МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного оборудования»



Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ





МЕТОДИЧЕСКИЕ указания для студентов
по выполнению самостоятельной работы
МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного
оборудования»

«профессиональный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация
промышленного оборудования (по отраслям)









г.о. Тольятти 2014 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного оборудования»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация
промышленного оборудования (по отраслям) Тольятти: 2012 г.
Пособие предназначено для специалистов при разработке рекомендаций по выполнению самостоятельной работы студентами по МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного оборудования» в соответствии с установленными требованиями работодателей.


Согласовано
МК 151031 специальности Монтаж и техническая эксплуатация
промышленного оборудования (по отраслям)
протокол заседания методической комиссии ГБОУ СПО ТМК
№ ____ от «___» ___________ 2014 г.
Председатель МК ГБОУ СПО ТМК
К. А. Агапов ______________



Разработал ______ Мицык Л.В. , преподаватель ГБОУ СПО ТМК























СОДЕРЖАНИЕ




Введение 4
2. Карта самостоятельной работы студента 8
3. Список рекомендуемой литературы 11
4. Приложение 1 12
5. Приложение 2 14
6. Приложение 3 15
7. Приложение 4 16
8. Приложение 5 17

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной
работы по МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного оборудования» разработана в соответствии с рабочей программой профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ТМК по специальности СПО 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), разработанной в ФГОС.
Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данному профессиональному циклу соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение профессионального цикла МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного оборудования» студентами дневной формы обучения предусмотрено всего 138 часов, из них лекций – 92 часа, практических занятий – 12 часов, самостоятельных занятий – 46 часов.
Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой и Интернет-ресурсами на основе организации их изучения.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
активизация самостоятельной работы студентов;
содействие развития творческого отношения к данному профессиональному циклу;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
управление познавательной деятельностью студентов.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;
установление требований к результатам изучения профессионального цикла.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.
Цель преподавания профессионального цикла МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного оборудования» - дать студентам теоретические знания в области обеспечения профессиональной деятельности.
В результате изучения МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного оборудования» студент должен:
уметь:
обеспечивать безопасность работ;
выполнять разборку, разборку, сборку и испытание узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
выполнять слесарную обработку деталей;
выполнять промывку, чистку, смазку деталей и снятие залива;
выполнять работы с применением пневматических, электрических инструментов и на сверлильных станках;
выполнять шабрение деталей с помощью механизированного инструмента;
изготавливать приспособления для ремонта и сборки;
выполнять ремонт футерованного оборудования и оборудования, изготовленного из защитных материалов и ферросилиция;
выполнять разборку, сборку и уплотнение фаолитовой и керамической аппаратуры и коммуникаций;
выполнять такелажные работы при перемещении грузов с помощью простых грузоподъёмных средств и механизмов, управляемых с пола, и специальных приспособлений;
составлять дефектные ведомости на ремонт;
выполнять разборку, ремонт и сборку узлов и оборудования в условиях напряжённой и плотной посадок;

знать:
технику безопасности при работе;
основные приёмы выполнения работ по разборке, ремонту и сборке простых узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
назначение, устройство универсальных приспособлений и правила применения слесарного и контрольно – измерительных инструментов;
основные механические свойства обрабатываемых материалов;
систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости;
наименование, маркировку и правила применения масел, моющих средств, металлов и смазок;
устройство ремонтируемого оборудования;
назначение и взаимодействие основных узлов и механизмов;
технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки оборудования, агрегатов и машин;
правила строповки, подъёма, перемещения грузов;
правила эксплуатации грузоподъёмных средств и механизмов, управляемых с пола;
устройство, конструктивные особенности ремонтируемого оборудования, агрегатов и машин;
правила регулировки машин;
способы устранения дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания оборудования, агрегатов и машин;
способы разметки и обработки несложных различных деталей;
геометрические построения при сложной разметке;
свойства кислотоупорных и других сплавов;
основные положения планово-предупредительного ремонта оборудования;
технические условия на ремонт, сборку, испытания и регулирование и на правильность установки оборудования, агрегатов и машин;
технологический процесс ремонта, сборки и монтажа оборудования;
правила испытания оборудования на статическую и динамическую балансировку машин;
способы определения преждевременного износа деталей;
способы восстановления и упрочнения изношенных деталей и нанесения защитного покрытия.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
ПК 4.1. Выполнять разборку и сборку узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин.
ПК 4.2. Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин.
ПК 4.3. Выполнять испытание узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Карта самостоятельной работы студента

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по профессиональному циклу МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного оборудования»состоят из карты самостоятельной работы студента, порядка выполнения самостоятельной работы и списка рекомендуемой литературы.
В данной карте указаны наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы, основная и дополнительная литература.
Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению студентов.
Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.

Наименование темы или
вопроса
Час
Вид работы
Форма контроля
Дата сдачи

1
2
3
4
5

МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного оборудования»

46






Тема 2.2 Правка и гибка металла.
2
Подготовить презентацию по теме: «Правка и гибка металла».
Защита презентации
сентябрь

Тема 3.1 Опиливание металла.
2
Подготовить презентацию по теме: «Опиливание металла»
Защита презентации
октябрь

Тема 3.2 Сверление. Зенкерование. Зенкование.
2
Подготовить презентацию по теме: «Сверление».
Защита презентации
октябрь

Тема 3.5 Резьба, элементы резьбы.
2
Подготовить конспект по теме: «Нарезание наружной резьбы».
Защита презентации
октябрь

Тема 4.4 Шабрение.
2
Подготовить презентацию по теме:
«Шабрение».
Защита презентации
ноябрь

Тема 6.1 Основные понятия о машинах, деталях машин и механизмах.

2
Составить сообщение по теме: «Основные понятия о машинах, деталях машин и механизмах».
Устный
опрос
ноябрь

Практическое занятие №1
«Определить шифры деталей трензеля».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь

Тема 5.9 Кулисные и храповые механизмы.
2
Подготовить сообщение по теме: «Кулисные и храповые механизмы».
Устный
опрос
декабрь

Тема 6.2 Износ деталей промышленного оборудования.

2
Подготовить реферат по теме: «Износ деталей промышленного оборудования».
Защита реферата
декабрь

Практическое занятие №2
«Определение момента затяжки резьбового соединения».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
декабрь

Тема 7.3 Сборка подшипниковых узлов с подшипниками скольжения и качения.
2
Составить сообщение по теме: «Сборка подшипниковых узлов с подшипниками скольжения и качения».
Устный
опрос
январь

Тема 7.4 Сборка ременных и цепных передач.
2
Составить конспект по теме: «Сборка ременных и цепных передач».
Устный
опрос
февраль

Тема 9.1 Сборка передач винт-гайка.
2
Подготовить сообщение по теме: «Сборка передач винт-гайка».
Устный
опрос
март

Практическое занятие №3
Заполнение операционной карты сборки: «Разработка технологии изготовления универсально- сборного приспособления».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
март

Тема 10.5 Ремонт шпоночных и шлицевых соединений.
2
Подготовить сообщение по теме: «Ремонт шпоночных и шлицевых соединений».
Устный
опрос
апрель

Практическое занятие №4
«Определение продолжительности ремонтного цикла».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
май

Тема 11.4 Ремонт шкивов и ременных передач.
2
Подготовить сообщение по теме: «Ремонт шкивов и ременных передач».
Устный опрос
май

Практическое занятие №5
«Проверка зацепления зубчатых колес после ремонта».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
июнь

Практическое занятие №6
«Составить технологический процесс балансировки отремонтированных деталей».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по пр.работе
июнь


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература основная:

1.Заплатин В.Н Справочное пособие по материаловедению: учеб. Пособие для нач. проф. Образования/ В.Н Заплатин, Ю.И Сапожников, А.В Дубов; под.ред. В.Н Заплатина.-2-е изд., стер.- М. ; Издательский центр «Академия»,2008. -224 с.
2. Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей: учеб. Пособия для нач. проф. Образования / Б.С.Покровский.- 2-е., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.-224 с.
3. Покровский Б.С. Ремонт промышленного оборудования: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Б.С. Покровский. -2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 208.
4. Покровский Б.С Слесарно-сборочные работы : учеб. Пособие для нач. проф.образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.: ил.
5. Покровский Б.С., Скакун В.А. Справочник слесаря / Б.С.Покровский, В.А. Скакун- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» 2008.- 384 с.
6. Фещенко В.Н. Слесарное дело. Сборка производственных машин. Книг 3: учеб. Пос. – М.: Инфра-Инженерия, 2012. -554 с., ил.
7. Фещенко В.Н Слесарное дело. Слесарные работы при изготовлении и ремонте машин. Книга 1: учеб. пос. – М.: Инфра-Инженерия, 2013-464 с., ил.
8.Фещенко В.Н. Слесарное дело. Механическая обработка деталей на станках. Книга 2: учеб.пос. –М.: Инфра-Инжерия, 2013. – 464 с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Составление реферата

Требования к подготовке реферата:
Реферат – это высшая форма письменной работы, требующая сведения всех знаний вокруг одной проблемы (или вопроса) на основе нескольких источников по данной теме в различных публикациях.
Оформление титульного листа:

Название среднего учебного заведения.
Тема реферата.
Фамилия, имя автора.
Группа.
Ф. И. О. преподавателя.
Год написания реферата.
Структура реферата

План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
Обоснование выбора темы.
Теоретические основы выбранной темы.
Изложение основного вопроса.
Вывод и обобщения.
Практическое значение реферата.
Список использованной литературы.
Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д. (по желанию).
Оформление списка использованной литературы

Ф. И. О. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год
издания.


Защита реферата
Составить сообщение на 5-7 минут.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - тема раскрыта полностью, реферат оформлен в соответствии с ГОСТ, сообщение содержательно;
оценка «4» - тема раскрыта не полностью, реферат оформлен в соответствии с ГОСТ;
оценка «3» - тема не раскрыта, реферат оформлен в соответствии с ГОСТ.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Составление доклада

Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
Этапы работы над докладом 
- Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке доклада используется несколько различных источников).
- Обработка и систематизация информации.
-Разработка плана доклада.
- Публичное выступление с результатами исследования.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» -Тема раскрыта полностью, выступление уверенное;
оценка «4» - Тема раскрыта не полностью, выступление уверенное;
оценка «3» - Тема раскрыта не полностью, выступление не уверенное.
.













ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Составление сообщения

Сообщение -вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
Этапы работы над сообщением
-Подобрать материал для сообщения (сообщение должно быть кратким, понятным, интересным) ;
-Хорошо выучить текст сообщения;
- Уметь объяснить сложные слова, термины;
- Уметь приводить примеры, делать выводы
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» -Тема раскрыта полностью, выступление уверенное;
оценка «4» - Тема раскрыта не полностью, выступление уверенное;
оценка «3» - Тема раскрыта не полностью, выступление не уверенное.











ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конспект
Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Как составлять конспект:
Определите цель составления конспекта.
Записать название конспектируемого материала.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Оформление конспекта:
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных
информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Как правильно подготовить презентацию

Презентация это особая форма представления информации. Для этого обычно используются технические средства. Основная задача презентации заинтересовать аудиторию в продвигаемом продукте, услуге, идее и т.п. Непосредственно перед проведением презентации составляется так называемый сценарий.
Эффективность презентации. Для поддержания интереса к презентации оратор должен выбрать оптимальное время для ее восприятия. «Доклад» должен быть интересным и оригинальным. Нужно попытаться в максимально короткое время рассказать о многом и не утомить слушателей. Элементы юмора рассеивают недоверие аудитории, важно только следить за их уместностью.
Подготовка к презентации - изучение темы выступления; - определение задач и целей; - знание аудитории; - структура презентации; - вступление и заключительная часть; - наглядные материалы.
Критерии оценивания презентаций:

Оформление слайдов
Параметры

Стиль
Соблюдать единого стиля оформления.

Фон
Фон должен соответствовать теме презентации

Использование цвета
Слайд не должен содержать более трех цветов
Фон и текст должны быть оформлены контрастными цветами


Анимационные эффекты
При оформлении слайда использовать возможности анимации
Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания слайдов

Представление информации
Параметры




Содержание информации
Слайд должен содержать минимум информации
Информация должна быть изложена профессиональным языком
Содержание текста должно точно отражать этапы выполненной работы
Текст должен быть расположен на слайде так, чтобы его удобно было читать
В содержании текста должны быть ответы на проблемные вопросы
Текст должен соответствовать теме презентации


Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации
Наиболее важная информация должна располагаться в центре
Надпись должна располагаться под картинкой




Шрифты
Для заголовка – не менее 24
Для информации не менее – 18
Лучше использовать один тип шрифта
Важную информацию лучше выделять жирным шрифтом, курсивом. Подчеркиванием
На слайде не должно быть много текста, оформленного прописными буквами

Выделения информации
На слайде не должно быть много выделенного текста (заголовки, важная информация)


Объем информации
Слайд не должен содержать большого количества информации
Лучше ключевые пункты располагать по одному на слайде



Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с таблицами
с текстом
с диаграммами



Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - Работа отвечает всем требованиям критериев;
оценка «4» - Незначительном нарушении или отсутствии каких-либо параметров в работе;
оценка «3» - Половина критерием отсутствует.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




13PAGE 15






13PAGE \* MERGEFORMAT14215




2 Эмблема(прозр фон)Рисунок 12 Эмблема(прозр фон)•ђ Заголовок 1•ђ Заголовок 2•ђ Заголовок 3 Заголовок 415