Статья Реализация национально-регионального компонента в гимназии

Реализация национально- регионального компонента в
Башкирской гимназии №102


Духовное возрождение народа невозможно без сохранения и передачи другим поколениям национальной культуры. Одним из основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования является принцип защиты и развития системой образования национальных культур в условиях многонационального государства, закрепленный в Законе «Об образовании». Данный закон также устанавливает общее требование к содержанию образования, которое должно обеспечить «интеграцию личности в национальную и мировую культуру».
В рамках реализации национально- регионального компонента и сотрудничества с социально - гуманитарным факультетом БГПУ им. Акмуллы на базе гимназии работает городская экспериментальная площадка «Формирование поликультурной толерантности школьников в процессе педагогического проектирования». Цель инновационной деятельности заключается в создании педагогических условий для сохранения национальной культуры, воспитания нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю как хранителя культуры, понимающего и любящего свою «малую Родину».
Формирование поликультурной толерантности школьников в гимназии включает способы познания особенностей поликультурного мира в следующих направлениях: «Я - представитель своего народа», «Россия - наш общий дом», «Я - гражданин мира». С целью воспитания уважения к культуре своего народа и культурам других стран в гимназии проводятся Фестивали дружбы народов», торжественные линейки (н-р, «Мы - граждане России»),традиционными стали Акмуллинские дни, включающие встречи с деятелями культуры республики, читательские конференции с писателями и представителями периодической печати Башкортостан.
Формы проведения уроков и мероприятий стали более разнообразными : это и создание творческих проектов «Аллея дружбы» , литературно- музыкальных композиций «Башкортостан - жемчужина России», «Я - гражданин России» , интегрированные уроки «Мы - команда одного корабля», уроки- концерты « История народа в песнях», « Любовь! Склоняю голову перед тобой» по творчеству М.Карима , конференции и беседы : «Мы разные, но мы - вместе», «Страна Толерантность», «Национальность не влияет на дружбу»,«Портрет моей семьи» , «Мир добра, любви и гармонии».
Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности остается сохранение национальной культуры: в гимназии школьники танцуют в ансамбле "Хазина", посещают секцию борьбы курэш, учатся играть на курае, выпускают газету «Дуслык » , участвуют в работе школьного телевидения . Учащиеся гимназии ежегодно получают номинации на КВН «Шаяниум» , становятся победителями и призерами республиканских и городских конкурсов: « Здравствуй, здравствуй, сказка!», фестиваля юных сказителей эпоса «Урал-батыр» ,конкурса чтецов «Вдохновение» В целях изучения и развития историко-культурного наследия народов РБ, пропаганды идей ЮНЕСКО в Башкирской гимназии №102 творческой группой учителей башкирского языка создан Клуб друзей ЮНЕСКО.
Воспитательная работа в условиях национальной гимназии имеет огромный познавательный и воспитательный потенциал, расширяет кругозор учащихся по национальной культуре , помогает познакомиться подрастающему поколению с мировой культурой в целях духовного обогащения, а также формирует навыки общения в поликультурном мире.
В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием, когда осуществляется переход школьника от пассивного созерцания фактов окружающей действительности к активному познанию общечеловеческих ценностей в целях позитивной социализации в обществе.
По нашему мнению, организация образовательного процесса зависит от навыков педагогического проектирования. Именно, учитель обеспечивает условия реализации программы инновационной деятельности через методы и средства обучения, поэтому организационно-методическое сопровождение реализации предметов национального образования компонента связано с повышением профессиональной компетентности учителя.
Формирование и развитие педагогических навыков происходит как в форме теоретического (семинары, круглые столы, педсоветы), так и практического обучения (Единые методические дни, фестивали уроков и внеклассных мероприятий, городские конференции и семинары). В гимназии учителя башкирского языка на уроках используют инновационные технологии: проблемное, личностно - ориентированное и развивающее обучение, информационно – коммуникационную и игровую технологии; групповые и парные формы организации урока, исследовательский и проектный метод обучения.
В рамках преподавания предметов национально- регионального компонента большое внимание уделяется электронному обучению. Каждый кабинет оснащен компьютерной техникой с выходом в Интернет , созданы локальная сеть и сервер с банком цифровых образовательных ресурсов для общего доступа.
В преподавание башкирского языка внедряются новейшие разработки информационных технологий. В классах , работающих по системе «1 ученик:1компьютер» , уроки проводятся с применением электронных учебников по предмету , а также интерактивного башкирского словаря. Контроль освоения учебного материала осуществляется с помощью разнообразных видов электронного тестирования знаний .На занятиях национально- регионального компонента применяется система Вотум с башкирским шрифтом .
В инновационном проекте управления образовательным процессом на основе программы Moodle уроки проводятся с использованием планшетного класса. Moodle позволяет преподавателю создавать условия для углубленного изучения предмета на занятиях и организовывать дистанционное обучение . Учителя башкирского языка создали свой контент , который наполняется содержимым в виде текстов, музыки , вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Использование интерактивных досок , ученических планшетов ,виртуальных лабораторий , электронных систем для голосования позволяет проводить интересные и содержательные уроки по предметам национально- регионального компонента , а также служит средством повышения качества знаний обучающихся. ( в 2016 году - 75%)
Инновационная деятельность в гимназии стала средством повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. В 2016 году учитель башкирского языка Мигранова Э.Г. получила Гран-при на районном этапе конкурса «Учитель года-2016» , стала призером муниципального и участником республиканского конкурса, получила звание «Педагог-исследователь». В целях распространения и обобщения опыта работы учителей национально- регионального компонента проводятся районные и городские семинары , республиканские вебинары с проведением открытых уроков ,международные телеконференции.
Для повышения профессионализма учителей национально- регионального компонента организовано сотрудничество с кафедрой башкирской филологии БГПУ им. Акмуллы. На базе гимназии был проведен обучающий семинар Отличника образования Республики Башкортостан, Почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, к.п.н. Давлетшиной М.С. для учителей начальных классов и башкирского языка по теме « Развитие речи на уроках башкирского языка в условиях ФГОС». Преподаватель вуза представила систему работу по развитию речи на уроках башкирского языка и помогла систематизировать знания педагогических работников по методике ведения уроков развития речи в условиях ФГОС. В рамках сотрудничества с БГПУ им.Акмуллы учитель башкирского языка, призер городского конкурса « Учитель года-2016 » Мигранова Э.Г. провела Мастер- класс для студентов 3-5 курсов ФБФ на тему « Использование Интернет- ресурсов на уроках башкирского языка в условиях введения ФГОС».
Содержание образования предметов национально- регионального компонента в современных условиях направлено на освоение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности , возрождение этнокультурных традиций , воспитание уважения к общечеловеческим ценностям и формирование самостоятельной позиции будущего выпускника. Преподаватели Башкирской гимназии №102 продолжают традиции выдающегося поэта и просветителя XIX века М.Акмуллы: приобщают детей к знаниям, учат их мыслить, трудиться, творить добро, любить родной дом и Отечество


























13PAGE 15


13PAGE 14115




15