Урок математики Построение точек на координатной плоскости

Урок математики. 4 класс.
Тема: Координаты точек на плоскости
Основная предметная цель урока: познакомиться с понятиями координатный угол и координата на плоскости.
Общеучебные цели: учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы), проверять, исправлять, оценивать результаты работы.
Задачи урока:
ознакомить учащихся с понятием «координатный угол»;
научиться ориентироваться на координатной плоскости, воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
развивать творческие способности;
активизировать внимание с помощью применения мультимедийных средств обучения (презентация, инструменты интерактивной доски);
воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, практикум, систематизация знаний и умений)

План урока.
Орг. момент. Мотивация.
Актуализация знаний. Зарядка для ума.
Яркое пятно. Создание проблемной ситуации с организацией затруднения.
Проблемная ситуация. Целевая установка.
Поиск решения проблемы.
Введение нового понятия «координатный угол», «координата точки на плоскости». Учебник
Первичное закрепление. Практическая работа.(1) выполнение задания учебника - фронтально;2) работа в группах – поиск выхода (пути) из лабиринта
Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка + оценивание учителем.
Домашнее задание.

Ход урока
Орг. момент. Мотивация.
Слайд 1
-Доброе утро! Ребята, в очередной раз вы на уроке математики и, значит, вас ждут новые открытия и новые задания.
Слайд 2
Однажды польский писатель Станислав Лем сказал,
« Для того, чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать».
-Что вы по этому поводу думаете?
- Ребята, вспомните, что изучали на предыдущих уроках, какие открытия совершали, что хорошо удавалось, какие возникали трудности?
Мысленно пожелайте себе удачи.
- А вот и первое задание! Начинаем зарядку для ума!
II. Актуализация знаний.
1. Продолжи высказывание, чтобы оно стало истинным. ( устно) слайд3
- Часть натурального ряда чисел можно изображать (с помощью числового отрезка)
- Мерку, выбранную для построения числового луча, называют единичным отрезком
- Числовой луч- это луч, на котором с помощью единичных отрезков изображены числа.
- За единичный отрезок принимают(единицу)
- Луч, который используется для изображения чисел, называется числовым лучом
-Началу луча (точке О) соответствует число 0.
-Всякое число, стоящее на числовом луче правеебольше числа, стоящего левее.
-Каждой ячейке в таблице соответствует пара чисел. Эту пару чисел называюткоординатами ячейки.
2. Графический диктант с самопроверкой (
·
· и т.д.) – выполняют в тетради.
Слайд 4
-Внимание! Графический диктант. Приготовьтесь. Вспомните условные обозначения! Впереди 7 заданий. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1) На рисунке изображен числовой отрезок; 2) О - начало отсчета; 3) Каждой точке, отмеченной на числовом луче,  соответствует число. Это число называется координатой точки;
1) С(110);2) А (20); 3) D (70); 4)В(45).

3. Рассмотрите таблицу. В ячейках таблицы расположены буквы.
Слайд 5
Даны координаты: (3;3), (1;3); (1;1); (3;3); (2;2); (4;3); (6;1)
* Злой паук похитил бабочку. Она попросила о помощи маленького муравья, отправив план пути. Если муравей пройдет весь путь правильно, то он отгадает зашифрованное слово, и тогда паук освободит бабочку.
ПОМОГИТЕ муравьишке!
Назовите правильно адрес буквы в таблице, выполнив задание, это поможет расшифровать слово! Спасите!

У доски работает ученик. Сравните свой результат с работой ребят. Расскажите, как выполняли задание? ( Каждая буква алфавита соответствует паре чисел. Первое число- номер столбца ( подъезд), второе число - № строки (этаж)

3. На слайде фотографии пещер
Сегодня на уроке математики нас ожидает новое приключение Тома и его друзей. Представьте, что наши герои попали в подземный лабиринт.
Тому удалось связаться с другом Геккельберри с помощью специального современного устройства
Помогите Геку назвать точно координаты расположения его друзей.
Слайд 5
Внимание на доску. Что вы видите? - показан числовой луч и точки В и С , лежащие на числовом луче, точка I – не лежит на координатной прямой (числовом луче).
-Назовите координаты точек В и С. Записывают: В ( ; ); С( ; ). – в тетради, учитель на доске.


4.Проблемная ситуация. Место расположения Тома и Бекки – точка I . Определите координаты этой точки! (ситуация затруднения)
-Вы смогли выполнить задание? Нет?
- Почему мы не можем выполнить это задание?
-Какая у нас возникает проблема? Какой можно задать вопрос? Сформулируйте.
Проблема: как определить координаты точки с помощью числового луча, если эта точка не лежит на числовом луче?
5. Поиск решения.
-Что будем делать? Попробуйте догадаться.
- Могут ли существовать еще точки, координаты которых мы не сможем определить? Сколько их?
( Кроме точки существует множество точек, не лежащих на данном числовом луче. Бесконечное множество)
- Существует ли способ определить их координаты?
Посовещайтесь в группах.

Примечание: У детей могут возникнуть след. способы - занести данные в таблицу и определить адрес в таблице, как умеем и др.
Решение проблемы: Добавим к данному числовому лучу ещё один. Проведём таким образом: вертикально имеющейся прямой и проходящую через начало координат, т.е. точку О. – Почему именно так? Нельзя ли по диагонали? На что похоже? Какая фигура получилась? (прямой угол)
Слайд 6
- В математике у каждого элемента, геометрической фигуры есть свое название, имя. Давайте попробуем дать название этой фигуре. Как назовем, что получилось?
Слайд 7
(учащиеся предлагают свои названия)
-Учитель дает название, которое принято в математике: координатный угол.
- Из чего построен координатный угол? Эти лучи в математике называются осями и у них тоже есть свое название. Как вы думаете их можно назвать?
- В математике эти оси называются:
Горизонтальная прямая – о с ь Х
Вертикальная прямая – о с ь У
На чертеже направления осей обозначают стрелками.
- Постройте в тетради координатный угол ( как опорный конспект)
Слайд 8
-Что необходимо также указать? У нас был координатный луч, а теперь координатный угол? В чем сходство? Различие?
Начало координат
Совпадает с началом координат первой прямой

Единичный отрезок
Выбираем такой же, как на первой прямой

Направление
Принято, что направление идет вверх

-Как проверить, верны ли наши рассуждения? (учебник - стр. 53) Прочитайте, сделайте вывод.
-Назовите координаты точки I. Как вы будете действовать? Какую координату вначале, затем? (как адрес в таблице)
-Запишите координаты точки I. Как прочитать эту запись? Эту запись можно прочитать так:
Точка I с координатами 5 и 3;
Координаты точки I – пара чисел 5 и 3.
6. -Какая тема урока? Чем будем заниматься? Цель нашего урока? Итак. Тема нашего урока «Построение точек на координатной плоскости»
- Как же определить координаты точки на плоскости?
-Как называется такой угол? Какой получается угол по величине? Как можно проверить? (прямой, можно воспользоваться угольником)
Слайд 9
На оси х получилось – координата по оси х
На оси у получилось – это координата по оси у
Тогда координата точки будет записана таким образом: ( ; )
На первом месте записывается координата по оси X, на втором – по оси Y. Переставлять координаты точки местами нельзя!

7. Игорь, Таня и Катя получили задание построить точку А(3; 4) и выполнили его разными способами:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Объясни, как каждый из ребят строил точку А? Все ли они верно выполнили задание?
Какой из способов построения точки А ты считаешь наиболее удобным?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. a) Построй треугольник ABC, если ,  A(1;2), В(3;8), С (9; 6).
    б) Измерь углы треугольника ABC и найди их [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Что ты замечаешь?   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]А = ------[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]В = ---------------[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]С = ------------- в)    Отметь на стороне АС точку М с абсциссой 5. Запиши координаты этой точки. В чем особенность ее расположения на стороне АС? М ( 5; ) г)    Проведи луч ВМ. Проверь с помощью транспортира, является ли он биссектрисой угла В? Что интересного в расположении луча ВМ и отрезка АС? 6. а) Построй [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  ABCD с вершинами A(3; 2), В (3; 9), С(7; 9), D(7; 2) и найди его площадь (в кв. ед.).
8. "Блиц-турнир".
Составь выражения по схемам:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 9. Расшифруй имя древнегреческого математика, расположив значения переменной у в порядке убывания. С. 60 № 14
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


12. Выполни действия и вырази в новых единицах измерения:  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наше приключение заканчивается. Где в жизни может пригодиться новое открытие?
– Как бы вы оценили работу всего класса? (“ Интересно, эффективно, полезно” – руки вверх “в замок”, “Можно было лучше” – руки за спину).
10. Домашнее задание: Обязательная часть: № 4,5 стр.58 в учебнике
По выбору: а) №7 стр.59; б) придумать рисунок на плоскости, указать координаты точек.
МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»










Урок математики
4 класс
«Построение точек на координатной плоскости»






Учитель начальных классов
Подколзина Н.А.















Апрель 2016 г.








13PAGE 15


13PAGE 14815









Рисунок 20 Заголовок 215