Программа по правовому воспитанию «Закон обо мне. Мне о законе».

Программа по правовому воспитанию
«Закон обо мне. Мне о законе»

Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных  средств правового воспитания является ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.     В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие  задачи воспитания школьников:   
- формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
- защита прав и интересов обучающихся;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
    Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников  в настоящее время в стране достаточно актуальна.
    В  последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а,  следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения,  как учащихся, так и их родителей.
    Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
    Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина, таким образом необходима система работы по формированию правового сознания школьников, которая реализуется в ходе учебно-воспитательной работы: уроков, классных часов, бесед, диспутов, социальной практики.

Цель программы:
- формирование правовой культуры учащихся.
Задачи программы:
1. Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом.
2. Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе.
3. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки.
4. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям.
5. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Содержание программы:
1 год
Раздел
Тема
Дата
проведения

Правила общения
1. Знакомство с правилами школьной жизни.



2. Главные ценности нашей жизни.



3. Правила личной безопасности.



4. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?



5. Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?



6. Разрешение конфликтов без насилия.


Правила поведения
7. Создание позитивных дружеских отношений.



8. Наркотики, табакокурение, токсикомания – путь в никуда.



9.Примерно веди себя в школе, дома, на улице.



10.За что ставят на внутришкольный учет?



11.Правила поведения в школе.



12.Уголовная ответственность несовершеннолетних.


Я-гражданин
13.Я – гражданин России.



14.Что такое закон? Главный закон страны.



15.Твоя воинская обязанность.



16.Остановись у опасной черты.


Права ребенка
17.Твои права и обязанности.



18.Равенство прав людей от рождения.



19.Конвенция «О правах ребенка».



20. Подростку о трудовом праве.



21.Проступок, правонарушение, преступление.



22. Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм.



23. Беседа « Как не стать жертвой преступления».



2 год
Раздел
Тема
Дата
проведения

Правила общения
1. Вводное занятие. Знакомство с участниками. Выработка и принятие правил работы в группе. Обсуждение тематики и работы ученического объединения.



2.Нормы поведения учащихся в школе и за ее пределами.



3.Я-ученик. Устав школы.



4.Создание позитивных дружеских отношений.



5.Чем люди отличаются друг от друга.



6.Что такое хорошо, что такое плохо.



7.Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников:
(курение на территории школы, пропуски уроков по неуважительной причине).


Основы безопасности и здорового образа жизни
1. Мой возраст и его особенности.



2. Я и друзья. Компания. Группировки.



3. Мой выбор. Проблемы употребления ПАВ. Пути решения проблемы.



4.Умей сказать НЕТ!



5.Я выбираю жизнь!



6.Правда и мифы о наркотиках (выпуск газеты).




7.Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников: (курение на территории школы, пропуски уроков по неуважительной причине).


Я-гражданин
1. Конституционное право. Конституция РФ.



2. Знакомство с государственными символами нашей Родины.



3. Гражданство и гражданин.



4. Международные и Федеральные правовые акты. Твои права и как их использовать.


Права ребенка
1.«В здоровом теле – здоровый дух» (право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).



2.«Хочу все знать!» (право на образование).



3.«Вам пришло письмо» (право на тайну переписки.)



4.«Все мы разные» (право на сохранение своей индивидуальности).



5.«Дети разных народов» (право на культурную и национальную самобытность, родной язык).



6. Составление памятки «Правила межнационального общения»; разучивание пословиц и поговорок о добре и хороших людях



7.Мои права и обязанности в школе



8.Семейное право.



9.Подросток и право на труд.


Ответственность и наказание
1.Могут ли быть права без обязанностей.



2.Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?



3. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение.



4. Преступление и наказание.



5. Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ.



6. Преступление и наказание.



7. Взыскания и наказания .



8. Как не стать жертвой преступления?



9. Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников: (курение на территории школы, пропуски уроков по неуважительной причине).



10.Жизнь дается один раз.



Класс
Знать
Уметь

 
1-4
правила поведения в школе;
законы класса;
правила личной безопасности.
правила поведения в общественных местах, дома, в школе;
основные обязанности и права ученика;

соблюдать правила поведения в школе;
выполнять законы класса;
соблюдать безопасность на улице.
 различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;


 
5
права и обязанности учащихся школ;
название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;
меру наказания за нарушение Правил дорожного движения.
дисциплинированно вести себя на автодороге;
защищать свои права;
выполнять обязанности школьника

 
6
сущность преступления и правонарушения;
отличие правовых норм от норм морали;
как государство может защитить права ребенка?
какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?
различать административный проступок и преступление;
правильно оценивать поступки людей;
предупреждать создание травмоопасной ситуации

 
7
понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении
меру наказания за преступления, совершенные на дороге
информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;
особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних 
осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;
предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;
не создавать криминальных ситуаций на дороге
 

 
8
понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;
чем опасны религиозные объединения для подростков?
способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков.
соблюдать правопорядок в общественных местах;
противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков
 

 
9
мотивы, которые могут привести человека к преступлению;
права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;
способы поведения в критической ситуации.
защищать себя при нарушении трудовых прав;
помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию
 

 
10-11
о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;
свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;
меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;
основные положения Декларации прав человека.
негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;
отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка 
негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;
отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка
 

 
Тематика лекций для родителей:
Класс
Тема

1
Законы воспитания в семье. Какими им быть?

2
Воспитание ненасилием в семье.

3
Как научить сына или дочь говорить «нет»?

4
Детская агрессивность, ее причины и последствия.

5
За что ставят на учет в милицию?

6
Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?

7
Как уберечь подростка от насилия?

8
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

9
Как научить быть ответственным за свои поступки.

10
Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?

11
Закон и ответственность.


Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование  правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.



15