Методическая разработка Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи


Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи
Логопедическая гимнастика
(Выполняется перед зеркалом. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)
Губы:
Вытянуть — растянуть.Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.2. Сжать — отпустить.Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.3. Сложить рупором.Инструкция: Губы округлить слегка вытянув вперёд, чтобы получился «рупор», уголки рта не соприкасаются.4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Язык:1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания. Нужно чтобы язык был расслабленным и широким. Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку губами произнося «пя-пя-пя».2. Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.3. Совершать языком круговые движения (облизать губы).4. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».5. «Лошадка» (присасывание языка к верхнему нёбу и щелкание). 6. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).Нащупай языком за верхними зубами бугорки и ударяй в них кончиком языка.7. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».Нащупай языком за верхними зубами бугорки, подними язык и дуй на язык.
Коррекция звукопроизношения
1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:Вой ветра — УУУ...Плач младенца — УА, УА, УА...Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...Писк поросенка или мышонка: И, И, И...
2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое,утрированное произнесение):Мычание коровы — МУ, МУ, МУ...Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...Лай собаки: АВ, АВ, АВ...Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...Кудахтанье курицы — КО, КО, КО...Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА...Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ...Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...Шуршание листьев: Ш Ш Ш...Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК...Уханье филина — УФ, УФ, УФ...Рычание дикого зверя: РРР...Крик петуха — КУКАРЕКУ...
Слоговые таблицы:
ГУБНЫЕ
Прямые
MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯМО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁМУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮМЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ
Обратные
AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬОМ ЁМ ЁМЬ ОП - ЁПЬ АБ - -УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ
Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения.ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ
Прямые
ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ
Обратные
AT ЯТ – АД ЯД – АН ЯН –ОТ ЁТ – ОД ЁД – ОН ЁН –УТ ЮТ – УД ЮД – УН ЮН –ЫТ ИТ – ЫД ИД – ЫН ИН –
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ
Прямые
КА КЯ КЬЯ ГА ГЯ ГЬЯ ХА ХЯ ХЬЯКО КЁ КЬЁ ГО ГЁ ГЬЁ ХО ХЁ ХЬЁКУ КЮ КЬЮ ГУ ГЮ ГЬЮ ХУ ХЮ ХЬЮКЫ КИ КЬИ ГЫ ГИ ГЬИ ХЫ ХИ ХЬИ
Обратные
АК ЯК – АГ ЯГ – АХ ЯХ –ОК ЁК – ОГ ЁГ – ОХ ЁХ –УК ЮК – УГ ЮГ – УХ ЮХ –ЫК ИК – ЫГ ИГ – ЫХ ИХ –
ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»
Прямые
ВА-ВЯ-ВЬЯ ФА-ФЯ-ФЬЯ ША ЖА ЧА Е (Й+Э) ЙЭВО-ВЁ-ВЬЁ ФО-ФЁ-ФЬЁ ШО ЖО ЧО Ё (Й+О) ЙОВУ-ВЮ-ВЬЮ ФУ-ФЮ-ФЬЮ ШУ ЖУ ЧУ Ю (Й+У) ЙУВЫ-ВИ-ВЬИ ФЫ-ФИ-ФЬИ ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) ЙА
Обратные
АВ-ЯВ АФ-ЯФ АШ АЖ АЧ ЭЙ –ОВ-ЁВ ОФ-ЁФ ОШ ОЖ ОЧ ОЙ –УВ-ЮВ УФ-ЮФ УШ УЖ УЧ УЙ –ЫВ-ИВ ЫФ-ИФ ЫШ ЫЖ ЫЧ АЙ –
СВИСТЯЩИЕ
Прямые
СА СЯ СЬЯ ЗА ЗЯ ЗЬЯ ЦАСО СЁ СЬЁ ЗО ЗЁ ЗЬЁ ЦОСУ СЮ СЬЮ ЗУ ЗЮ ЗЬЮ ЦУСЫ СИ СЬИ ЗЫ ЗИ ЗЬИ ЦЫ
Обратные
АС ЯС – A3 ЯЗ – АЦОС ЁС – ОЗ ЁЗ – ОЦУС ЮС – УЗ ЮЗ – УЦЫС ИС – ЫЗ ИЗ – ЫЦ
СОНОРЫ
Прямые
РА РЯ РЬЯ ЛА ЛЯ ЛЬЯРО РЁ РЬЁ ЛО ЛЁ ЛЬЁРУ РЮ РЬЮ ЛУ ЛЮ ЛЬЮРЫ РИ РЬИ ЛЫ ЛИ ЛЬИ
Обратные
АР ЯР – АЛ ЯЛ –ОР ЁР – ОЛ ЁЛ –УР ЮР – УЛ ЮЛ –ЫР ИР – ЫЛ ИЛ –
4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).
ГУБНЫЕ
МАМА – МАША – РОМА –КОМАРМЯСО – СЕМЯ – ВРЕМЯ - СКАМЬЯПАПА – ПАЛЕЦ – ПЯТКА - ПЬЯНИЦА БАБА – БАНЯ – РЫБА - БЯКА МОРЕ – МОЛОТ – МОЛОКО – МЁД ПОЛЕ – ПОРКА –ПОМОЩЬ – ПЁС – КОПЬЁ БОРЯ – БОЧКА – БОЛЬНО – БЬЁТ МУКА – МУЗЫКА – МУРКА – МЮСЛИ ПУХ – ПУЛЯ – ПУДРАБУЛКА – БАБУШКА - БУМАГА – БУСЫБЮСТ – БЮРОМЫ – МИЛА – МИРПЫЖИК – ЛАПЫ – ПИЩА – ПИРАТ –ПИСЬМОБЫЛЬ – БЫЛИНА – ЕСЛИ БЫ...БИРКА – БИНОКЛЬ – РЯБИНАВОРОБЬИ – РЫБЬИ КОСТИ
ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ
TATAТАНЯ – ТАПКИ – ТАНЕЦТЯПКА – ТЁТЯ – МОТЯ –ТЯНЕТСТАТЬЯ – СВАТЬЯДАНЯ – ДАША – ДАТА– ПОДАРОК – ДАЙДЯДЯ – ДЯТЕЛ – СУДЬЯ – БАДЬЯНАДЯ – НАШИ – НАСТЯ –НИНА – КАРТИНА –МАШИНАНЯНЯ – ТАНЯ – ВАНЯТОЛЯ – ТОМА – БАТОНТЕНЬ – ТЕЛО – ПЛАТЬЕ ДОМ – ДОСКИ – ДЁГОТЬ НОГИ – НОША –НОМЕР – НОРКАНЁС – ПРИНЁС – ВРАНЬЁ – ВОРОНЬЁТУФЛИ – ТУМБА –ТУРОКТЮЛЬ – ТЮЛЬКА – ДЮШЕС НУЖНО – НУГА – НЮНЯ ТЫЛ – ТЫКВА –РОБОТЫ – ЗАБОТЫТИХО – БОТИНОК – ДИНА – ДИВО – ДИСКИНЫТИК – НИНА
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ
КАТЯ – КАТЕР – КАМЕНЬ
ГАЛЯ – ГАММА – ГАЛЬКА – ГАЗХА – ХА – ХАХАЛА – ХАМКОЛЯ – КОШКА – КОСМОС – ГОДЫ – ГОРОД –ГОЛОД
ХОЛОД – ПОХОД – ДОХОДКУРЫ – КУДРИ ГУСИ – ГУБЫ
ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»
ВАНЯ – ВАСЯ – ВАРИТ – ВАФЛЯВЯЖЕТ – СВЯЗКАФАНЯ – ФАКЕЛ – СОФА – ГРАФА – ЛАФАШАР – ШАЛЬ – ДУШАЖАР –ЖАБА – ЖАЛО – КОЖАЧАС – ЧАД – ЧАДОЕВА – ЕЛИ – ЕЗДИТВОДЫ – ВОЛЯ – ВОБЛА
ШО – ЖО – ЧО – ЁЛКА – ЁЖИКШУ ЖУ ЧУЮЛЯ – ЮРИК – ЛЮЛЬКАВЫ – ВИ – ВЬИ
ФИЛИН – ФИЗИК
ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А)
СВИСТЯЩИЕ
САЛО – САХАР – САМ – САД –КИСА – РОСА – КРАСА – ВАСЯ
ЗАМОК – ЗАЛЫЦАПЛЯ – ЦАРЬ – ЦАРИЦА – ДЕВИЦА – СПИЦАСО СЁ
ЗОЯ – ЗОРИ
ЛИЦО – КРЫЛЬЦО – КОЛЬЦО – ЦОКОТСУ СЮ
ЗУБЫ –ЗУБРЫ – ЦУКАТ СЫ СИ КОНЦЫ – ДЕВИЦЫ
СОНОРЫ – «р», «л»
РАМА – РАДОСТЬ –РАКИ – ССОРАРЯБА – РЯСКА – РЯДЛАПЫ – ЛАДНО – ЛАСКА – ЛЯЛЯ – ЛЯМКАРОМА – РОЗЫ – РОСТ – ДОРОГА
РЕКИ – ГРЕКИ
ЛОРА – ЛОДКА – ЛОВИТ – ЛОМ
ЛЕС – НАЛЕВО – ПОЛЕРУПОР – РУКИ –РУБЛЬ - РЮМКА
ЛУЖА – БАЛУ - ЛЮЛЬКА – ЛЮБИТ – ЛЮСЯ – СЛЮНИРЫБА – РЫЖИК – РЫНОК - РИММА
ЛЫЖИ – ЛЫКО
ЛИЦА – БОЛИ – СТОЛИК
АТА СТА ПЛА АГА ГАРТ ХАЛТА АСТРААТО СТО ПЛО АГО ГОРТ ХАЛТО АСТРОАТУ СТУ ПЛУ АГУ ГУРТ ХАЛТУ АСТРУАТЫ СТЫ ПЛЫ АГЫ – ХАЛТЫ АСТРЫ
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.