Методический материал к урокам обществознания Духовная сфера жизни общества


centerbottom10500090000centercenter0105000centercenter0105000centertop10500090000
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. ЧАСТЬ 5. Духовная сфера.
Учитель истории и права Куркина А.П.


Культура
Слово «культура» имеет три основных значения:
возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли; образование, воспитание, развитие; поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком.
Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты — технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.
Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты — религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д.
447675-254000
Функции культуры: Образовательно-воспитательная функция. Интегративная и дезинтегративная функции культуры .Регулирующая функция культуры. Функцию трансляции (передачи) социального опыта. Функция познавательная (гносеологическая).Регулятивная (нормативная) функция. Знаковая функция. Ценностная, или аксиологическая.
428625063500
Основные элементы культуры
Знаки - материально, чувственно воспринимаемые предметы (явления, действия, отношения), служащие для обозначения других предметов, явлений, действий, а также передачи и переработки информации (знаний).Символы — это тоже знаки, но такие, которые вызывают однозначную социальную реакцию и служат средством социального взаимодействия.
Язык - объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта.
Ценности - это набор тех социально значимых предпочтений, приоритет которым отдают различные социальные группы в обществе.
Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Стандарты поведения определяются социальными нормами.
Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную опенку окружающих и основанные на привычках.
Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Обычаи - традиционно установившийся порядок поведения, в отличие от манер присущий широким массам людей. Он также основан на привычке, но не на индивидуальной привычке, а коллективной.
Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени
Религия

Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.
Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов:
религиозное сознание (идеология и религиозная психология);
религиозный культ (отношения);
религиозные организации.
Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем.
Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе.
Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу.
Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей.

Искусство
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.
-47625-317500
Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).
Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:
эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
4762500000
гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
447675317500
Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д.
Литература Музыка Танец Живопись Архитектура Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театр Цирк Кино Фотография Эстрада
Образование

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.
Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.
Функции образования следующие: воспитание; социализация; подготовка квалифицированных специалистов; приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Система образования включает:
дошкольные образовательные учреждения;
общеобразовательные учреждения;
образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
негосударственные образовательные учреждения;
дополнительное образование.
Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:
дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.
По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.
Две подсистемы образования:

Наука

Наука — это определенная система знаний о природе, об обществе, о человеке, а также особый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование.
В строгом смысле слова наука как явление культуры появилась в XVII в., что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний.
Классификация наук
К естественным наукам относятся науки:
4933950-127000
о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);
физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);
человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).
Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают различные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).
447675-317500
Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).
4857750-127000
Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).
Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:
мировоззренческая (наука объясняет мир);
гносеологическая (наука способствует познанию мира);
преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).