Программа летнего оздоровительного лагеря

МКОУ «Савинская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского района Костромской области











Программа


деятельности лагеря с дневным пребыванием детей

«Космические приключения »





Автор программы Лебедева Н.Л.,
учитель истории и истоков

Срок реализации 1 месяц
Возраст участников 7-11 лет















Содержание программы.




Пояснительная записка
Цели и задачи организации работы лагеря
Содержание и формы реализации программы
Условия реализации программы.
Критерии эффективности программы
Предполагаемые результаты программы
Наличие опыта реализации
Примерный план работы
Литература
Приложения



















Пояснительная записка

Лето - это большая перемена, которая дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МКОУ «Савинская ООШ» Парфеньевского района Костромской области организуется детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить 11 учащихся. Возраст детей от 7 до 14 лет. Продолжительность смены 18 дней. Планируется, что летний лагерь будут посещать все учащиеся школы по желанию (от 7 до 14 лет), дети из семей с малым достатком, а также дети из неблагополучных семей. Дети должны быть привиты или застрахованы от клещевого инцефалита.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

Продолжение учебного процесса в условиях лета;
Проблема летней занятости детей;
Укрепление здоровья учащимися.

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
Принцип творческого отношения к делу;
Принцип добровольности участия в делах;
Принцип учета возрастных особенностей детей;
Принцип доступности выбранных форм работы.

В этом году работа лагерной смены будет проходить в «открытом космосе». На совете было решено, что за прошедшие сезоны дети стали более эрудированны, физически выносливы, пора преступать к более серьезным испытаниям и покорить космическое пространство. Поэтому программа получила название «Космические приключения».


Цели и задачи программы
Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

Задачи программы:
Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
Организация совместной деятельности детей и взрослых.
Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.
Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.




Содержание и формы реализации
программы
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Космические приключения». Все учащиеся делятся на две возрастные группы. Каждый отряд (экипаж) планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является космический корабль «Детство».
Работа будет идти не только по экипажам, но и индивидуально. Каждый ребенок в начале смены получает индивидуальный план на каждый день путешествия - «Карта космонавта», где указаны станции, которые необходимо пройти в течение дня (Приложение 1). Работая по данному плану, он получает бонусы, которые подсчитываются каждый день. В конце смены подводится итог: кто получил больше всех бонусов, т.е. кто был самый, самыйЗатем полученные бонусы переводятся в рублики, которые можно потратить на ЯРМАРКЕ, в честь закрытия лагеря.

В течение смены планируется реализация программы по блокам:
Исторический;
Интеллектуальный;
Спортивно-оздоровительный;
Творческий;
Экологический;
Духовный.

Каждый день смены будет посвящен открытию одной из планет под названием:
Планета Встреч
Планета Очумелые ручки
Планета Сказок
Планета Здоровья
Планета Зайцев
Планета Детства
Планета Патриотизма
Планета Юных экологов
Планета Праздника
Планета Странствий
Планета Рекордов
Планета Талантов
Планета Юмора
Планета Веселого лета
Планета Спорта
Планета Памяти
Планета Желаний
Планета Прощаний

Структура управления
Экипаж корабля:
Капитан – начальник лагерной смены
Бортпроводники – воспитатели
Космонавты – дети

Задача капитана, бортпроводников – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрки анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажей организуют бортпроводники.
Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде звездного неба (вселенной). Путешествуя в космическом пространстве, космонавты (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету. Всего планет 18 – по количеству дней пребывания детей в лагере.
Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.

Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
Воспитатели
Работники Дома культуры
Библиотекарь
Фельдшер
Методическое обеспечение

Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.


Материально-техническое обеспечение
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.

Критерии эффективности
программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Предполагаемые результаты
программы
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.





Планирование работы
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум села: Дом культуры, сельская библиотека, детский сад.
Примечание: при составлении примерного плана не учитывались поездки театр, в парк. В ходе работы летнего лагеря в планировании возможны изменения, так как не известны сроки начала сезона, и дни могут варьироваться.












































Тематический план смены по программе «Космические приключения»

1 день планета Встреч (открытие лагеря)

Встреча детей, формирование групп
Экскурсия по космодрому, знакомство с легендой, традициями
Конкурс рисунков «Космос – дорога без конца» (космические корабли, инопланетяне)

2 день планета «Очумелые ручки»

Астрокосмовикторина
Изготовление космических человечков-гуманоидов из бросового материала

3 день планета Сказок

«Звездолет построим сами» - интеллектуально-досуговая программа
«Что за чудо эти сказки» - развлекательная игра по сказкам А.С. Пушкина, посвященная дню рождения поэта.

4 день планета Здоровья

«Астрономические рекорды» - книга рекордов лагеря (конкурсная программа)
«В гостях у Мойдодыра» - развлекательная программа (проводит Дом культуры)

5 день планета Зайцев

Подготовка масок к празднику Зайцев
«День Зайцев» - познавательно-развлекательное мероприятие

6 день планета Детства

Богатырская викторина
Игра «Армреслинг» (проводит библиотека)

7 день планета Патриотизма

Конкурс рисунков «Россия – Родина моя»
«Веселые старты» - для экипажей малышей
«День России» - интеллектуальная игра

8 день планета Юных Экологов

«Из остатков космических тел» - выставка поделок из бросового материала
«Тайны просторов ВСЕЛЕННОЙ» - уборка близлежащей территории
«Люби и знай свой край» - познавательная игра

9 день планета Праздника

«Праздник русской березки» - игровая программа (проводит Дом культуры)
Веселые забеги

10 день планета Странствий

Поход в с.Горелец
Час вопросов и ответов
Экскурсия в храм Святой Троицы


11 день планета Рекордов

«Самый, самый» - спортивно-развлекательное мероприятие
«Мы охотники за удачей» - астрокосмодискотека с играми и шутками

12 день планета Талантов

Подготовка Костюмов к празднику
Подготовка номеров
«А вот и я!!!» - игровая программа

13 день планета Юмора

«Всех ребят развеселю» - игротека
«Сюрприз» - веселый космический капустник

14 день планета Веселого Лета

«Веселое лето» - игровая программа (проводит Дом культуры)
«Стаи рыбок» - игра
Космическая викторина

15 день планета Спорта

«Муравейник» - игра на местности

16 день планета Памяти

Митинг Памяти
Рассказ с презентацией о Великой Отечественной войне, о нашем крае в годы войны
«Воздушный парад» - конкурсно-развлекательная программа

17 день планета Желаний

«Цветик-семицветик» - игровая программа
«Мне звезда упала на ладошку» - игра в фанты

18 день планета Прощаний

«Космос – наша мечта и сон» - праздник закрытия лагеря
Ярмарка



















Литература:

Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
Газета: «Последний звонок» за 2000-2009 год.
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
Интернет-ресурсы











































Приложение 1

Карта космонавта ___________________________________(имя, фамилия)

Космические дела

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Космическая зарядка




















Космическая взаимопомощь



















Космическая еда




















Космический счет




















Космическое чтение




















Космический порядок в корабле



















Космическое общее дело



















Космическое полезное дело



















Итого









































Приложение 2





Рисунок 1Рисунок 215