Конспект урока по истории на тему Культура стран арабского халифата (6 класс)


Тема урока: КУЛЬТУРА СТРАН АРАБСКОГО ХАЛИФАТА.
Цели:
1. Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры.
2. Показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата.
Задачи:
Продолжить развитие умения анализировать произведения культуры.
Продолжить формировать навыки работы с текстом.
Привить интерес к предмету истории.
Основные понятия и термины: медресе, мечеть, минарет.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки с домашним заданием, таблицы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.
Дифференцированный тестовый опрос по теме «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад». У вас на столах лежат листочки с тестовыми заданиями, ваша задача вставить недостающие слова в текст, дать определение термину, ну и назвать что за термин скрывается за определением.
III. Изучение нового материала.
ОТКРЫВАЕМ СВОИ ТЕТРАДОЧКИ ЗАПИСЫВАЕМ СЕГОДНЯШНЕЕ ЧИСЛО 8.10.13 И ТЕМУ УРОКА.
План изучения нового материала
Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата.
Образование.
Научные знания.
Значение культуры Арабского халифата.
Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата.
(1) Культура стран Арабского халифата впитала в себя многое из культуры восточных стран – Сирии, Египта, Междуречья, и многое из античной культуры. Но наибольшее влияние на культуру стран Арабского халифата оказали народы Средней Азии.
Широкое распространение получает арабский язык. Арабский язык становится государственным в странах халифата, языком литературы и науки.
(2) Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата:
- высокий уровень развития ремесла и торговли;
- наличие крупных городов;
- наличие сильной центральной власти;
- сохранение памятников древней культуры;
- сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками.
Наряду с развитием хозяйства, ремесла, торговли и развитие получали те отрасли знаний, которые были связаны с практическими потребностями данных занятий: география, математика, астрономия.
2. Образование.
(3) Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе. К образованным людям, знатокам Корана, относились с почтением. Все знатные люди желали иметь в своей свите как можно больше поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. ДАВАЙТЕ ОТМЕТИМ В ТЕТРАДЯХ ТЕРМИНЫ.
3. Научные знания.
Чему же учились арабы, какие науки привлекали их зададимся мы вопросом? Но чтобы ответить на этот вопрос давайте на примере пословиц проследим отношение к науки среди арабов:
(4) «Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика»
«Тот не умирает, кто отдает жизнь науке»
«Важнейшее упражнение человека – знание»
«Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая».
О чем говорят эти пословицы? (О большом уважении к научным знаниям, научной деятельности).
Ученые стран халифата изучали труды Евклида по геометрии и Птолемея по астрономии. На арабский язык были переведены труды иранских, индийских ученых.
В Багдаде в правление Харуна ар-Рашида был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги.

Математика Астрономия История География Медицина
Ребята, но не только выше названные науки получили распространение в арабском мире. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей. У ВАС НА ПАРТАХ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ТЕСТА ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ, ДАВАЙТЕ С НИМ ПОРАБОТАЕМ, ПРОЧИТАВ ЕГО ПОСТАРАЙТЕСЬ ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНОЕ К КАХДОЙ КОЛОНКЕ ТАБЛИЦЫ, И ОТМЕТЬТЕ В ТАБЛИЧКЕ ОТВЕТЫ.
4. Значение культуры стран Арабского халифата.
Европейцы заимствовали у арабов научные знания в области математики, географии, медицины; а также достижения в народном хозяйстве.
Арабская культура явилась своеобразным посредником в передаче средневековой Европе многих достижений античной культуры.
IV. Закрепление изученного на уроке материала.
Давайте попробуем ответить на поставленный ранее вопрос используя знания полученные на сегодняшнем уроке, подведем итоги:
Сравните уровень развития культуры в Западной Европе и странах халифата?
V. Домашнее задание.
§ 10, ответить на вопросы 1. 2, 4. 5, с.830.
Подготовить сообщения:
«Авиценна – великий ученый Арабского халифата».
«Аль-Бируни – великий ученый Арабского халифата».
«Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества».