Методическая разработка урока После бала (Методика Ромашка Блума)


Авторский замысел и способы его выражения в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».
.
Цель:
Определение авторского замысла и способов его выражения в рассказе Л.НТолстого «После бала».
Задачи
формирование УУД:
метапредметныхпознавательных (обучение стратегии смыслового чтения посредством приема «Ромашка Блума», выявление причинно-следственных связей, заложенных в блоке вопросов; формирование способов гипотетического мышления; выполнение логических операций сравнения, обобщения, оценки и моделирования через работу с формулировками вопросов;
коммуникативных (обучение речевой деятельности через навыки сотрудничества; формирования умения работать с формулировкой предложенного вопроса и умения самостоятельно формулировать вопрос);
регулятивных (формирование навыка самостоятельной и командной работы; формирования умения адекватно оценивать свою работу и работу группы; формирование умения командной работы);
личностных
(мотивация к чтению, к изучению литературы, формирование ценностно-смысловых установок посредством работы с классическими текстами);
предметных
(получение и переработка научной информации, интерпретация художественного текста).
Место урока в системе уроков: второй урок из трех в теме «Л.Н.Толстой», следует после знакомства с каткими сведениями из биографии писателя, перед уроком – подготовкой к сочинению.
Технология развития критического мышления.
Форма работы: групповая.
Оборудование: учебники: Г.С.Меркин «Литература. 8 класс. Часть II»; Приложение №1 «Групповые задания», Приложение №2 «Телесные наказания в эпоху Николая I».
Пояснение: обучающимся предложены блоки вопросов, сформированные с учетом требований к вопросам в «Ромашке Блума» так, чтобы восьмиклассники не только смогли поработать с этими разновидностями вопросов, но и понять, как они помогают понять причинно-следственные связи рассказа и ту логику, которая может быть прослежена по пути достижения целей и задач урока.Получив задания, внутри группы обучающиеся проводят отбор ответов, достойных предъявления классу.
После выступления группы, слушатели задают вопросы в соответствии с требованиями к «ромашке вопросов».
По итогам работы группы, подсчитываются баллы: заданный простой вопроси ответ на этот тип вопросов – по 0,5 балла.
Вопросы других видов и ответы на них – по 1 баллу.
Перевод баллов в отметку:
1 балл – «3»
2 балла – «4»
3 балла – «5».
Стадия «Вызов»
(?) Как вы думаете, обстоятельства формируют характер человека или человек влияет на обстоятельства и изменяет их?

(?) Что важнее, выполнить свои должностные обязанности ли остаться человеком?
Высказывания обучающихся, спорные точки зрения. Итог – вопрос философский.
(?) Вспомните, каковы жизненные источники рассказа «После бала»? Какие события воссозданы в рассказе? Что еще знаете вы об этом времени?

Слово учителя.
Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.
Стадия «Осмысление»
Направление первое. Тема любви в рассказе.
Цель: понять особенности характера главного героя и причину его разочарования в любви.

Вид вопроса Вопрос Предполагаемый ответ
Простой вопрос
Цель вопроса: установить важные для понимания авторского замысла факты, отметить важные детали, представленные в тексте в явном виде. Как рассказчик воспринимает Вареньку, её родителей?
Как Иван Васильевич воспринимает обстановку бала? «…видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться».
История рассказа от лица дворянина-студента, счастливого своей молодостью, ощущением бушующих жизненных сил, восторженно обнимающего «весь мир своей любовью».
«Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью…»
Сцена бала согрета чистым и светлым чувством первой любви. Обычный губернский бал овеян ореолом чего-то прекрасного, неповторимого, лишь однажды встречающегося в жизни.
Уточняющий вопрос.
Цель: получение подразумевающейся в тексте информации.
Можно ли утверждать, что герой идеализирует людей и обстановку и поэтому готов любить то, что его окружает, не замечать недостатков?
Можно ли утверждать, что герой – это человек с романтическим складом души?
Можно ли утверждать, что именно впечатление от сцены наказания солдата убило чувство любви в душе героя?
«А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь».
Например, трижды повторенная деталь, указывающая на безвкусицу наряда хозяйки бала: «Хозяйка бала «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми плечами и грудью, как портрет Елизаветы Петровны»; «услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и с елизаветинскими плечами»; «я любил хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом...»?Да, он идеализирует Вареньку, людей и всю обстановку.
«Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет». 
Выдвиньте гипотезу, исходя из темы и цели вашего задания. С помощью ответов на интерпретирующие (объясняющие) вопросы, проверьте выдвинутую гипотезу.
Гипотеза: Любовь не выдержала столкновения с жестокой реальностью.
Интерпретирующие вопросы.
Цель: подтвердить или опровергнуть гипотезу. Что можно сказать о характере героя-рассказчика, судя по его впечатлениям от происходящего в 1 и 2 частях рассказа?
Почему сцена наказания солдата разрушила чувство Ивана Васильевича к Вареньке? Склонность к идеализации – черта романтического характера, души. В 1 части герой идеализирует все происходящее, потому что сильно влюблен. Во второй он разочаровывается не только в полковнике, но и в его дочери – это тоже типично романтическая черта характера – неприятие антиидеала.
Оценочные вопросы.
Цель: определить личностные ценностные ориентиры, умение оценивать ситуацию. Насколько поведение отца и дочери соответствует их оценке героем-рассказчиком?
Достойно ли поведение отца Вареньки на балу?
Достойно ли поведение полковника на плацу офицерской чести? В состоянии влюбленности герой идеализирует их.
Полковник заслуживает уважения как заботливый, любящий отец.
Вспомним другого отца и офицера – Андрея Петровича Гринева, который прежде всего ценил честь, офицерскую и человеческую, врд ли бы он наказал солдата только для того, чтобы выслужиться.
Творческий вопрос.
Цель: формирование умения видеть другие ракурсы для рассмотрения и оценки ситуации. Как бы герой воспринял все происходящее, если бы он был менее впечатлителен, романтичен? Вряд ли его эмоции и страдания были настолько сильными.
Практический вопрос.
Цель: умение увидеть практичес-кую ценность выполнения задания. Как вы считаете, встречаются ли сегодня люди с мировосприятием, похожим на мировосприятие героя Толстого? Да, конечно романтики есть и среди нас. Это люди с особым складом души.
Вывод: романтичные люди испытывают сильное разочарование при столкновении с жестокой реальностью.
Направление второе. Хронотоп рассказа. Изображение эпохи и его роль в рассказе.
Цель: Определить роль описанных в рассказе социальных условий в становлении личности главного героя.
Понять, как с помощью вопросов, входящих в «Ромашку Блума», можно выстроить
Задачи: выдвинуть гипотезу, отвечая на серию вопросов, установить причинно-следственные, выд
Хронотоп - (от греч. chronos - время и topos - место) - изображение времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Х. воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию произведения. Время – это «в прошлом», «сейчас», «в будущем, потом»; это может быть реальное или вымышленное время (приметы исторической эпохи; время суток, времён года). Пространство может быть широким или узким, открытым или замкнутым (например, интерьеры, пейзажи), реальным (как в летописи) или вымышленным (как в сказке, в фантастическом произведении). Различные составляющие хронотопа в произведениях зачастую могут иметь символический смысл. (Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005).
Вид вопроса Вопрос Предполагаемый ответ
Простой вопрос
Цель вопроса: установить важные для понимания авторского замысла факты, отметить важные детали, представленные в тексте в явном виде. О какой эпохе, о каком историческом времени говорится в рассказе?
Какие, значимые с точки зрения Толстого, особенности эпохи изображены в рассказе?
Почему наказывают солдата? «…то, что я хочу рассказать, было в сороковых годах».
Речь идет о периоде правления Николая I.
«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I  подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками…»
«Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки…»
Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.— Что это они делают? — спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною.— Татарина гоняют за побег, — сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.
— Что это они делают? — спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною.
— Татарина гоняют за побег…
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное… Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его… Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами…При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова…. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали…»
За побег из армии – это государственное преступление.
Уточняющий вопрос.
Цель: получение подразумевающейся в тексте информации.
Можно ли считать, что в рассказе идет речь об угнетении нацменьшинств?
Можно ли считать, что жестокость полковника к солдату – это не его личная черта характера, а поведение, обусловленное обстоятельствами, временем, эпохой? Нет. Речь идет о жестокой, палочной дисциплине в армии.
Полковник изображен жестоким при исполнении служебных обязанностей, но он же изображен заботливым, любящим отцом.
Выдвиньте гипотезу, исходя из темы и цели вашего задания. С помощью ответов на интерпретирующие (объясняющие) вопросы, проверьте выдвинутую гипотезу.
Гипотеза:
Поведение полковника на плацу – это черта социальная.
ИЛИ Эпоха, обстоятельства подчиняют себе человека, влияют на его поведение.
Интерпретирующие вопросы.
Цель: подтвердить или опровергнуть гипотезу. Почему в рассказе трижды повторяются портретные детали стареющей особы, пытающейся подражать императрице:
«Хозяйка бала «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми плечами и грудью, как портрет Елизаветы Петровны»; «услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой феронь-ерке и с елизаветин-скими плечами»; «я любил хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом...»? Почему любящий заботливый отец, полковник не может проявить заботливого, гуманного отношения к своему подчиненному? В описании безвкусно одетой хозяйки бала и ее мужа — камергера, полковника, отца Вареньки - стремление внешне походить на Романовых, подспудно пробивается чувство неприятия этих людей Иваном Васильевичем.
Автор замечает, что продвижение по службе полковника обусловлено в первую очередь не ратными подвигами на полях сражений (грудь, небогато украшенная орденами), а ревностной службой в николаевской армии.
Полковник привык во всем поступать по закону чина, а не по закону человечности. Он боится за свою карьеру и думает о ней, а не о человеческих взаимоотношениях.
Оценочные вопросы.
Цель: определить личностные ценностные ориентиры, умение оценивать ситуацию. Оцените поведение полковника на плацу: оно заслуживает вашего понимания и снисхождения или осуждения? СПОР:
- Понимания и снисхождения, потому что он должен сделать все, чтобы сделать дочь счастливой.
- Но у наказываемого солдата тоже могли быть дети, и они тоже имеют право на счастье.
Человек должен оставаться человеком в любых обстоятельствах!
Творческий вопрос.
Цель: формирование умения видеть другие ракурсы для рассмотрения и оценки ситуации. Что изменилось бы в поведении полковника, если бы он руководил армией сегодня? 1. Военачальник не допустил бы телесных наказаний, и характер полковника был бы другим.
2. Карьерист остался бы карьеристом и не задумался бы о причинах побега солдата, отдал бы его под трибунал.
Практический вопрос.
Цель: умение увидеть практическую ценность выполнения задания. Насколько возможны сегодня ситуации и офицеры, похожие на описанные в рассказе Л.Толстого?Карьеристы и жестокие люди есть всегда, поэтому важно научиться разбираться в людях.
Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
Вывод: эпоха формирует мировоззрение человека, влияет на становление личности.
Направление третье. Хронотоп рассказа. Изображение пространства и его роль в рассказе.
Цель: понять, как окружающее пространство отражает состояние героя или влияет на его смену настроения.

Хронотоп - (от греч. chronos - время и topos - место) - изображение времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Х. воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию произведения. Время – это «в прошлом», «сейчас», «в будущем, потом»; это может быть реальное или вымышленное время (приметы исторической эпохи; время суток, времён года). Пространство может быть широким или узким, открытым или замкнутым (например, интерьеры, пейзажи), реальным (как в летописи) или вымышленным (как в сказке, в фантастическом произведении). Различные составляющие хронотопа в произведениях зачастую могут иметь символический смысл. (Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005).
Вид вопроса Вопрос Предполагаемый ответ
Простой вопрос
Цель вопроса: установить важные для понимания авторского замысла факты, отметить важные детали, представленные в тексте в явном виде. Где происходит действие первой части? В каком настроении пребывает Иван Васильевич во время бала?
Где происходит действие второй части? В каком настроении Иван Васильевич во время событий на плацу. «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой». 
«Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко … Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой…»
После бала на улице
«И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, — все было мне особенно мило и значительно».После увиденного на плацу
«Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?» А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил». 
Уточняющий вопрос.
Цель: получение подразумевающейся в тексте информации.
Можно ли утверждать, что обстановка бала усиливает восторженное настроение героя-рассказчика?
Можно ли утверждать, что в состоянии влюбленности герой не замечает серости обстановки на окраине города?
Можно ли утверждать, что после увиденного наказания солдата окружающая обстановка становится дополнительным источником раздражения героя?
Можно ли считать, что обстановка помогает понять состояние героя?
Интерьеры дома и происходящее в душе героя только усиливают его восторженное состояние влюбленности.
«И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, — все было мне особенно мило и значительно».Обстановка и усиливает настроение Ивана Васильевича, и способствует его резкой перемене:
«А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Выдвиньте гипотезу, исходя из темы и цели вашего задания. С помощью ответов на интерпретирующие (объясняющие) вопросы, проверьте выдвинутую гипотезу.
Гипотеза: Обстановка помогает понять состояние героя, его чувства?
Интерпретирующие вопросы.
Цель: подтвердить или опровергнуть гипотезу. Почему все происходящее и окружающих людей герой воспринимает восторженно?
Для чего изображена торжественность обстановки бала?
Почему, оказавшись на улице, Иван Васильевич обращает внимание на детали, подробности, мимо которых обычно проходил?
Какой эпизод рассказа является его кульминацией? Почему?
Герой влюблен: «А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь». В состоянии влюбленности герой не замечает недостатков окружающего мира.
Изображение бала необходимо, чтобы показать, насколько сильны чувства Ивана Васильевича.
Чувства влюбленного Ивана Васильевича обострены. Он замечает туман, насыщенный водою снег; пешеходов и ломовых с дровами на санях, лошадей, покачивающих мокрыми головами, видит трудовой народ, рабочий день которого начинается рано утром.
Описание сцены экзекуции — кульминация рассказа. Именно этот момент становится переломным в мировосприятии главного героя.
Оценочные вопросы.
Цель: определить личностные ценностные ориентиры, умение оценивать ситуацию. Оцените глубину и искренность переживаний героя-рассказчика.
Как бы вы себя чувствовали, оказавшись на месте Ивана Васильевича?
Насколько удачны, с вашей точки зрения, для изображения переживаний героя выбранное писателем пространство? Герой абсолютно искренен в своих переживаниях. И состояние влюбленности, и состояние подавленности он переживает сильно, глубоко.
В такой обстановке переживания человека зависят от его личных качеств: романтик он или реалист, скептик или идеалист.
Толстой очень удачно выстраивает хронотоп рассказа, чтобы показать причину смены настроения и мировосприятия Ивана Васильеича.
Творческий вопрос.
Цель: формирование умения видеть другие ракурсы для рассмотрения и оценки ситуации. Как вы думаете, что бы произошло, если бы вторая встреча Ивана Васильевича с полковником произошла на параде войск? Герой-рассказчик только бы укрепился в чувстве восхищения статным, уверенным в себе полковником, и это чувство перешло бы на Вареньку.
Практический вопрос.
Цель: умение увидеть практическую ценность выполнения задания. В каких произведениях литературы вы сталкивались с подобным композиционным приемом «рассказ в рассказе» (воспоминания героя о событиях молодости). А.С.Пушкин «Капитанская дочка»,
И.С.Тургенев «Ася».
Эта форма повествования дает возможность для непосредственного самоанализа и самораскрытия: Иван Васильевич комментирует и оценивает свои поступки.
Вывод: Изображенное в рассказе пространство помогает понять настроение героя и причину изменения его мировосприятия.
Направление четвёртое. Композиция рассказа.
Цель: понять особенности композиции рассказа и ее роль в раскрытии авторского замысла.
Композиция «После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго, «действующего» рассказчика — Ивана Васильевича.
В рассказе представлены 2 жизненные позиции: молодого и старшего поколения.
Молодое поколение утверждает, «что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает».
А герой-рассказчик утверждает, «что все дело в случае», что один случай может перевернуть всю жизнь.
Вид вопроса Вопрос Предполагаемый ответ
Простой вопрос
Цель вопроса: установить важные для понимания авторского замысла факты, отметить важные детали, представленные в тексте в явном виде. На сколько смысловых частей можно поделить рассказ?
В каком настроении пребывает герой в начале рассказа и в его финале?
В 1 части настроение благодушное, во 2 части – настроение сильнейшего разочарования.
Уточняющий вопрос.
Цель: получение подразумевающейся в тексте информации.
Можно ли утверждать, что с помощью антитезы автор показывает причины изменения мировосприятия героя?
«…и, натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо всё по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт… Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них...» 
«И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина...
Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».
Именно разочарование в полковнике стало причиной угасания чувства.
Выдвиньте гипотезу, исходя из темы и цели вашего задания. С помощью ответов на интерпретирующие (объясняющие) вопросы, проверьте выдвинутую гипотезу.
Гипотеза: Композиция помогает понять причины разочарования героя.
Интерпретирующие вопросы.
Цель: подтвердить или опровергнуть гипотезу. Почему в 1 части автору важно показать очарование Ивана Васильевича всем происходящим?
Почему разочарование происходящим во 2 части неизбежно? Завязкой рассказа является спор молодых людей о том, что «среда заедает», а Иван Васильевич говорит о том, что один случай может перевернуть всю жизнь. Именно случай делит жизнь Ивана Васильевича на 2 части – до и после бала. Первая часть его жизни – это беззаботная жизнь для удовольствия. Случай на плацу заставил героя задуматься о жизни, повзрослеть: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».
Разочарование неизбежно, потому что романтическое настроение, романтический идеал неизбежно погибают, разрушаются при столкновении с жестокой реальностью.
Оценочные вопросы.
Цель: определить личностные ценностные ориентиры, умение оценивать ситуацию. Охлаждение чувств Ивана Васильевича к Вареньке заслуживает вашего понимания и снисхождения или осуждения?
Оцените, насколько удачен выбранный автором прием антитезы для объяснения причин разочарования героя, для угасания его чувства. При чем здесь Варенька, она могла даже не знать, чем отец занят на службе, а Иван Васильевич даже не захотел, не попытался с ней объясниться! Его поведение заслуживает осуждения, настоящие мужчины не прячутся от обстоятельств!
Избранный писателем прием антитезы очень удачен, потому что в резком противопоставлении более яркими оказываются самые хорошие и самые плохие черты человека и обстоятельств.
Творческий вопрос.
Цель: формирование умения видеть другие ракурсы для рассмотрения и оценки ситуации. Что изменилось бы в отношении героя к событиям, если бы части события шли в другой последовательности? Пожалуй, Иван Васильевич не смотрел бы на Вареньку с восторгом и обожанием, в ее чертах он бы видел жестокие черты ее отца. Не случайно в первой части подчеркивается схожесть отца и дочери: грациозность, царственность
Практический вопрос.
Цель: умение увидеть практичес-кую ценность выполнения задания. Сталкивались ли вы в жизни или с подобными ситуациями, которые повлияли на чье-то отношение к людям или к жизни?
Какие произведения литературы имеют такой же композиционный прием – антитезу? М.Лермонтов «Бородино»:
Да, были люди в наше время.Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!
М.Твен «Принц и нищий».
Н.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке», (поэт противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваев, визгом шин машин и гулом моста):
Скрежещут над парком трамваи,Скрипит под машинами мост,Истошно кричат попугаи,Поджав перламутровый хвост.
Вывод: Композиция помогает понять причину разочарования героя, охлаждения его чувств.
Подведем итоги
Вывод: В рассказе Л.Толстого пространство играет важную роль, оно помогает раскрыть переживания героя.
Итак, подводим итог: какова авторская позиция и средства ее раскрытия в рассказе «После бала»?
1.эпоха формирует мировоззрение человека, влияет на становление личности.
2. пространство играет важную роль, оно помогает раскрыть переживания героя.
3. романтичные люди испытывают сильное разочарование при столкновении с жестокой реальностью.
4. Композиция помогает понять причину разочарования героя, охлаждения его чувств.
(?) Какова причина событий, изображенных в рассказе? Назовите нужные слова из данных: «самодержавие», «власть», «карьерные устремления», «равнодушие», «беззаконие», «жестокость», «произвол», «государство», «строй». Обоснуйте свой выбор.
Самодержавие, власть.
Лев Николаевич Толстой исходил из убеждения, что деспотизм, ничем не ограниченная власть меньшинства не только порождают, но и насаждают безнравственность. Следовательно, в основе рассказа лежит идеи единства нравственной и социальной справедливости.
Стадия «Рефлексия»
Что нового вы узнали о человеческих взаимоотношениях благодаря рассказу Л.Толстого?
Какие новые умения в работе с текстом вы приобрели?
Оцените свой личный и групповой вклад в достижении поставленной цели.
Подсчитайте баллы, полученные вами в ходе обсуждения.
Домашнее задание:
Подготовить аргументы для ответа на вопрос: «Чем актуален для нас рассказ Л. Н. Толстого?»
Подготовить материалы для сочинения на тему: «Можно ли отделить честь от долга?»