Учебный проект по истории «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: могло ли быть иначе»


Учебный проект
по истории
«Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны:
могло ли быть иначе»
Автор проекта Хозычева Елена Ивановна,
учитель истории и обществознания
МБОУ Центр образования Приокского района
г. Н. Новгорода
2014 г.
Приблизительная продолжительность проекта:
Данный проект реализуется в течении 2-ух недель.
Класс: 11 класс
Краткое содержание проекта.
Проект направлен на закрепление и систематизацию знаний по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны» исторических знаний учащихся, а также на развитие умений аргументировано отстаивать свою позицию в учебных дискуссиях. При работе над проектом учащиеся познакомятся с историческими героями, вооружением, примерами героизма и мужества советских людей, воспоминаниями и мемуарами участников событий; научатся понимать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. Работа над проектом способствует формированию умений и навыков работы в группе, навыков работы с информацией и документами, навыков контроля и самоконтроля, самостоятельности в работе.
Вопросы, направляющие процесс обучения
Основополагающий вопрос
Есть ли варианты у прошлого?
Проблемные вопросы
- Каков возможный вариант хода Великой Отечественной войны в случае проигрыша в Сталинградской битве?
- Обосновано ли мнение, что Курская битва позволила закрепить переход стратегической инициативы к Красной Армии и способствовала укреплению антигитлеровской коалиции?
- Явилось ли превосходство в технике решающим фактором в исходе сражений?
Учебные вопросы
- Что такое коренной перелом в ходе войны?
- Когда состоялись Сталинградская и Курская битвы?
- Какое значение придавал Гитлер Сталинградской и Курской битвам?
- Как протекали Сталинградская и Курская битвы?
- Какую роль в ходе войны сыграл приказ народного комиссара обороны № 227?
- В чем значение и каковы последствия разгрома немецких войск под Сталинградом и в Курской битве?
- За счет чего советским полководцам удалось превзойти противника?
План проведения проекта
Так как большая часть фактического материала известна учащимся по курсу истории 9 класса, учитель с помощью презентации учитель, знакомит с проектом, проводит мозговую атаку.
Содержание работ Работа учащихся Консультации
Вводный этап. Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. Работа с материалами, поиск информации в Интернете, работа в библиотеке, формирование проектных групп, Ведение консультаций по технологии выполнения проектных работ по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Помощь обучающимся в подборе индивидуального стиля проекта.
Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов Разработка структуры мультимедийной презентации, газеты, в которых отражаются факты героизма и мужества советских людей, материал о технике, использовавшейся в битвах «Коренного перелома». Регулярные организационно-консультативные занятия по содержанию учебных проектов.
Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности Подготовка публичной защиты проектов Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Доработка проектов с учетом замечаний.
Заключительный этап Защита проекта. Подведение итогов, анализ выполнения работы Обобщение материалов. Архивирование проектов.
Возможные формы презентации проекта: оформление газеты, мультимедийная презентация, видеоролик, брошюра.
Оценивание
До работы над проектом:
Оценивание первоначальных знаний учеников, их умений, понимание предстоящей деятельности, выявление потребностей и интересов.
Работа над проектом:
Анализ понимания, формирование у учащихся осознания того, что он изучает, как он может это делать результативно.
После завершения работы над проектом:
возможность представления своего результата; формирование готовности аргументировано защищать свою позицию. Осуществить мониторинг прогресса. Презентации и сообщения учащихся.