Рабочая программа по черчению 9 класс

Комитет по образованию администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
СОГЛАСОВАНО
«___» __________ 2013года
Зам. директора МОУ СОШ №7
________________Сеина Н.В.


РАССМОТРЕННО НА МС
Протокол №_________
от «___» __________ 2013года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №7
_____________Муллина А.В.
приказ № __________________
От «___» __________ 2013 года




Рабочая учебная программа по
черчению для 9 класса


Автор разработки:
Карпова
Татьяна Юрьевна,
учитель черчения
2 категории
МОУ СОШ №7








с. Сосновка
2013 год

Пояснительная записка

Основания для составления рабочей программы:
Рабочая программа по черчению составлена на основе:
Федерального Государственного стандарта основного общего образования по технологии;
Авторской программы образовательного курса технологии - «Черчение» автор Н.Г. Преображенская, допущено Министерством образования РФ ;
Учебного плана школы, в соответствии с которым предмет «Черчение» в 9 классе, изучается на базовом уровне за счет компонента образовательного учреждения и составляет 1 час неделю, 34 часа в год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данной ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по технологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:
формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Уровень программы:
Изучение курса «Черчение» рассчитано на один год обучения, один час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю).
Формы контроля:
Рабочей программой предусмотрено проведение:
7 графических работ
2 практических работы
2 самостоятельных работы
2 творческих работы.
Типы уроков используемые в процессе обучения:
объяснение нового материала, практическая работа, повторение, графическая работа, лекция, урок изучения и первичного закрепления  новых знаний, урок закрепления  знаний, урок обобщения и систематизации  знаний, урок комплексного применения  знаний



Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь - понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условные изображения и обозначения резьбы.


Учащиеся должны иметь понятие:
- об изображениях соединений деталей;
- об особенностях выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
- выполнять необходимые разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Формы контроля знаний, умений, навыков

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки графической работы

Четкость выполнения графической работы;
Композиция, компоновка на листе.
Правильность выполнения
Критерии и система оценки практических работ
Правильность выполнения;
Самостоятельность;
четкость выполнения, композиция.

Учащиеся в процессе обучения научатся:
формировать знания о прямоугольном проецировании на 1, 2, 3 плоскости проекции, строить аксонометрические проекций и технические рисунки;
понимать правила выполнения чертежей;
разовьют все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
видеть культуру графического труда.















































Календарно-тематическое планирование по черчению 9 класс

Тема урока
кол-во часов
Выполнение графической работы
Дата
Примечание
Дом.
задание





план
факт



1
Введение. Предмет черчение, чертежные принадлежности
1
Плакат, презентация





2
Основные правила оформления чертежа
1
презентация





3
Выполнение графической работы
1
Графическая работа №1
«Линии чертежа»





4
Построение и оформление чертежей «плоских» деталей
1






5
Анализ графического состава изображения, алгоритм построения чертежа
1
Модели деалей





6
Чтение и выполнение чертежей «плоских» деталей
1
Самостоятельная работа
«Чертеж «плоской» детали»





7
Геометрические построения
1






8
Деление отрезков, углов, окружностей на равные части
1
Практическая работа





9
Сопряжение
1
рлакат





10
Проецирование и чтение чертежей
1






11
Виды проецирования
1
Графическая работа №2 «Чертеж трех видов детали».


Творческая работа

Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям





12
Анализ геометрической формы детали
1






13
Алгоритмы построения чертежа
1






14
Чтение чертежей
1






15
Моделирование
1






16
Элементы конструирования
1






17
Выполнение графической работы
1






18
Решение творческих задач
1






19
Аксонометрические проекции
1
презентация





20
Виды проекций
1
презентация





21
Алгоритмы построения наглядного изображения детали
1
презентация





22
Технический рисунок
1
Практическая работа, Модели деалей





23
Сечения
1
Презентация, Модели деалей





24
Назначение сечений
1
Графическая работа №3 Построение чертежа детали содержащей сечение





25
Графическое обозначение материалов в сечении и построение сечений.
1






26
Разрезы
1
Творческая работа






27
Виды разрезов
1
Графическая работа №4 Выполнение чертежа детали с разрезом по наглядному изображению




Графическая работа №5 «Чертеж сборочного чертежа»





28
Соединение части вида и части разреза
1






29
Местные разрезы
1






30
Алгоритмы построения разрезов в аксонометрических проекциях
1






31
Сборочные чертежи
1






32
Типовые соединения деталей
1
Графическая работа №6 «Типовое соединение детали»





33
Чтение и выполнение архитектурно-строительных чертежей
1
Графическая работа №7 «План дома»





34
Графическая работа «План дома»
1







Итого за год:
34 часа






















Литература:

Для ученика:
Учебник «Черчение»,Н.Г. Преображенская, Москва, «Вента-Граф», 2009 год
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2008.
Для учителя:

Н.Г. Преображенская, учебник «Черчение», Москва, «Вента-Граф», 2009 год
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2008.
Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие  для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990 год
И.А. Воротников, «Занимательное черчение». - Москва, «Просвещение»,1990 год.
Гервер В.А. «Творческие задачи по черчению». – М.: Просвещение,1991.
Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.

Заголовок 315