Статья на темуРеализация национально-регионального компонента в школьной географии


УДК 372.891 (571.52)
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
А.Д. Самбуу1, А.Б. Дапылдай1, Н.Н. Самбуу2
1ФГБУН Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Республики Тыва, Кызыл, sambuu@mail.ru; 2МОУ Владимировская средняя общеобразовательная школа
В данной статье рассматривается введение регионального компонента в государственные стандарты общего образования и более глубокое изучение своего родного края, которое особенно значимо для школ Тувы, так как данная территория, входящая в состав Сибирского Федерального округа, имеет важное экономико-политическое значение для России в целом, отражая при этом национально-региональные особенности Республики Тыва, как приграничной территории рядом с Монгольской Народной Республикой.
Ключевые слова: география, национально-региональный компонент, Республика Тыва.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (2012), одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. 
Национально-региональный компонент дает школьникам более полное представление о природе, физико-географических, экономико-географических условиях родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины. Хорошее знание географических особенностей своего края – важнейший элемент географической картины мира, формирование которой – главная образовательная цель современной школы.
Содержание национально-регионального компонента базисного учебного плана Республики Тыва обеспечивается муниципальным и школьным компонентом за счет введения дополнительных курсов, обеспечивающих освоение достижений в разных сферах региональной социально-экономической жизни и др.
Однако отсутствие единого понимания сущности национально-регионального компонента содержания образования, общих подходов к его формированию на уровне республики, приводит к содержательным проблемам его реализации за счет сопряжения федерального компонента с региональным в части выделения и описания исторического, географического, природно-экологического своеобразия Тувы и органичного его встраивания в содержание учебных предметов.
Для школ республики содержательны и бесценны первые учебники по географии В.А. Гребневой (1968), К.О. Шактаржик (1993), К.О. Шактаржик, А.Ч. Кылыгыдай, О.С. Дамдын (2006). Особенно огромна заслуга Калгажик Ондаровича в географическом образовании и воспитании школьников и населения республики. Авторы учебного пособия «Экономическая география Республики Тыва» (2007) благодарны Калгажик Ондаровичу за консультации и ценные советы. Это был действительно географ высокой квалификации. Также мы благодарны нашим рецензентам Толунчап С.Ш. – учителю географии высшей категории школы-гимназии № 9, г. Кызыла, Пекарской М.П. – учителю географии высшей категории школы № 3, г. Кызыла, Биче-оол В.Л. – к.и.н., доценту кафедры отечественной истории ТувГУ.
Планируя создание учебного пособия для учащихся 8-10 классов, мы определяли регионально-значимые данные для введения их в региональный курс школьной географии, усиливая тем самым федеральный компонент, обеспечивая его лучшее усвоение; определяли также тематику и план проведения практических работ, как в классе, так и на местности. Так, в программу первого учебного пособия по «Экономической географии Республики Тыва» для 8-10 классов входят следующие вопросы:
Географическое положение территории.
История заселения и освоения территории.
Социально-демографический потенциал территории.
Природно-ресурсный потенциал территории.
Хозяйственный потенциал территории.
Географическое разделение труда.
Экология. Охрана окружающей среды.
Такое построение программы создает условия для преемственного изучения региональной школьной географии с основным базовым, способствует последовательному формированию основных понятий, умений и навыков и их поэтапному обобщению, начиная с курса физической географии (8 класс), где учащиеся знакомятся с природой и населением своей местности и заканчивая изучением хозяйства и ролью своей республики в экономике страны (10 класс).
Цели региональной экономической географии:
Формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства Республики Тыва;
Воспитание человека, духовно связанного с ней, знающего и понимающего её проблемы, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным, значимым в своем регионе;
Развитие и закрепление навыков адаптации и социально-ответственного поведения в географическом пространстве своего региона.
Основные задачи регионального курса:
сформировать географический образ Республики Тыва на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и хозяйства;
развить представление о Республики Тыва как о географическом регионе, где локализуются и развиваются как глобальные, так и локальные процессы и явления;
создать условия для овладения учащимися навыками самостоятельной практической работы с источниками географической информации, как традиционными, так и современными, а также прогностическими, природоохранными, поведенческими умениями;
расширить географические и экологические знания учащихся о среде обитания и связи с ней человека для вовлечения в решение проблем окружающей действительности, адаптации к условиям современной рыночной экономики и воспитания у них любви к Родине, своему родному краю;
развивать гибкость мышления и поведения как необходимого условия непрерывного общего и профессионального образования и самообразования, требующих в условиях установления рыночной экономики и увеличивающейся наукоемкости производства.
Таким образом, реализация национально-регионального компонента в школьной практике обуславливает особые требования к деятельности учителя. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик географических знаний, но и как широко мыслящий, образованный с широким кругозором наставник, способный определить место региональной географии в общемировой системе. Педагогу необходимо, в первую очередь,  самому осознать, что реализация принципа национально-регионального компонента призвана создавать условия для формирования национального самосознания параллельно с усвоением социальной и экономической географии России и зарубежных стран.
Безусловно, для успешной реализации педагогической деятельности по данному направлению большим подспорьем являются альтернативные учебники по региональной географии, новые программы, методические разработки и др.
Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, рационального пользователя природных ресурсов и создателя его ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Республики Тыва каждым учащимся; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой и эстетической; расширить кругозор, иметь целостную картину мира, знание многих процессов, происходящих в природе и обществе, повысить статус образования как фактора развития региона.
Литература
Гребнева В.А. География Тувы. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1968.
Гребнева В.А., Шактаржик К.О. География Тувинской АССР. – Кызыл: Тув. кн. изд-во., 1989. – 121 с.
Самбуу А.Д., Дубровский Н.Г. Экономическая география Республики Тыва. Учебное пособие. 8-10 кл. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2007. – 150 с.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Шактаржик К.О. География Республики Тува. Кызыл. Тувинское книжное издательство, 1993.
Шактаржик К.О., Кылгыдай А.Ч., Дамдын О.С. География Республики Тыва. Учебное пособие. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2006. – 150 с.