Конспект урока чтения для 1 класса Н.Носов Ступеньки

Конспект урока чтения. Н. Н. Носов «Ступеньки»
Оборудование:
портрет Н.Н.Носова,
книги Н.Н.Носова,
выставка детских рисунков по произведениям Н.Н.Носова,
пазл с изображением Цветочного города,
карточки со словами для «фотографирования»,
карточки с условными обозначениями плана урока,
карточки для работы в парах,
диск с песней “В траве сидел кузнечик”,
компьютер;
карточки с пословицами.
Ход урока
1. Организационный момент
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
2. Усвоение новых знаний
Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.
1. Определение темы:
Работа в парах. Задания на карточках разного цвета:
-красного: «Зачеркните одинаковые буквы»; (Николай)
-зелёного: «Найдите слово»; (Носов)
-жёлтого: «Зачеркните одинаковые буквы». (Ступеньки)

2. Сообщение темы.
- Сегодня мы будем работать с произведением Носова «Ступеньки». (На доске портрет Н. Носова и тема урока)
- А что мы знаем об этом удивительном человеке?(Ответы детей)
Далее подготовленный ученик рассказывает биографию Н.Н. Носова.
Учитель дополняет.
Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: “Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём рассказать людям”.В самом деле, Н.Носову “было о чём рассказать людям”. Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать. Родился он в Киеве в семье актёра. Окончил два института: художественный и институт кинематографии, стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды. Николай Носов начал сочинять сказки и рассказы просто так – для своего сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался “Затейники”, отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Это было в 1938 году, 73 года назад! За этим рассказом последовали другие: “Живая шляпа”, “Огурцы”, “Фантазёры”, “Заплатка”. Героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным зачинщиком всех приключений и проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазёр и великий путаник. К своим затеям он подключает и друга Колю.

3. Знакомство с планом урока.

На доске перевёрнутый пазл, на каждой его части – условное обозначение:
- работа в парах;
-«день-ночь»;
-работа над текстом;
-ответить на вопросы;
-«фотографирование»;
-чтение по ролям.
По мере выполнения работы, картинки переворачиваются. Собирается общая картина.


4. Первичное восприятие текста.

Игра «день-ночь».

5. Проверка осознанного чтения.
1.Как зовут главных героев произведения? ( Петя, Валя)
2. До какого числа Петя научился хорошо считать? ( До 10)
3. А какое число забыл? (6)
4. Кто помог вспомнить Пете это число? (Валя)

6. Фотографирование. (ступенька, научился, бабушка)
-Какое первое слово я показала?
-Какое последнее?
-Какого из данных слов не встретилось нам в произведении?
3. Физкультминутка.
- Звучит песня “В траве сидел кузнечик”.Учащиеся выполняют движения под музыку.
7. Работа над текстом
1. Чтение орфографическое и орфоэпическое.
2. Чтение предложений по его началу.
3. Нахождение в тексте слов, которые отвечают на вопросы: кто? что?
4. Чтение отрывка по ролям:
- Чтобы выразительно читать, надо выбрать правильную интонацию, определить настроение героев, их чувства. Давайте определим, между кем идёт диалог? (Между Петей и Валей).
- Как будем читать слова Пети? (Вначале гордо, уверенно, затем с грустью, досадой)
- Как будем читать слова Вали? (С возмущением, с недовольством)
- Чьи ещё слова включены в диалог? (Автора)
- Найдите и прочитайте вопросительные предложения. Восклицательные.
- А теперь прочитаем отрывок по ролям.
8. Работа над идеей произведения.
- Как вы думаете, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?
- Какая из данных пословиц подходит больше всего к данному рассказу? (Дети обосновывают свой выбор)

Трудом не наказывают, а исправляют.
Если воля тверда – цели достигнешь всегда.
9. Словарная работа.
- Можно ли Петю назвать целеустремлённым? Как вы понимаете значение этого слова?
Целеустремлённый - человек, способный контролировать себя для достижения поставленных целей. Близкие по смыслу слова: увлечённый, цельный, характерный.
Картина полностью открыта.
-Что здесь изображено? (Цветочный город).
-Из какого произведения? (Незнайка и его друзья).
- Кто автор? (Носов).
-Почему на физкультминутке мы использовали песенку « В траве сидел кузнечик»? (слова написал тоже Носов).
10. Просмотр выставки книг.
Все его произведения юмористического характера. Автор обычно изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Он выражает насмешливое отношение к ним.
11. Проверка начитанности детей.
Викторина.
-Из какого рассказа эти строчки:
1.) – Она жи-жи-живая! 2.) – А я раньше летать умел!
- Кто живая? - А ну, полети!
- Шля-шля-шляпа! - Сейчас не могу. Разучился.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые? (« Фантазёры»)
(«Живая шляпа»)
3.) Мама ушла в магазин, а Валя сказала:
- Давай, Петя, сделаем себе домик как у тех поросят, что в сказке.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!
(«Затейники»)
4.) Картинная викторина.
IV. Подведение итогов урока
-Как вы думаете, почему дети любят читать книги Носова? (его рассказы весёлые и поучительные).
- Попробуйте оценить свою работу: дорисуйте лицо солнышку - весёлое, если вы активно работали на уроке, часто знали ответы на вопросы, грустное, если ответы ваши чаще были неправильными.
V. Творческое задание для самостоятельного выполнения
По выбору: 1. Оформить обложку к произведению Н. Носова « Ступеньки»
2. Прочитать по ролям.
Наш урок хочу закончить словами С. Михалкова:
“ Все герои Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству”.

Заголовок 215