей транспортных средств на основе различных видов тележек, сборка моделей транспортирующих устройств типа подъемного крана, экскаватора, транспортера; сборка моделей бытовой техники типа миксера, дрели и т. п.
Домашний труд
Уход за одеждой. Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные и декоративные элементы одежды. Правила ухода за одеждой и обувью.
Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц; восстановление распоротых швов на одежде; декоративное оформление одежды вышивкой, аппликацией.
Ремонт книг. Общее представление об истории книгопечатания. Основные части книги. Материалы, применяемые для изготовления книг. Правила обращения с книгами. Приемы обработки плотной бумаги и картона. Несложный ремонт книг: ликвидация разрывов книжных листов; крепление выпавших листов книги; склеивание обложки книги. Бережное использование и экономное расходование материалов. Ремонт учебников и тетрадей.
Декоративное оформление предметов быта и жилища. Общее представление об интерьере дома. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России. Семейные праздники и традиции. Украшение дома. Правила уборки помещений.
Декоративное оформление домашней утвари и жилища изделиями из бумаги и ткани, декоративными панно, аппликацией из различных материалов, композициями из декоративных цветов и т.п. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов, сувениров для конкурсов, подарков. Уборка помещений.
Современная бытовая техника. Современная бытовая техника (назначение, общее представление об устройстве). Правила управления. Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники. Экономное расходование электроэнергии.
Управление работой бытовой техники; чтение условных обозначений на панелях бытовых приборов и пультах управления; соблюдение мер безопасности при использовании бытовых электроприборов.
Практика работы на компьютере
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.). Включение и выключение компьютера и подключенных к нему устройств; приемы работы мышью. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Безопасные приемы труда при работе на компьютере.
Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать. Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.
Содержание учебного предмета
Учебно - тематический план
1 класс (33 ч)

Содержание программного материала
Количество часов

1
Давайте знакомиться
2

2
Человек и земля
21

3
Человек и вода
3

4
Человек и воздух
3

5
Человек и информация
3

6
Заключение
1


Итого
33


«Давайте познакомимся» (2 ч)
Что такое технология. Как работать с учебником. Я и мои друзья
Материалы и инструменты. Организация рабочего места.
«Человек и земля» (21 ч)
Природный материал. Виды природных материалов. Изделие: « Аппликация из листьев».
Пластилин. Знакомство со свойствами пластилина. Приемы работы с пластилином. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Составление тематической композиции. Изделие «Мудрая сова».
Растения. Использование растений человеком. Изделие: «Заготовка семян»
Проект «Осенний урожай» Этапы проектной деятельности (на практическом уровне.). Работа с пластилином. Понятие: проект. Изделие: «Овощи из пластилина»
Бумага. Виды и свойства бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Изделие: Закладка для книг.
Симметричный орнамент из геометрических фигур. Изделие. Волшебные фигуры.
Насекомые. Виды насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Изделие «Пчелы и соты».
Дикие животные. Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Изделие: «Коллаж «Дикие животные»»
Новый год. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.
Изделие: «украшение на елку». Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Изделие: «украшение на окно» Проект «Украшаем класс к Новому
Домашние животные. Виды домашних животных. Закрепление навыков работы с пластилином. Изделие: «Котенок».
Такие разные дома. Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Изделие: « Домик из веток».
Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Проект «Чайный сервиз».Изделия: «чашка», « чайник», «сахарница»
Посуда. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», «чайник», «сахарница»
Свет в доме. Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Изделие: «Торшер».
Мебель. Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Изделие: «Стул».
Одежда. Ткань. Нитки. Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Изделие: «Кукла из ниток»
Знакомство с правилами работы с иглой. Изделия: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью»
Использование разных видов стежков для оформления закладки.Изделия:«Закладка с вышивкой»,
Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Изделия: «Медвежонок»
Передвижение по земле. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Изделие: «Тачка».
«Человек и вода» (3 ч)
Осмысление значимости воды для человека и растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»
Питьевая вода. Создание композиции. Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы).
Передвижение по воде. Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот».
Человек и воздух (3 ч)
Использование ветра. Работа с бумагой. Осмысление способов использования ветра человеком. Изделие: «Вертушка»
Полёт птиц. Знакомство с видами птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Выполнение аппликации. Изделие: «Попугай»
Полёты человека. Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изделие: «Самолет», «Парашют»
«Человек и информация» 3 часа
Способы общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо»,
Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.
Компьютер. Компьютер и его части. Правила пользования компьютером.
Заключение 1 ч.
Анализ своей работы на уроках технологии, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ

2 класс (34 ч)
Учебно – тематический план

Содержание программного материала
Количество часов

1
Давайте знакомиться
1

2
Человек и земля
20

3
Человек и вода
3

4
Человек и воздух
3

5
Человек и информация
5

6
Заключение
2


Итого
34


Давайте знакомиться (1ч)
Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, Материалы и инструменты.

Человек и земля (20ч)
Земледелие.Деятельность человека на земле.Земледелие. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Понятие: земледелие.Профессии: садовод, овощевод.Практическая работа: «Выращивание лука»
Посуда. Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Назначение посуды. Плетение корзин.Профессии: гончар, мастер-корзинщик.Понятия: керамика, глазурь.Изделие: «Корзина с цветами».
Закрепление приемов работы с пластилином. Оформление композиций с использованием природных материалов.Изделие: «Семейка грибов на поляне.Практические работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые».
Тестопластика. Сравнение приемов работы с соленым тестом и приемов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря и кондитера. Профессии: пекарь, кондитер.Понятия: тестопластика.Изделие: «Игрушка из теста»
Проект «Праздничный стол»Изготовление изделий из пластичных материалов (по выбору учителя). Сравнение свойств соленого теста и пластилина
Народные промыслы. Хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента на объемное изделие.Техника: папье-маше, грунтовка.Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент.Изделие: «Золотая хохлома».
Городецкая роспись. Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги. Понятия: имитация, роспись, подмалёвок. Изделие: «Городецкая роспись».
Дымковская игрушка. Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Изделие: «Дымковская игрушка»
Выполнение деревянного пейзажа в технике рельефной картины.. Прием получения новых оттенков пластилина.Понятия: рельеф, пейзаж.Изделие: пейзаж «Деревня»
Домашние животные.Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадьми. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Соединение движущейся конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок.Профессии: животновод, коневод, конюх.Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона.Изделие: «Лошадка»Практическая работа: «Домашние животные».
Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и т. д. Свойства природных материалов и приемы работы с этими материалами. Аппликация из природного материала. Прием нанесения разметки при помощи кальки.Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицеферма.Изделие: «Курочка из крупы», «Цыпленок», «Петушок» (по выбору учителя)
Проект «Деревянный двор»Изготовление объемных изделий на основе развертки.Понятие: развертка.
Новый год.История возникновения елочных игрушек и традиции празднования Нового года.Симметричные фигуры. Приемы изготовления изделий из яичной скорлупы. Изделия: «Новогодняя маска»
Строительство.Особенности деревянного зодчества. Профессия- плотник. Конструкции русской избы (венец, наличник, причелина).Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы.. Выполнение работы в технике полуобъемная пластика. Особенности разметки деталей сгибанием и приданием им объема, скручивание деталей с помощью карандаша.Профессии: плотник.
Понятия: кракле, венец, наличник, причелина.Изделия: «Изба»
В доме.Традиции оформления русской избы, правила приема гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новым инструментом – циркулем.Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой.Понятие: циркуль.Изделие: «Домовой».
Проект: «Убранство избы».Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Печная утварь и способы ее использования. Изготовление модели печи из пластичных материалов..Профессии: печник, истопник.Понятия: утварь, лежанка, устье, шесток. Изделие: «Русская печь»
Ткачество. Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление модели ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. Выполнение разных видов переплетений.Понятия: переплетение, основа, уток.Изделие: «Коврик»
Народный костюм.Национальный костюм и особенности его украшения. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон. Работа с нитками и картоном. Освоение приемов плетения в три нити.Понятия: волокна, виды волокон, сутаж, плетение.Изделие: «Русская красавица»
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы иглой, правила техники безопасности при шитье. Изделие: «Кошелек»
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурных стежков. Использование литературного текста для получения информации.Понятие: пяльцы.Профессии: пряха, вышивальщица.Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка».
Человек и вода (3ч)
Рыболовство.Вода и ее значение для жизни на Земле. Рыболовство. Новый вид техники – «изонить». Профессия: рыболов.Понятия: рыболовство, изонить.Изделие: композиция «Золотая рыбка».
Проект «Аквариум».Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок. Композиция из природных материалов. Понятие: «Аквариум»
Полуобъемная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Знакомство со сказочными морскими персонажами: «Русалка, сирена»Понятия: оберег, оригами.Изделие: «Русалка»
Человек и воздух (3ч)
Птица счастья.Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами.Понятия: оберег, оригами.Изделие: «Птица счастья»
Использование ветра.Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объемной модели мельницы на основе развертки. Понятие: мельница.Профессия: мельник.Изделие: «Ветряная мельница»
Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование.Новый вид материала - фольга (металлизированная бумага). Свойства фольги. Использование фольги.Соединение деталей при помощи скрепки.Понятия: фольга, флюгер.Изделие: «Флюгер»

Человек и информация (5ч)
Книгопечатание.История книгопечатания. Способы создания книги для человека. Оформление разных видов книг.Выполнение чертежей, разметка по линейке.Правила разметки по линейке.Понятия: книгопечатание, книжка-ширма.Изделие: «Книжка-ширма»
Поиск информации в интернете.Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск в Интернете информации Понятия: компьютер, Интернет, набор текста.Практическая работа: «Ищем информацию в интернете»

Заключение (2)
Анализ своей работы на уроках технологии, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.

3 класс (34 ч)
Учебно – тематический план

Содержание программного материала
Количество часов

1
Давайте знакомиться
1

2
Человек и земля
21

3
Человек и вода
4

4
Человек и воздух
3

5
Человек и информация
4

6
Заключение
1


Итого
34

Давайте знакомиться(1ч)
Как работать с учебником. Путешествуем по городу. Особенности содержания учебника 3 класса.. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод.

Человек и земля (21 ч)
Архитектура.Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирования при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом.Объемная модель дома. Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.Понятия: архитектура, каркас, чертеж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развертка, линии чертежа.Изделие: «Дом»
Городские постройки.Назначение городских построек, их архитектурные особенности.Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы с плоскогубцами, острогубцами.Объемная модель телебашни из проволоки.Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.Изделие: «Телебашня»
Парк.Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник.Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.Изделие: «Городской парк»
Проект «Детская площадка».Изготовление объемной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Понятия: технологическая карта, защита проекта.Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели».
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.Виды и модели одежды. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды – «вышивка», «монограмма».Правила безопасной работы иглой.Виды швов. Строчка стебельчатых и петельных и крестообразных стежков.Аппликация. Профессии: модельер, закройщик, портной, швея.Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая Одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликаций, вышивание, монограмма, шов.Практическая работа: «Коллекции тканей».Изделие: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука», Аппликация из ткани.
Изготовление тканей.Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции.Профессии: прядильщица, ткач.Понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен.Изделие: «Гобелен»
Вязание .Новый технологический процесс – вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначения вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания – крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком.Понятия: вязание, крючок, воздушные петли.Изделие: «Воздушные петли»
Одежда для карнавала.Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии.Понятия: карнавал, крахмал, кулиска.Изделия: «Кавалер», «Дама».
Бисероплетение.Знакомство с новым материалом – бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы бисером. Леска, ее свойства и особенности. Использование лески при изготовлении изделий из бисера.Освоение способов бисероплетения.Понятия: бисер, бисероплетение.Изделия: «Браслетик «Цветочки»», «Браслетик, «Подковки»»Практическая работа: «Кроссворд «Ателье мод»»
Кафе.Знакомство с работой кафе. Профессиональные особенности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы при помощи мерок.Работа с бумагой, конструирование модели весов.Профессии: повар, кулинар, официант.Понятия: порция, меню.Изделие: «Весы»Практическая работа: «Тест «кухонные принадлежности»».
Фруктовый завтрак.Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд.Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости. Понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость.Изделие (по выбору учителя): «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке»Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака»»
Колпачок-цыпленок.Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.Понятия: синтепон, сантиметровая лента.Изделие: «Колпачок-цыпленок»
Бутерброды.Блюда, не требующие тепловой обработки – холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов.Изделие: «Бутерброды», «Радуга на шпажке» (по выбору учителя)
Салфетница.Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.Понятия: салфетница, сервировка.Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток».
Магазин подарков.Виды подарков. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Изготовление подарка ко Дню защитника Отечества. Работа с пластичными материалами (тестопластика).Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин.Понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок.Изделие: «Соленое тесто», «Брелок для ключей».
Золотистая соломка.Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала – соломкой. Свойства соломки. Ее использование в декоративно - прикладном искусстве. Технологии подготовки соломки – холодный и горячий. Изготовление аппликации из соломки. Учет цвета, фактуры соломки при создании композиции.Понятия: соломка, междоузлия.Изделие: « Золотистая соломка»
Упаковка подарков.Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка. Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки для подарка.Понятия: упаковка, контраст, тональность.Изделие: «Упаковка подарков»
Автомастерская.Знакомство с историей создания и устройством автомобиля.Работа с картоном. Построение развертки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объемных фигур.Создание объемной модели грузовика из бумаги.Тематическое оформление изделия.Профессии: инженер- конструктор, автослесарь.Понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объемная фигура, грань.Изделие: «Фургон «Мороженое»»
Грузовик.Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное). Сборка изделия. Презентация.Понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение.Изделия: «Грузовик», «Автомобиль»Практическая работа: «Человек и земля»
Человек и вода (4 ч)
Мосты.Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки из-под коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей – натягивание нитей.Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.Изделие: модель «Мост»
Водный транспорт. Виды водного транспортаПроект: «Водный транспорт». Проектная деятельность. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты.Профессия: кораблестроитель.Понятия: верфь, баржа, контргайка.Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя).
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъемные и объемные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой из подручных материалов.Проект «Океанариум»Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов.Профессия: ихтиолог.Понятия: мягкая игрушка, океанариум.Практическая работа: «Мягкая игрушка».Изделие: «Осьминоги и рыбки».
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.Понятия: фонтан, декоративный водоем.Изделие: «Фонтан»Практическая работа: «Человек и вода».
Человек и воздух (3 ч)
Зоопарк.Знакомство с историей возникновения зоопарка в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Работа с бумагой. Изготовление изделий в технике оригами по условным обозначениям.Понятия: оригами, бионика.Изделие: «Птицы».Практическая работа: «Тест «Условные обозначения техники оригами»»
Вертолетная площадка.Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Особенности профессии летчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолета. Знакомство с новым материалом – пробкой.Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор.Понятия: вертолет, лопасть.Изделие: «Вертолет «Муха»»
Воздушный шар.Техника «папье-маше». Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники «папье-маше».Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.Понятия: «папье-маше».Изделия: «Воздушный шар».
Человек и информация (4 ч)
Переплетная мастерская.Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания.Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплет, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплетчика. Переплет книги и его назначение. Декорирование изделия.Освоение элементов переплетных работ (переплет листов в книжный блок) при изготовлении «Папки достижений».Профессии: печатник, переплетчик.Понятия: переплет.Изделие: «Переплетные работы»
Почта.Способы общения и передачи информации. Почта, телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.Профессии: почтальон, почтовый служащий.Понятия: корреспонденция, бланк.Изделие: «Заполняем бланк».
Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы.Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль.Проект «Готовим спектакль». Проектная деятельность. Заполнение технологических карт. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитье. Изготовление пальчиковых кукол. Колпачок. Работа с бумагой по шаблону. Презентация, работа с технологической картой, расчет стоимости изделия.Профессии: кукольник, художник-декоратор, кукловод.Понятия: театр, театр кукол, программа.Изделие: «Кукольный театр»
Афиша.Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, формирование и печать.Создание афиши и программки на компьютере.Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор. Изделие: «Афиша»
Заключение (1ч)
Анализ своей работы на уроках технологии, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.

4 класс (34 ч)
Учебно – тематический план

Содержание программного материала
Количество часов

1
Давайте знакомиться
1

2
Человек и земля
21

3
Человек и вода
3

4
Человек и воздух
3

5
Человек и информация
5

6
Заключение
1


Итого



Давайте знакомиться(1ч)
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приемы работы.
Человек и земля (21 ч)
Вагоностроительный вагон.Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Составление модели вагона из бумаги, картона.Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагонов, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон».
Полезные ископаемые.Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.Проектная работа. Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга.Профессии: геолог, буровик.Изделие: «Буровая вышка».
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися.Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.Профессии: мастер по камню.Изделие: «Малахитовая шкатулка».
Автомобильный завод.Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция.Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика».
Монетный двор.Знакомство с основами чеканки моделей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, теснение.Изделие: «Стороны медали», «Медаль».
Фаянсовый завод.Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.Профессии: скульптор, художник.Изделие: «Основа для вазы», «Ваза».Тест: «Как создается фаянс».
Швейная фабрика.Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра, создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства.Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик.Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер.Изделие: «Прихватка».
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии. Понятия: мягкая игрушка.Изделие: «Новогодняя игрушка», «Птичка»
Обувное производство.Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание моделей обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик.Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.Изделие: «Модель детской летней обуви».
Деревообрабатывающие производства.Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы со столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.Профессия: столяр.Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений».
Кондитерская фабрика.Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.Профессии: кондитер, технолог-кондитер.Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао - тертое, какао-масло, конширование.Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия»»Изделие: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье».
Бытовая техника.Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/ плафон для настольной лампы.Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов»».Изделие: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы».
Тепличное хозяйство.Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.Профессии: агроном, овощевод.Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.Изделие: «Цветы для школьной клумбы».
Человек и вода (3 ч)
Водоканал.Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струи метра.Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.Изделие: «Фильтр для чистки воды».
Порт.Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы».Изделие: «Канатная лестница».
Узелковое плетение.Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме.Изделие: «Браслет».
Человек и воздух (3 ч)
Самолетостроение. Ракетостроение.Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.Профессии: летчик, космонавт.Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.Изделие: «Самолет».
Ракетоноситель.Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний на бумаге: свойства, виды, история.Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.Изделие: «Ракетоноситель».
Летательный аппарат. Воздушный змей.Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор.Изделие: «Воздушный змей».
Человек и информация (5 ч)
Переплётные работы .Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в 5 проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплета (форзац, слизура). Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.Изделие: Книга «Дневник путешественника»»
Создание содержания книги.ИКТ на службе человека, работа с компьютером.ИКТ в издательском деле.Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».Практическая работа: «Содержание».
Работа с таблицами.Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.Понятия: таблица, строка, столбец.Изделие: работа с таблицами.
Создание титульного листа.Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный лист».
Заключение (1ч)
Анализ своей работы на уроках технологии, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.

Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
В результате изучения курса технологии обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Выпускник научится:
называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
уважительно относиться к труду людей, понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их.
Метапредметные результаты:
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий;
научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
Предметные результаты:
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям;
соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере Выпускник научится:
соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с персональным компьютером как техническим средством;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Материально-техническое обеспечение
«Технология. 1. класс» (Роговцева. Н.В. Богданова, И.П.):
«Технология. 2. класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. Н.В. Доб-ромыслова):
«Технология. 3 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. Н.В. Добромыслова):
«Технология. 4 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова, Н.В. Шипилова, СВ. Анашенкова).
Электронные учебные пособия: Электронное приложение к учебнику «Технология», 1-4 класс
(Диск CD-ROM), Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска.. Персональный компьютер с принтером. Ксерокс. Фотокамера.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15