Статья «Использование национально-регионального компонента и художественной деятельности во внеурочных занятиях»

«Использование национально-регионального компонента и художественной деятельности во внеурочных занятиях» .
Хочу немного поделится опытом своим и не только, рассказать что делается в нашей школе в этом направлении. Почему считаю важным это направление во внеурочной деятельности?
Россия – многонациональное государство, в котором остро стоит проблема сохранения и развития национальной культуры всех народов. Решение проблемы учёные видят в реализации национально - регионального компонента (НРК) через образовательный процесс учебных заведений.
ФГОС НОО предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. ФГОС НОО определяет, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны , которые будут задействованы, представлены на занятиях по внеурочной деятельности.
Как же сделать столь важные темы духовной культуры, темы знакомства с народными традициями интересными, нескушными, запоминающимися?
Чтобы это было действительно так, важно придерживаться определённых принципов:
- доступность,
- наглядность,
- разнообразие материала,
- прикладная направленность
В прошлом году взяв на воспитание и обучение своих очередных первоклассников, задумалась: что же взять во внеурочку, чтобы маленьким человечкам было интересно? Что любят дети раннего школьного возраста: играть, рисовать, мастерить, а из литературы им наиболее знакомы сказки. Вот мне и подумаллось, что вот это всё и должно наверно присутствовать во внеурочке, чтобы дети и духовно развивались и развивали свои практические, прикладные навыки каие-то. Мной была выбрана программа «Мир сказок».
Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. В основе программы – народные сказки. Таких программ много в интернете, взяв одну из них за основу я решила ее дополнить и немного переработать.
Чтобы программа была эффективной , считаю важно правильно выбрать формы работы с детьми. Возвращаясь к ранее сказанному, что дети младшего школьного возраста любят играть, рисовать, мастерить и в добавок ко всему , первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Поэтому были включены следующие способы и формы работы:
- беседа-диалог,
- познавательные и сюжетно-ролевые игры,
- инсценировка и театрализация,
- просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт.
- Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, лепка, сочинительство, изготовление кукол, декораций, постановка спектаклей.
- участие в конкурсах, викторинах. Программа имеет интегрированный характер.
Что воспринималось детьми, что называется «на ура» - Это театрализация и инсценировка. Очень с интересом все это происходило. Для этой цели берутся знакомые с детского сада сказки «Три медведя», «Лиса и журавль», «Репка». Минимум услий для достоверности - желательно маски. Очень живо вживаются в образ, хочется всем попробовать себя в роли артиста.
С интересом проходили занятия с практической направленностью: мы рисовали сказку, делали аппликации, очень нравилось лепить. У нас получилась целая экспозиция лепных сказочных героев.
Также в программу были включены интегрированные занятия по фольклору и художественному труду, одно из таких занятий мы с ребятами показали для слушателей курсов. Занятие называлось « ВЕСНА -КРАСНА» Заклички и приговорки. На занятии мы познакомились с видом произведений устного народного творчества закличками и приговоркам, посмотрели как их очень профессионально исполняли детки из детского фольклорного ансамбля «Ручеёк», попробовали разучить одну из закличек, водили хороводы, не просто разучили закличку , но и «сыграли» её. Ребята с восторгом и интересом это делали, очень наши хороводы понравились нашим гостям. Была и практическая часть - мы успели еще и птичек смастерить из бумаги. Такая простая форма работы как просмотр мультфильмов с последующим обсуждением может иметь и вот такие плоды Ребята получили грамоты за участие в познавательной Всеросийской викторине «Приключения трёх богатырей», что является , несомненно положительным моментом.
Это вот немного из моего опыта. Теперь из опыта коллег нашей школы.
В организации краеведческой деятельности школьников полезным является взаимодействие с :
- местными музеями,
- библиотеками,
-детскими центрами.
Это позволяет обогатить содержание и формы работы. Нам очень помогает в этом наша районная библиотека, мы её очень часто посещаем. Там разработан целый курс занятий. Еще мы тесно сотрудничаем с музеями. В прошлом году в течение года два первых класса посещали музей национальной культуры, где разработан тоже курс по истории мордовской культуры. Занятия- лекции проходят в очень интересной , доступной для детей младшего школьного возраста форме.
Также в нашем краеведческом музее для дошкольников и учащихся начальных классов разработана историко-краеведческая программа «Музей и дети», со следующей тематикой занятий :
- Как жили древние люди
- Мордовский национальный костюм
- Доспехи русского воина
- Как училась бабушка Алдуня
и др; цикл занятий по тематике «Христианские праздники в народной культуре»; есть и праздники , проводимые в музее, самые разнообразные («Новогодняя ёлка в музее», «Святое Рождество» «День родного языка» и др)
На протяжении уже нескольких лет наша школа сотрудничает с Мордовским республиканским музеем изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи. Лекторы с презентациями и содержательными рассказами приезжали к нам сами. Также и мы с детьми , конечно выезжаем к ним.
Незабываемое впечатление оставило посещение музея «Деревянной игрушки в селе «Подлесная Тавла».
В ходе таких занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями , но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Художественно - творческое развитие детей в таком ключе,
включение краеведческого компонента в содержание внеурочной деятельности способствует воспитанию любви к Родине, чувства гордости за героическое свершение и созидательный труд своих земляков, формированию бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры, народного творчества.
Надеюсь , коллеги, наш опыт был вам интересен.

15