Рабочая программа по черчению 8 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5.03.2004 № 1089), примерных программ по предмету (письмо Департамента госполитики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), временных требований к минимуму содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.98 № 1236), программы по черчению к учебникам авт.А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н.Виноградов.
Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.
При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении.
На упражнения и самостоятельную работу выделяется большая часть учебного времени.
Тематическое планирование содержит описание основных требований к знаниям и умениям учащихся, перечень обязательных графических работ для каждого класса, перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения.
В тематическом планировании учителю предоставлено право изменять количество часов, отведенное на их изучение, в пределах одного учебного года. Учитель имеет право перераспределять время в зависимости от методики преподавания и особенностей класса.
20% учебного времени – резервное время учителя. Оно используется для повторения темы, за счет сокращения отдельных вопросов и тем основного курса, и может использоваться учителем по своему усмотрению, что позволяет осуществлять подготовку учащихся с учетом их индивидуальных способностей.

Цели и задачи курса.

· Научить сознательно читать чертежи. Самостоятельно выполнять эскизы и несложные чертежи для изготовления деталей и предметов, решать творческие задачи с элементами конструирования.

· Сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на 1, 2, 3, взаимно перпендикулярные плоскости, с построением аксонометрических проекций и приемах выполнения технического рисунка.

· Ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными ГОСТом, ЕСКД.

· Учить в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и анализировать их форму и конструкцию.

· Способствовать развитию у учащихся технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве.

· Научить самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями в практике чтения и выполнения чертежей.

· Способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении графической документации.
8 класс – 1 урок в неделю х 34 = 34 часа
Iчетверть - кол-во часов - 9
IIчетверть - кол-во часов - 7
III четверть - кол-во часов - 10
IV четверть - кол-во часов - 8
Количество часов соответствует базисному учебному плану.


Перечень инструментов, принадлежностей и
материалов для черчения.

- Готовальня школьная или циркуль.
- Угольники с углами 300, 600, 900, 450, 450, 900.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые. Марки Т.,ТМ.,М.
- Ластик.
- Две тетради в клетку, 12 листов.
- Листы для черчения - формат А4.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8-го класса

Учащиеся должны знать:
основы прямоугольного проецирования на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.

Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.







Обязательный минимум графических и практических работ для 8 класса.

№ работы
Содержание работы
Примечание

1
Линии чертежа.


2
Чертеж «плоской» детали.


3
Чертеж детали (использованием геометрических построений).


4
Моделирование по чертежу.


5
Чертеж предмета.


6
Построение третьего вида по двум данным.


7
Чтение чертежей деталей.


8
Преобразование предмета.


9
Выполнение чертежа предмета.

























класс
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы
Реквизиты
программы
УМК
обучающихся
УМК
учителя


Федеральный
компонент
Региональный
компонент

Школьный
Компонент




8
1


Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ МО и науки РФ от 5.03.2004 № 1089), примерных программ по предмету (письмо Департамента госполитики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), временных требований к минимуму содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.98 № 1236), программы по черчению к учебникам авт.А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н.Виноградов.
Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Д. Ботвинников, В.А. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: АСТ: Астрель, 2013г.
Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Д. Ботвинников, В.А. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: АСТ: Астрель, 2013г.

Графические тесты на уроках черчения (из опыта работы). / М.А. Стручков: М-во образования РС (Я), Якутск: Изд-во Ин-та повышения квалификации работников образования, 2004.-72 с.









8 класс.

урока
Содержание
(общая тема,
тема урока)
Кол-во
часов
Дата проведения уроков
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся на уроке
Контроль достижения результата
Примечание




планируемая
фактическая

















1
Введение. Чертежные инструменты и работа с ними. Правила оформление чертежей.

1
01.09.
03.09.




Знать: чертежные инструменты и их назначение. Оформление чертежей.
Уметь: пользоваться чертежными инструментами. Правильно оформлять чертежи.
Устный опрос учащихся.


2
Правила оформление чертежей.
1
08.09.
10.09.




Знать: Оформление чертежей.
Уметь: Правильно оформлять чертежи.
Устный опрос учащихся.


3
Графическая работа № 1 "Линии чертежа".
1
15.09.
17.09.




Уметь: Правильно, аккуратно выполнять работу.
Проверка правильности выполнения работы.


4
Правила оформление чертежей.

1
22.09.
24.09.




Знать: Оформление чертежей.
Уметь: Правильно оформлять чертежи.
Устный опрос учащихся.


5
Графическая работа № 2 "Чертеж плоской детали".
1

29.09.
01.10.




Уметь: Правильно, аккуратно выполнять работу.
Проверка правильности выполнения работы.


6
Геометрические построения. Деление отрезка, угла на равные части.
1
06.10.
08.10.




Знать: геометрическое построение, правила и приемы деления отрезка, угла на равные части.
Уметь: правильно делить отрезок и угол на равные части.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


7
Деление окружности на равные части.
1
13.10.
15.10.




Знать: правила и приемы деления окружности на равные части.
Уметь: правильно делить окружность на равные части.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


8
Сопряжения двух линий, линии и окружности.
1
20.10.
22.10.




Знать и уметь: выполнять сопряжения двух линий под разными углами.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


9
Применение геометрических построений на практике.
1
27.10.
29.10.




Знать и уметь: применять сопряжения в геометрических построениях.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


10
Графическая работа №3 «Чертеж детали с использованием геометрических построений».
1
10.11.
12.11.




Уметь: Правильно, аккуратно выполнять работу.
Проверка правильности выполнения работы.


11
Проецирование. Прямоугольное проецирование. Проецирование точки и прямой на три плоскости.
1
17.11.
19.11.




Знать: Основы прямоугольного проецирования на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости проекции.
Уметь: проецировать на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости проекции.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


12
Виды на чертеже. Местные виды.
1
24.11.
26.11.




Знать: виды, расположение видов и местные виды.
Уметь: правильно расположить виды на формате.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


13
Виды на чертеже.
1
01.12.
03.12.




Знать: виды, расположение видов и местные виды.
Уметь: правильно расположить виды на формате.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


14
Контрольная работа «Виды».
1
08.12.
10.12.




Уметь: правильно расположить виды на формате.
Проверка правильности выполнения работы.


15
Практическая работа №4 «Моделирование по чертежу».
1
15.12.
17.12.




Уметь: Правильно, аккуратно выполнять работу.
Проверка правильности выполнения работы.


16
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Построение проекции точки.
1
22.12.
24.12.




Знать: элементы предмета и их изображения. Правила и приемы построения проекции точки.
Уметь: изображать элементы предмета на чертеже и выполнять проекцию точки.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


17
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Построение проекции точки.
1
12.01.
14.01.




Знать: элементы предмета и их изображения. Правила и приемы построения проекции точки.
Уметь: изображать элементы предмета на чертеже и выполнять проекцию точки.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


18
Графическая работа № 5 «Чертеж предмета».
1
19.01.
21.01.




Уметь: Правильно, аккуратно выполнять работу.
Проверка правильности выполнения работы.


19
Построение третьего вида по двум данным.
1
26.01.
28.01.




Знать: правила и приемы построения третьего вида по двум данным.
Уметь: выполнять чертеж третьего вида по двум данным.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


20
Графическая работа №6 «Построение третьего вида по двум данным».
1
02.02.
04.02.




Уметь: Правильно, аккуратно выполнять работу.
Проверка правильности выполнения работы.


21
Нанесение размеров с учетом формы предмета.
1
09.02.
11.02.




Знать: правила и приемы нанесения размеров на чертеже.
Уметь: правильно выполнять нанесение размеров на чертеж.

Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


22
Нанесение размеров с учетом формы предмета.
1
16.02.
18.02.




Знать: правила и приемы нанесения размеров на чертеже.
Уметь: правильно выполнять нанесение размеров на чертеж.

Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


23
Аксонометрические проекции. Расположение осей. Аксонометрические проекции плоских фигур.

1
02.03.
25.02.




Знать: получение аксонометрических проекций и построение проекции плоских фигур. Расположение осей.
Уметь: получат и чертить аксонометрические проекции плоских фигур.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


24
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
1
16.03.
04.03.




Знать: получение аксонометрических проекций и построение проекции плоскогранных предметов.
Уметь: получать и чертить аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


25
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
1
06.04.
11.03.




Знать: получение аксонометрических проекций и построение проекции плоскогранных предметов.
Уметь: получать и чертить аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


26
Аксонометрические проекции окружностей.
1
13.04.
18.03.




Знать: получение аксонометрических проекций и построение проекции окружностей.
Уметь: получать и чертить аксонометрические проекции окружностей.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


27
Построение аксонометрических проекций тел, имеющих круглые поверхности.
1
20.04.
01.04.




Знать: получение аксонометрических проекций и построение проекций тел, имеющие круглые поверхности.
Уметь: получать и чертить аксонометрические проекции тел, имеющие круглые поверхности.
Устный опрос учащихся. Проверка правильности выполнения работы.


28
Построение аксонометрических проекций тел, имеющих круглые поверхности.
1
27.04.
08.04.




Знать: получение аксонометрических проекций и построение проекций тел, имеющие круглые поверхности.
Уметь: получать и чертить аксонометрические проекции тел, имеющие круглые поверхности.
Устный опрос учащихся.


29
Технический рисунок.
1
04.05.
15.04.




Знать: правила и приёмы выполнения технического рисунка.
Уметь: выполнять технический рисунок.
Проверка правильности выполнения работы.


30
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
1
11.05.
22.04.




Уметь: выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
Проверка правильности выполнения работы.


31
Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.
1
18.05.
29.04.




Уметь: выполнять чертежи разверток поверхностей геометрических тел.
Проверка правильности выполнения работы.


32
Порядок чтения чертежей. Практическая работа №7 «Чтение чертежей деталей».
1
25.05.
06.05.




Знать: порядок чтения чертежей.
Уметь: Правильно, аккуратно выполнять работу.
Проверка правильности выполнения работы.


33
Графическая работа №8 «Преобразование предмета».
1

13.05.




Уметь: Правильно, аккуратно выполнять работу.
Проверка правильности выполнения работы.


34
Графическая работа № 9 «Выполнение чертежа предмета».
1

20.05.




Уметь: Правильно, аккуратно выполнять работу.
Проверка правильности выполнения работы.









15