Урок по русскому языку для 5 класса «Обобщение и систематизация изученного по пройденным материалам»

Учитель русского языка и литературы второй кв. категории Есетова Айсулу Алпамысовна
Средняя школа Устюрт
Класс: 5
Грамматическая тема: Обобщение и систематизация изученного по пройденным материалам.
Лексическая тема: Летние месяцы
Цель: закрепить и обобщить полученные знания
Задачи:
Образовательные: знать определение глагола, неопределённой формы глагола; уметь определять время, лицо, число глагола; знать определение существительного, уметь определять род существительных.
Развивающие: самостоятельное и творческое мышление; художественное, образное воображение; эстетический и языковой вкус; культуру речи;
Воспитательные: чувство солидарности и дух соревнования, интерес к предмету;
Социализирующие: применять полученные знания в повседневной жизни.
Наглядность: сувениры, карточки, презентационные материалы,
М/п связи: с географией
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методы обучения: частично-поисковый, творческий
Технологии: ИКТ, РКМЧП, технология уровневой дифференциации
Формы урока: урок-путешествие, групповая
учебник «Русская речь » для 5 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения издательства “Атамура” 2010 г Авторы Жанпеисова У.А., Кожакеева Ш.Т.
Ход урока.
I. Инициализация урока.
II. Постановка цели урока. Слово учителя.
- Здравствуйте уважаемые учителя, ребята! “На свете нет ничего лучше путешествий!” – так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн. Вас тоже, ребята, сегодня ждет необычное путешествие. Все мы знаем как безбрежен Океан знаний, особое место в нём занимает остров «Русский язык». Мы должны преодолеть сегодня очень сложные препятствия: рифы, стихийные бедствия, чтобы достичь этого острова. Победителем окажется команда, ответившая на большую часть вопросов и заданий. За каждый положительный ответ получаете по золотой монете. В путь отправляются команды: «Алые паруса», «Дельфин».
Приветствие капитанов. Девизы.
III. Проверка знаний.
Блиц –опрос – тайфун.
1. Какие разделы языкознания вы знаете?
2. Какой раздел языкознания вы изучаете?
3. Что такое глагол?
4. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы.
5. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы.
6.Глаголы будущего времени отвечают на вопросы.
7. Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы
8. Что такое имя существительное?
9. На какие вопросы отвечает имя существительное?
10. Что такое подлежащее и на какие вопросы отвечает?
11. Что такое сказуемое и на какие вопросы отвечает?
12. Если в предложении выражается вопрос, то такое предложение называется.
13. Если в предложении сообщается о каком –либо факте, то такое предложение называется..
14.Если предложение побуждает к какому-либо действию, то такое предложение называется..

IY. Обобщение и систематизация знаний
Первое препятствие «Цунами».
Задание № 1
Подчеркните одной чертой подлежащее и двумя чертами сказуемое. Определите какой частью речи выражено сказуемое.
Над лесом блеснула яркая молния.
Поднялась за рекой большая темная туча.
Упали первые тяжелые капли.
Задание № 2
Выпишите сначала существительные, которые относятся к теме «Природа», а затем «Растение».
Лето, дождь, цветы, гром, ягода, туча, солнце, береза, пшеница, трава, жара, небо.
Задание № 3
Подчеркните одной чертой подлежащее и двумя чертами сказуемое. Определите какой частью речи выражено сказуемое.
Улыбнулось из-за тучи солнышко.
Быстро прокатилась гроза.
Загорелась семицветная радуга.
Задание № 4
Назовите и запишите существительные которые обозначают.
А) явления природы в летнее время года.
Б) плоды, которые поспевают в летнее время года
Гроза, дождь, клубника, радуга, яблоко, малина, вишня, жара, солнце, молния, ежевика
Второе препятствие « Шторм».
Работа с учебником. Выразительное чтение стихотворении «В лесу» . Выпишите в три столбика существительные женского, мужского и среднего рода.

Женский род
Мужской род
Средний род














Третье препятствие «Штиль».
Работа с текстом «Летние месяцы»
Июнь. Это первый месяц лета, месяц самых длинных дней и самых коротких ночей. Назвали его июнем по имени римской богини Юноны. Римляне верили, что богиня плодородия дарит людям дождь и урожай, успех и победу.
Июль. Второй летний месяц назван июлем в честь выдающегося римского полководца Гая Юлия Цезаря. На Руси в старину этот месяц называли «липец», потому что на большей части России в это время цветет липа.
Август. Название последнего месяца лета происходит от латинского слова «аугустус» - величественный. Так звали одного из императоров Древнего Рима, в честь которого назван месяц. На Руси восьмой месяц года в старину называли «серпень»: в этом месяце серпами убирали хлеб.
Прочитайте.
Расскажите, что вы узнали о летних месяцах.
Сделать морфологический разбор глаголов.
Четвертое препятствие «Риф»
Конкурс капитанов. Карточки в шкатулках , которых выбирают капитаны.
Задание: определить, к какой части речи относятся выделенные слова, и подчеркнуть те, которые являются существительными.
Карточка 1 «Алые паруса»
Мы будем печь хлеб. Печь топится. На полке кусок мыла. Мама мыла дочку. Строй дома! Дети встали в строй.
Карточка 2 «Дельфин»
Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали. Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена. Варя шила платье. У Сережи нет шила.
Творческое задание.
Напишите маленький текст «Лето».
Y. .Итог. Тестирование
1. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О.
1) прик..сновение, подр..сток
2) предл..гать, к..сание
3) выр..щивать, р..сток
4) к..снуться, подр..стать
2. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Ё.
1) ж..лтый, капюш..н
2) печ..нка, ч..рточка
3) ш..рты, ш..колад
4) ш..пот, ш..рох
3. В каком слове допущена ошибка?
1) бездумный
2) воспевать
3) безрукавка
4) безправие
4. Укажите имя существительное женского рода.
1) парта
2) день
3) малыш
4) учебник
5. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Ы.
1) на ц..почках, ц..ркуль
2) синиц..н, из таблиц..
3) акац..я, ц..рк
4) братц.., ц..нга
6. В каких словах допущена ошибка?
1) мячик
2) братек
3) кустик
4) замочок
7. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.
1) на чужбин.., об иде..
2) на ветк.., в гостиниц..
3) в тетрад.., об акци..
4) в Москв.., в музе..
8. В каком глаголе нужно писать суффикс -ова- ?
1) совет..вать
2) танц..вать
3) утрач..вать
4) разбрас..вать
9. Укажи словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
1) солнечный день
2) солнечное настроение
3) солнечный луч
4) солнечная система
10. Укажите грамматическую основу предложения:
Ветер приносил с собой пылинки с черной земли.
1) приносил с собой
2) с черной земли
3) приносил пылинки
4) ветер приносил
YI. Д/З: упражнение №484 «Тёплый вечер». Подготовить к чтению наизусть стихотворения.
Выставление оценок.