Статья по уроку физической культуры на тему Прививание интереса и использование подвижных игр, как метод воспитания на уроках физической культуры


«Прививание интереса и использование подвижных игр, как метод воспитания на уроках физической культуры»
Балаганская А.А.
Учитель физической культуры
п. Комсомольский, Белгородского района, Белгородской области
Аннотация
Актуальность данной статьи объясняется повышением интереса, умений и улучшение показателей физического развития, физической подготовленности на основе подвижных (народных, спортивных) игр. Некоторые авторы воплощают данный метод только в начальной школе, но если внедрить подвижные игры в действие среднего и старшего звена общеобразовательной деятельности - увидим, как разнообразит, обогатит и, не побоюсь сказать, вразумит сознание наших детей, а в дальнейшем и общество. Ведь зная культуру ближайших стран, государств мы обогащаемся физически и психологически; нация крепнет.
Ключевые слова: воспитание, здоровье, мотивация, подвижная игра
Keywords: education, health, motivation, outdoor games
«И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.»
Л. Н. Толстой
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального развития человека.
К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта и не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Соответственно задача учителей-преподавателей физического воспитания – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие учащихся.
Основополагающим принципом физкультурного воспитания в школе является единство физического самосовершенствования, духовного становления и конечно же социальной адаптации. Для реализации данного принципа определено оптимальное соотношение и содержание физического образования и умственного воспитания.
Сегодня в нашей стране происходит формирование новой системы физического воспитания, которая опирается на знания ценности физической культуры в гармоничном развитии личности, сохранении здорового стиля жизни. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы укрепления здоровья, формирование привычек здорового образа жизни у школьников, оздоровление населения.
Чрезмерная загруженность детей в школе привела к тому, что здоровье, особенно психическое, резко ухудшилось. А из причин – дефицит активности, так как дети ведут малоподвижный образ жизни.
Подрастающее поколение страдает от гиподинамии, дети ослаблены в глобальном масштабе. Физическая нагрузка для преобладающего большинства составляет лишь 2-3 часа в неделю (школьные уроки физкультуры) остальное время они практически без физической нагрузки. Отсюда следует, что введение третьего часа соревновательной и игровой деятельности на уроках физической культуры позволил повысить не только уровень физической подготовленности, но и уровень качества знаний.
Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Формирование мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью является очень сложной педагогической задачей, решение которой возможно на основе психологической теории. Такой теорией (концепцией) является потребностно-информационный подход.
Ещё в 1987 году данная концепция была предложена психофизиологом П.В. Симоновым и является актуальной до сих пор. Из этого следует, что занятия физической культурой необходимо связывать с удовлетворением потребностей
Каждого школьника необходимо сориентировать на доступны и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу, как успех и родителями, как победа над собой.
Таким образом, формирование интереса и мотивации к занятиям физической культуры является неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы в школе, которая дает значительные результаты в пополнении знаний и умений школьников, в формировании положительного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое совершенствование, потребности к регулярным оздоровительным занятиям и физическим упражнениям.
Успешная реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать знание по собственной инициативе, то есть преобразовывает внутреннюю мотивацию в интерес. Внутренняя мотивация возникает тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива. Таким образом, интерес является постоянным катализатором энергии человека: он стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость и конечно же способствует целеустремленности.
Особое значение в физическом воспитании школьников имеет развитие общей выносливости, которая обуславливается функциональными возможностями всего организма, от этого зависит уровень мотивации специальной технической подготовленности ребенка.
Теперь я плавно подошла к тому, что можно достичь желаемого результата на уроках физической культуры, при помощи удовлетворения потребностей детей через подвижные игры, где есть возможность совмещать историю народности, государства, ближнего зарубежья. Ведь в играх заложено то, без чего нет самореализации подрастающего поколения.
Игра – исторически сложившееся вид деятельности, предложенный и усовершенствованный человеком. Игра в жизни человека стала средством социального, физического воспитания, развлечением, отдыхом и конечно же средством спорта.
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое воспитание. Широкий спектр подвижных игр помогает в решении любых задач. Активная двигательная деятельность и вызываемые положительные эмоции, усиливают все физиологические процессы в организме. Здесь можно отметить ещё одно достоинство подвижных игр: играющие, в зависимости от уровня физической подготовки, регулируют интенсивность нагрузок, самостоятельно выбирая моменты для отдыха. [3-193]
Любая игра, применяемая в процессе воспитания детей, не должна оказывать отрицательного влияния на их здоровье. Учитель должен регулировать нагрузку, получаемую в играх, в зависимости от их здоровья, возраста, пола и индивидуальных особенностей.
Я активно использую в своей работе метод «подвижных игр», где учащихся не только восполняют недостаток движения, знания, но и самый драгоценный дар – здоровье.
Физическому воспитанию отводится большая роль в совершенствовании человеческих способностей физической природы. Именно движение как проявление физической активности послужили первоосновой образования и развития систем адаптивного поведения живого на земле.
Методика обучения подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Её эффективность тесно связана с реализацией дидактических принципов.
Лесгафт П.Ф. подчеркивал, что игра, в отличие от строго регламентированных движений (гимнастика, например), всегда связана с инициативными моментами решения физических задач. Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил.Ваши старания окупятся здоровьем детей, их хорошим настроением, укреплением ваших с ними отношений, что сделает ваши повседневные физкультурные занятия с детьми интересными и разнообразными, а спортивные праздники – незабываемыми.
Игра – есть толчок к спорту, к чувству справедливости, к солидарности, к честности и человеческого достоинства будущего поколения.
Подвижные игры народов мира:
Игра Чехарда (Россия)
Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.
Игра "Беляк", Белоруссия
В этой игре могут участвовать 5 или более человек.
Играть в "Беляка" можно только зимой. Для этого участникам надо скатать из снега крупный шар (диаметр - 1м) и встать вокруг него, держась при этом за руки. После каждый участник должен стараться за руки перетянуть кого-нибудь в середину круга, чтобы тот коснулся телом шара. Если прикосновение действительно было, участник выбывает из игры. Оставшиеся снова берутся за руки и продолжают игру. Выигрывает тот, кто заставит последнего соперника коснуться шара.
Игра «Аист и Лягушка» (Япония)
В эту японскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с бухтами, островами и мысами.
Три человека становятся "лягушками" и сидят в «воде», не имея права выбраться на «сушу». «Аист» должен ходить по берегу и пытаться поймать "лягушку". "Аист" имеет право прыгать с "острова" на "остров", но не может заходить в "воду". Последняя пойманная «лягушка» - становится "аистом".
Игра калабаса! (по домам), Перу
Игроки чертят себе домики-круги, а водящий остается "бездомным". Все хором кричат "Калабаса!" (По домам!) и разбегаются по своим кругам. "Бездомный" обращается к одному из игроков: "Ты продаешь яйца?" Тот отвечает: "Я - нет, а он, может быть, продает" и указывает на товарища, к которому и направляется "бездомный". Тем временем игроки должны поменяться местами. Если водящий успевает занять чужой дом, то он становится его хозяином, а оставшийся вне круга водит.
Игра "Прятки по-американски"
Прятки по-американски очень отличаются от нашей игры: один прячется, а все остальные ищут. Тот, кто его находит, должен спрятаться вместе с ним. Надо потихоньку пробраться в укромное местечко и сидеть тихо-тихо, чтобы не быть обнаруженным. Когда последний из искавших понимает, что остался в одиночестве, то прячется сам. Все отправляются искать его, и игра начинается снова.
Л и т е р а т у р а
Кофман Л.Б., Панаева В.П., Разумовский Е.А. - «Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся». Москва 1994г.
Гогунов П., Мартьянов Б.И. - «Психология физического воспитания и спорта»: учебное пособие для вузов. Издательский центр Академия 2000г. – 288с.
«Физическая культура в современной школе: опыт, проблемы, перспективы: материал региональной научно-практической конференции / г. Белгород, 16 декабря 2009г.
Гриженя В.Е. - «Организация и методические приемы проведения занятий п подвижным играм в ВУЗе и школе» // Москва. Советский спорт, 2005г.