Любите и изучайте великое искусство музыки


Есть на земле одна страна,
Зовётся музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?
Конечно это музыкант,
Его порыв, его талант,Его желание творить
И людям красоту дарить.
Он учит душу ввысь смотреть
И, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье,
Где все у музыки во власти.
Много лет тому назад в небольшом провинциальном городке родилась девочка. И вместе с ней родилась её мечта. В окружении любви и музыки та девочка росла.
У колыбели её звучала незатейливая мелодия простой свистульки, а затем и гармошки и пение под неё. А когда девочка подросла, рассказывал ей папа много интересного про музыкальный мир и его жизнь. Он любил говорить: «Музыка – наш дом, в ней все родное, все свое, во всем дыхание её».
В руках папы звучали многие интересные гармошки: «Черепашка», «Сапожок», «Хромка», «Роялка», «Саратовская гармошка» с колокольцами. И сказал он тогда своей дочурке: «Учись, а неграмотному трудно жить на белом свете». Этой девочкой оказалась я. Когда мне исполнилось 7 лет родители мне купили красивый зеленый баян. Чувства радости переполняли меня, даже сегодня я ощущаю это.
С большим удовольствием я переступила порог музыкальной школы по классу – баян. В школе меня научили не только игре на инструменте, мне закалили характер, привили любовь к прекрасному и раскрыли талант. И стал мне верным другом на всю мою жизнь мой родной баян «Кунгур». Учась в школе, мне часто приходилось заменять учителя пения, выступать в художественной самодеятельности, участвовать в мероприятиях различного уровня; радовать своим выступлением и ребенка и пожилого человека.
Прошли школьные года, настал серьезный выбор «Кем быть», да не просто быть, а приносить пользу обществу, своей малой Родине. Раздумий долгих не было, сердце мне сразу сказало, что я буду слышать детские голоса, видеть любопытные, искрящиеся глаза, сеять вечное, доброе, прекрасное.
Этому меня научили в стенах педагогического училища, которое успешно я закончила в 1987 году по специальности – учитель начальных классов. На моём пути всегда были мудрые учителя, которые обучили методике преподавания дисциплин не на один час, а на всю жизнь. Уроки мастерства не прошли бесследно.
Я поняла, что мне необходимо жить в мире музыки: дарить ее искренее, без обмана малышу. И в тот же год я робко вошла в двери детского сада, ощущая себя маленькой девочкой, которая постепенно переросла в музыкального руководителя. И вот уже 27 лет я играю на баяне, взяв на себя огромную ответственность за «строительство» души ребенка, его маленького внутреннего мира, делая его богаче, ярче, насыщеннее.
Мое истинное предназначение – понять, чего ждет от меня каждый малыш, переступающий порог музыкального мира. Провести ребёнка в чарующий и загадочный, торжественный и печальный, полный нового и неизведанного мира музыки, того самого искусства, которое невозможно ни увидеть, ни потрогать.
Считаю, что суть моей профессии – не только дать знания, но, в большей мере, моя задача помочь ребятам увидеть и раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в них природой.
И неважно, какую дорогу выберет каждый из них, повзрослев, главное не погасить его внутреннюю искорку в настоящем это и есть высокая миссия педагога.
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский сказал: «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки. Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полнейшем смысле этого слова.
Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества. Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьёзов, а в простоте и естественности».
Вчитываясь в каждое слово гениального русского композитора П.И.Чайковского в своей педагогической деятельности я взяла направление – привить детям, начиная с раннего возраста, любовь к русскому народному творчеству во многих её проявлениях.
На протяжении многих лет я знакомлю и обучаю воспитанников детского сада, начиная с раннего возраста, этой народной мудрости.
Фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов «фольк» - народ, «лор» - учение. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. И моя задача – не растерять, сохранить, сберечь.
Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, как эти маленькие создания впитывают поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривают народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично вошел в повседневную жизнь малыша.
Из общей сокровищницы фольклора я отбираю для детей доступные их восприятию и пониманию песни, хороводы, загадки, пословицы, поговорки, игры, всё, то, что педагогически целесообразно. Народная песня раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни. Она даёт детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях, отражает интересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношение с природой, жизнь в коллективе.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню.
Мои воспитанники в ходе НОД слушают народную музыку, песни, в том числе и колыбельные. Знакомятся с музыкальными играми и хороводами, а так же с народными музыкальными инструментами, играя на них в оркестре и индивидуально в самостоятельной деятельности.
Осваивают народное творчество через овладение навыками хорового народного пения. Поем песни игрового, плясового характера частушки. В итоге они становятся основой всех обрядовых праздников, на которых мы еще исполняем танцы в русских народных костюмах. Углубленное изучение песни происходит в ходе кружковой работы. Дети старшего возраста посещают фольклорный кружок «Березка», где я стараюсь более углубленно подойти к исполнительству народной песни. Мои «соловушки» принимают активное участие в конкурсах и фестивалях, где становятся дипломантами I и II степени, а так же награждаются грамотами за успешное выступление и творческий подход.
В своей музыкальной деятельности стараюсь подходить к любому делу творчески. Эту творческую искорку прививаю в своих воспитанниках и их родителях. При подготовке любого мероприятия важно соединиться в одно целое, тогда успех гарантирован. И это мне пока удается. На праздниках и развлечениях всегда царит такая атмосфера, в которой дети и их родители проживают все эмоционально и глубоко.
Благодаря музыке развивается гармоничная личность. Личность, умеющая находить правильный выход из любой ситуации. Именно этому учу я своих воспитанников. На моих занятиях дети не просто поют, слушают и двигаются. Не просто учатся различать понятия «ритм», «тембр», «жанр».
Я воспитываю разносторонне развитую личность, умеющую понимать и принимать прекрасное. Учу жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое позитивное, яркое и жизнеутверждающие.
Я – музыкант!
Я – русский человек!
И я горжусь этим!
И в заключении хочется сказать словами выдающегося композитора Д.Б.Шостаковича «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»