Методика преподавания курса Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) в соответствии с ФГОС. Фрагмент занятия. Работа с иллюстрацией (иконой).


Тема: Икона.
Цель: Формирование  понимания значения икон для христиан.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «икона».
2. Познакомить с особенностями иконописного изображения.
3. Раскрыть понимание, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.
4. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
Чудо Георгия о змие. Икона.
Фрагмент урока.
Учитель даёт время, чтобы учащиеся рассмотрели икону.
У: Кого вы видите на иконе?
Ученики: Всадника с копьём, змея.
У: Что делает всадник?
Ученики: Убивает копьём змея.
У: Как вы думаете, что могло произойти, чтобы всадник убил змея?
Ученики: Возможно, змей совершил злодейство, возможно, убийство какого- то живого существа.
У: В легенде рассказывается о воине Георгии, который победил страшного змия, требовавшего человеческих жертв. Георгий спас от смерти царевну и освободил от неумолимого врага всю страну Ливийскую. На Руси эта тема получает распространение.
У: Что необычного в изображении всадника?
Ученики: Нимб на голове, значит, всадник Георгий святой. Он благословенен Богом.
У: Почему вы решили, что поступок Георгия совершается во благо и с благословения Господа?
Ученики: В верхнем правом углу, в небе — благословляющая рука Христа.
У: Верно, а ещё в центре иконы сокрыта монограмма «X», означающая имя Того, Чьей силой побеждается зло.
У: Как вы думаете, почему Господь благословил Георгия на убийство этого существа?
Ученики: Змей на иконе изображён как-то необычно, возможно это показывает, что этот змей очень много совершал злых дел.
У: Змей здесь представлен как представитель ада. У змея мы видим и крылья, и голову, и ноги, но все в нем искажено до уродства: крылья стали не ангельские, а как у летучих мышей, голова звериная, ноги же превратились в лапы.
У: А кого вы ещё видите на иконе?
Ученики: Ещё мы видим коня.
У: Как бы вы его описали?
Ученики: Конь - это помощник всадника. Все воины восседают на конях и Георгий как воин тоже изображён на коне.
У: Что вы видите в руках у всадника?
Ученики: В руках у него щит и копьё. Щит – символ и атрибут защиты: само слово «за-щита» говорит об охранении человека.
У: А почему изображено в руках всадника копьё, ведь оно ломается при стычке, куда прочнее меч?
Ученики: Копьё это орудие первой стычки у воинов. А Георгий побеждает молниеносно, причем, не ломая копья, ибо побеждает не столько своей силой, сколько Божией.
У: Где, по- вашему, происходит событие?
Ученики: На иконе не изображена растительность и, возможно, это пустыня или место нигде (ни на земле, ни на небе).
У: Верно, слово «пустыня» – безблагодатная, неплодородная земля, место обитания нечисти, а потому – поле духовной брани с ней святых подвижников.
У: Давайте обратим внимание на то, как побеждает Георгий змея?
Ученики: Всадник поражает в пасть.
У: Почему не в глаз, а в пасть, как вы думаете?
Ученики: Главное духовное предназначение рта у человека – возвещать Слово Господне, но пасть змея – «транслятор» богохулений и лжи. Георгий бьет в самую сердцевину зла – в жало смерти.
У: Далеко не случайна и курчавость волос св. Георгия. Характерная округлость прядей невольно вызывает в памяти старинное славянское слово вълна - «волна» (овечья шерсть). В ветхозаветной Церкви человек, приходя к Богу, наряду с другими жертвами, приносил Ему и шерсть закланного животного, которая возлагалась непосредственно на жертвенник и сжигалась. В мученическом подвиге св. Георгия, безусловно, самопожертвование во имя Божие; и курчавостью волос заостряли на этом внимание.
У: В чем вы видите смысл иконы?
Ученики: Икона показывает нам тайные и сверхъестественные зрелища. Разворачивается мистическая брань между добром и злом.