Разработка урока Изменения в культуре и быте в I четверти XVIII века


Урок истории в 8 классе.
Тема урока: Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.
Цель урока: Рассмотреть кардинальные изменения культурной жизни России и быта первой четверти XVIII века. Определить значение культурного наследия Петровской эпохи. Способствовать развитию умения устанавливать причинно- следственные связи, выражать своё отношение к изменениям в культуре и в быту, работать над развитием мышления и речи учащихся, воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего Отечества.
Оборудование: учебник, презентация, карта «Россия в первой половине XVIII века.».Основные понятия: Лексикон, Барокко, Академия наук, Ассамблеи.
План урока:
Образование.
Наука.
Художественная культура.
Перемены в быту.
Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Ход урока:
I.Организационный момент.II.Мотивация учебной деятельности.1.Сообщение темы и задач урока:
-Тема сегодняшнего урока «Изменения в культуре и быте России первой четверти XVIII века. Мы рассмотрим развитие образования, науки, художественной культуры, а также новшества в быту в этот период. Определим значение культурного наследия Петровской эпохи.
2.Рассказ учителя ( с показом презентации).:-Ребята!. Тема нашего с вами сегодняшнего урока «Изменение в культуре и быте в первой четверти XVIII века». Наверняка вы все уже должны знать, что эти изменения происходили в период правления величайшего царя- реформатора Петра I, чья роль в истории России значима и велика. Давайте с вами вспомним, какие глобальные изменения произошли в период царствования Петра I, что касается истории самого государства Российского?. Именно при Петре I, в связи с победой России в северной войне, она стала империей. Именно Пётр прорубил «окно» в Европу, тем самым заложив основы тесного политического, экономического и культурного взаимодействия России с Западом. Пётр подавал пример неустанного овладевания знаниями, и требовал того же от других. Он владел 14 ремёслами, в Голландии он получил звание корабельного плотника, в Англии- инженера. Он был прекрасным полководцем и флотоводцем, выдающимся дипломатом.
Образование. Для учёбы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на Родину их ждал строгий экзамен. В то время учёба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый. Царь- реформатор понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании , также, как и посылка талантливой молодёжи за границу не могут дать хорошего результата, поэтому в стране начала формироваться система профессионального образования. Поначалу в школах могли учиться из разных слоёв населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в школах обучаться не могли.
Учебные заведения:
Низшая ступень: цифирные школы: учащиеся овладевали навыками чтения, письма, счёта. Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России(1714 г.) гарнизонные школы для детей солдат, адмиралтейские школы для детей матросов. Более обширные и разнообразные знания ( алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, астрономия и т.д.) давала организованная в 1701г. школа математических и навигационных наук в Москве. В 1715г. Часть классов перевели в Петербург и на этой базе создали Морскую академию. В 1707г. были основаны медицинские школы в Москве, через несколько лет такая школа была основана в Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы. Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий и т.д.). Только в первую четверть XVIII века в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. В 1711г. была основана первая типография в Петербурге. Одной из первых напечатанных в ней книг была «Книга Марсова, или Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. Большое значение для повышения уровня грамотности имело введение в 1710г. гражданской азбуки. С1703г. начала издаваться первая печатная книга – «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника. Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714г. Кунсткамера- помещение для редкостей. В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Петровское время было отмечено бурным развитием науки и техники. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства:
Освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны,
Поиском и использованием полезных ископаемых,
Строительством новых городов,
Ростом мануфактур и развитием торговли.
Живопись и архитектура. При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становится светской, разнообразной, получает поддержку со стороны государства. Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом ещё сохраняла черты прежней жизни. В архитектуре наблюдается переход к регулярной планировке. Архитектурный стиль, зародившийся в XVII, и получивший распространение в XVIII веке получил название барокко- монументальность, сочетающаяся с пышностью. Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор, Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения в Петергофе. В изобразительном искусстве появилось новое явление- гравюра. Свою популярность она приобрела из-за дешевизны. Известным мастером- гравёром был А.Ф.Зубов. Популярность приобрела портретная живопись. Основоположником русской светской живописи является Иван Никитич Никитин, обучавшийся в Италии. Его кисти принадлежат работы: «Напольный гетман», «Петр Первый на смертном ложе». Ему присуще правдивое изображение героев, интерес к внутреннему миру человека, показ не только индивидуальных внешних черт, но и характера.
Новшества в быте. Новое, XVIII столетие Россия встретила необычно: с января 1700г. было введено новое летоисчисление от Рождества Христова. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравленьями. По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды- камзолов, чулок, башмаков, галстуков и шляп.Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил денежный штраф, и даже ссылка. Из Европы царь привёз новые формы общения и развлечения: праздники с фейерверками, маскарады. С 1718г. специальным указом он ввёл ассамблеи, устраиваемые попеременно в домах знати. Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке и флейте. Появляются любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.
Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Главными чертами развития в эпоху Петра I стало усиление её светских начал и активное проникновение западноевропейских образцов. На основе грандиозных перемен Петровского времени развивалась и отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура. Однако культура Петра носила ещё и переходный характер. Она соединила в себе новации Петра и традиции прежней Руси.
III. Закрепление изученного материала.
1).Запись в тетради в виде хронологической таблицы:
Открытие профессиональных школ:
1701г.- Навигационная школа; Артиллерийская школа.
1707г.-Медицинское училище.
1712г.- Инженерная школа.
2).Вопросы к классу:
-Чем можно объяснить усиление внимания Петра I к развитию научных знаний в России?.-Почему государство взяло на своё содержание развитие отечественной науки?.-Стимулировало ли государство развитие отечественной науки?.-Назовите важнейшие памятники архитектуры Петровской эпохи?.-Какую одежду европейского стиля ввёл Пётр I?.
-Какие новые формы общения и развлечений были введены царём?.-Какой стиль архитектуры был популярен в Петровское время?.3).Как вы думаете, какое значение имеет культурное наследие Петровского времени?.
IV. Домашнее задание: $18-19, работа с документами, вопросы 1-3.