Сценарий классного часа А Музы не молчали…


Аннотация.
Данный сценарий освещает тему развития культуры и искусства в годы Великой Отечественной войны.
Здесь отражена роль творчества для людей в тяжелые времена. Песня, проза, танец имели огромное значение для солдат.
Учащиеся знакомятся с Народным музеем средней школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича, с его деятельностью. В процессе учащиеся знакомятся с «Седьмой симфонией  Д. Д. Шостаковича». Также рассматриваются другие виды народной культурной деятельности, такие как военные песни, агитбригады (деятельность Домов культуры), танцы, стихи и влияние их на жизнь народа.
Основные задачи: 1.Духовное, нравственное воспитание обучающихся;
2. воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
3.пропаганда художественными средствами героической истории и воинской славы России;
4.возрождение художественного наследия патриотической тематики, времен Великой Отечественной войны;
Мероприятие рассчитано на детей среднего школьного возраста (10-13 лет).
Оборудование: Для данного мероприятия необходимо наличие технических средств (проектор, экран) так как имеется презентация и видеоматериалы, а также музыкальное сопровождение.
Методические советы: Мероприятие может проводиться в форме беседы, урока мужества, гражданственности и патриотизма, концерта (при наличии концертных номеров).
Список литературы: Косов Г.В. Теория народной художественной культуры//Учебное пособие. - Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008.
Тема: «А музы не молчали…
Тема сегодняшнего классного часа звучит как «А музы не молчали…» Слайд 1.
Он будет посвящен творчеству в годы Великой Отечественной войны.
Искусство во все времена помогало людям жить, давало силы в трудные времена. Но в годы Великой отечественной войны творчество занимало особое место и играло очень важную роль.
Наверняка многие из Вас знают, что в нашем городе на набережной реки Пряжки, 4-6 располагается музей с таким же названием, как и тема нашего классного часа.
Кто скажет, о каком музее идет речь? (дети делятся своими знаниями и догадками)
Здесь расположен Народный музей средней школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича. (Слайд 2) Созданный учителями и учениками школы, музей был открыт 16 марта 1968 года. Он известен всему миру своим собранием исторических документов по теме: «Искусство и война». Он уникален: ни один из музеев Санкт-Петербурга так полно и подробно не рассказывает о духовной жизни осаждённого города, об его огромном творческом потенциале, востребованном жителями в годы войны, о людях искусства, о трагических судьбах ленинградцев.Кто-нибудь из Вас посещал этот музей?
Идея музея о творческой жизни блокадного Ленинграда принадлежала Евгению Алексеевичу Линду, учителю школы № 235, и была поддержана педагогическим коллективом и учениками школы, а также деятелями культуры и искусства Ленинграда, пережившими блокаду. Подаренные ими документы и вещи легли в основу коллекции музея. (Слайд 3)Экспозиция музея рассказывает о героическом труде деятелей литературы и искусства блокадного Ленинграда. В музее есть реликвии, экспонировать которые счел бы за честь любой музей мира. Здесь есть блокадные дневники актеров, письма детей отцам на фронт, авторский экземпляр веселой оперетты, написанной в осажденном городе, бережно хранится земля, привезенная школьниками с Невской Дубровки, где земли и металла - поровну.(Слайд 4)В музее хранятся реликвии другого плана - например, поясной ремень одного из руководителей Ленинградского радиокомитета В.Ходоренко. Надпись на этикетке: «По насечкам, оставленным на ремне, можно проследить, как все туже затягивался ремень...». Отдельные разделы экспозиции посвящены симфоническому оркестру Ленинградского радио, первым исполнителям в блокадном городе Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д.Шостаковича, работе композиторов, музыкантов и музыковедов, коллективам Театра музыкальной комедии, Театра юных зрителей, Театра Краснознаменного Балтийского флота и другим ленинградским театрам, фронтовым артистическим бригадам и многому, многому другому...(Слайд 5)Сейчас мы с Вами прослушаем отрывок из Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. (звучит симфония)
Кому-нибудь из Вас знакомо данное произведение?
Прослушанная нами Седьмая симфония не единственное произведение, посвященное теме войны. Существует огромное количество песен, в которых звучит эта тема.
А какие песни о войне знаете вы? (дети отвечают)Предлагаю посмотреть небольшой видео ролик, в котором звучит хорошо известная Вам всем песня. (видео фрагмент из кф «В бой идут одни старики» 1973г.)Солдатские песни! Как ни тяжело было на передовой, но песня спасала, песня выручала, песня согревала, песня давала надежду. (Слайд 6)Когда война отхлынула от наших границ, и её яростный вал покатился к Берлину, появились новые песни «Дорога на Берлин», «Казаки», «Ехал я из Берлина».
Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.(Слайд 7)Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иногда старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни, как личное оружие. Говорилось, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Эта песня написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни все, что пытался разрушить беспощадный фашист. Поэтому песня эта стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан.
Звучит песня «Катюша». (учащиеся подпевают)
Песня лирическая пробуждала лучшее в человеке; песня веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла упасть духом, затосковать. (Слайд 8)
Постоянно обслуживали воинов фронтовые и армейские ансамбли песни и пляски. С большим успехом прошли концерты ансамбля войск НКВД под управлением Дунаевского, ансамбля Орджоникидзевского ДКА, ансамбля красноармейской песни и пляски 18-й армии, концертной группы Черноморского флота. Множественные Дома Пионеров принимали активное участие в проведении концертов художественной самодеятельности на фронтах и в тылу. (Слайд 9)
Ансамбли, театры и концертные бригады, действовавшие в войсках, не могли в полной мере удовлетворить потребности огромного фронта, миллионов воинов. Успешное решение этой задачи предполагало широкое использование «внутренних резервов» самой армии - многочисленные любители искусства из ряда бойцов и командиров. (Слайд 10)
К тому же жизнь неоднократно подтверждала, что и в мирные дни, и на дорогах войны песня, пляска, музыка - верные, надежные друзья солдата.
(видео ролик военной пляски)Ответом наших поэтов на чувства и переживания народа, охваченного патриотическим подъемом, был поток лирических произведений, которые появились с первых дней войны. Множество стихотворений бойцов и командиров, напечатанных во фронтовых газетах, песен и частушек, сложенных в партизанских отрядах, ярко демонстрировало рост массового поэтического творчества. В воинских частях гордились своими поэтами, прославлявшими подвиги боевых товарищей. В сатирических стихах и частушках звучал гнев народа, ненависть и презрение к фашистам. Стихами о любви к родной земле часто начинались доходившие до Родины письма советских людей, угнанных врагом в неволю.О требованиях народа к советской поэзии хорошо и точно сказал А. Сурков в стихотворении «В громе яростных битв пролетают над нами...» (1942): (Слайд11)...Встань, поэт, перед строем под красное знамя И в глаза современникам прямо взгляни.Ты сопутствовал каждому нашему шагу.Все мы вместе встречали тревожный рассвет.Как отчизне на верность приносят присягу, Присягни нам на песню, окопный поэт. Все движенья солдатской души карауля,Кровью сердца пиши нам про наши дела, Чтобы песня заклятьем от смерти и пули На солдатское верное сердце легла.
(Слайд 12)Со времени победных залпов Великой Отечественной войны прошло много лет, но отзвуки ее доносятся до наших дней. Один за другим уходят от нас поэты-фронтовики, ветераны, но творчество их звучит и взывает ко всем, кто остался после них: "Любите жизнь, войну не забывайте". Стихи, песни, пришедшие из боя, остаются в строю.
На этой ноте мы завершаем.( Слайд13)