Исследовательская работа на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Н.Исмаилова
учитель русского языка и литературы
КГУ «Общая средняя школа им.Т. Аубакирова»
Южно-Казахстанская область, Мактаральский район, с. Игилик

Тип проекта: исследовательский.
Цель работы: провести анализ понятия «исследовательская работа» и показать эффективность использования исследований на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
- изучить цели, классификацию, виды и основные этапы исследовательских работ;
- исследовать уровневый и возрастной контингент в области изучения и применения исследований;
- выявить, что дают результаты проведения исследований для ученика, учебной деятельности и учителя;
- доказать, что применение исследований на уроках русского языка и литературы эффективны, актуальны.
Методы и приемы работы:
- сбор информации из разных источников;
- чтение литературы;
- обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации;
- собственные наблюдения и опыт.

Оглавление.
Введение
Основная часть.
1.Об исследовательской работе
1.1 Цель исследовательского (проектного обучения)
1.2 Классификация исследовательских проектов.
1.3 Виды исследований.
1.4.Основные этапы учебного исследования.
2. Возрастной контингент учащихся и их подготовка к выполнению исследовательских работ.
2.1. 5 – 7-х класс
2.2. 8 – 9-х класс
2.3. 10 – 11 класс
3. Что дают результаты исследовательской работы
Ученикам.
3.2 Учебной деятельности.
3.3 Учителю.
Заключение
Из собственного опыта работы.
Вывод.
Введение.
Актуальность избранной тематики вызвана тем, что сейчас всё чаще проводятся районные, областные, республиканские конкурсы исследовательских и проектных работ школьников.
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
II. Основная часть.
1. Об исследовательской работе.
1.1. Цель исследовательского (проектного обучения).
- учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения;
- развивают системное мышление.
Учитель – организатор условий для самостоятельной деятельности учащихся:
меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия;
проявляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.
При проектировании взаимоотношения «учитель-ученик» могут быть продуктивными, только если они имеют характер сотрудничества, партнёрства, если учитель уважительно относится к проявлению самостоятельности ученика
1.2. Классификация исследовательских проектов.
По продолжительности выполнения: краткосрочные (2-6 часов);среднесрочные (8-12 часов);долгосрочные (до года).
По структуре содержания: монопредметные; межпредметные; надпредметные.
По организации деятельности: индивидуальные; парные; групповые; школьные; межшкольные.
По включенности в тематический план: текущие; итоговые.
По способу преобладающей деятельности: исследовательские; игровые; творческие; практико-ориентированные; познавательные.
По уровню творчества: репродуктивные; поисковые творческие задания; творческие проект.
1.3.Виды исследовательских работ:
1. конспект;2. реферат; 3. доклад; 4. отзыв и рецензия; 5. эссе; 6. аннотация;
7. проект.
1.4 Основные этапы научного исследования.
Постановка проблемы.
Знакомство с литературой по проблеме исследования.
Сбор собственного материала.
Анализ, обобщение.
Выводы.
2. Возрастной контингент учащихся и их подготовка к выполнению исследовательских работ.
2.1. Учащиеся 5 – 7-х классов приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Детей обучают основам самостоятельной деятельности, развивают нестандартное мышление. Учащиеся выступают с сообщениями о происхождении того или иного литературного термина, о жизни и деятельности ученых лингвистов, творивших науку, об истории открытий, о практическом применении знаний, полученных при изучении темы, написание лингвистических сказок, составление кроссвордов.
2.2. Учащиеся 8 – 9-х классов выполняют исследовательские задания творческого характера. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем.
2.3. В 10 – 11 классах происходит углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. Учащиеся выбирают интересующую их тему для исследования и работают над ней. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы по индивидуальной программе.
3. Что дают результаты исследовательской работы.
3.1. Ученикам:
- активизацию мыслительной деятельности; развивает познавательную и социальную активность; заинтересованность в обучении; расширение кругозора, возможность осознанно получать знания и использовать их;
- умение работать над проблемой: навыки сбора и обработки информации; умения и навыки исследовательской деятельности; научиться применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности;
- возможность проявить способности, творчески проявиться, возможность определиться в интересах, самоопределение; самоутверждение; самореализация, самооценка (понять свои ошибки), познать себя;
- сотрудничать с учителем, обсуждать, предлагать свою точку зрения;
- радость сопереживания, общения, познания.
3.2. Учебной деятельности:
- организовать ученика;
- найти технологии, позволяющие интересно, качественно, доступно строить учебный процесс (следовательно, заинтересовать ученика);
- является фактором для соучастия в деятельности учителя и учеников;
- ответить не только на вопрос «как» и «почему», но, главное, «зачем»; привнести в процесс обучения смысл;
- осознать связь изученного с жизнью; добиться глубоких знаний и умения их применить;
- расширить рамки изучаемого материала;
- формировать навыки исследовательской работы в интересных условиях.
Учителю:
- удовлетворение от самой деятельности; моральное удовлетворение; интерес к работе;
- возможность совершенствовать методику преподавания, педагогическое мастерство; познакомиться с новыми методами в работе; возможность творить;
- возможность заинтересовать тем, что интересно самому; найти единомышленников.
III. Заключение
Из собственного опыта работы.
Приобретая опыт педагогической работы в классах общей основной школы, пришла к выводу, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно способствует исследовательская деятельность. Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.
Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы должна стать исследовательская работа обучающихся, так как при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками.
Тематика и характер исследовательских работ учеников обычно бывают различными. Современные учебники включают в себя материалы для самостоятельных наблюдений, проблемные вопросы к тексту, задания для развития логического мышления учащихся, творческие задания, лингвистические игры – всё это урочная учебно-исследовательская работа.
Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.
Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы — серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование).
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности, не возможна без изучения спецкурса.
Спецкурс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» для подготовки учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности, рассчитанный на 17 ч. (Приложение1)
На спецкурсе учащиеся знакомятся с методами исследования, видами научно-исследовательских работ, требованиями к оформлению работы и т.д.
В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты: научно-исследовательской работы или исследовательского проекта.
Спецкурс был написан мною для 8 «В» класса, учащиеся одновременно изучали спецкурс и работали коллективно над темой проекта «Реальное и мифологическое в повести Ч.Айтматова «Белый пароход».
2.Выводы.

Так как уровни активности учащихся разные (нулевой, относительно – активный, исполнительно-активный, творческий), то исследовательские работы эффективно применять на уроках русского языка и литературы, потому что главный критерий исследовательского обучения – включение в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможности.
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся коммуникативные, активно участвуют в деятельности школьной, районной, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Список изученной литературы:
Аскаров Е.С., Балафанов Е.К., Койшибаев Б.А. Основы научных исследований. Учебно-методическое пособие. – Алматы: ИНТ, 2005, 198 с.
Бабич И.М. Научно-исследовательская работа в школе: проблемы и пути их решения // Творческая педагогика. – 2007. – № 1. – С.83-86.
Брагинский И.А. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. – М.: Просвещение, 1997.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.
Долгих С. Школа собственных открытий// Народное образование. 2003. № 6.
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М.: Просвещение, 1980.
Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению республиканских научных соревнований школьников. – Астана «Дарын», 2007, 42с.
Поволяева М.Н. Творчество педагога – творчество ребенка// Внешкольник. 2000. № 11.
Русских Г.А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся// Дополнительное образование.2001. № 7-8.
Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/Библиотека журнала «Директор школы» – М.: Сентябрь, 2001.
Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. 2003. № 4.
И.В. Усачева, И.И. Ильясов. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч . – 2005. – № 6. – С.4-29.
Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. № 5.
Приложение1
Спецкурс «Введение в научно-исследовательскую деятельность»
Автор: Исмаилова Н.

Основная цель спецкурса: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
Основные задачи:
развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;
знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;
овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования;
обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в компьютерном классе.
Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.
Требования к научному руководителю ученика: знание этапов, форм и методов исследовательской работы, умение организовать научное исследование, определить тему исследовательской работы, сформировать в воспитаннике навыки постановки цели исследования и задач исследования, определения объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы исследования.
Контроль: выполнение зачетной работы (составление плана исследования, представление документации по экспериментальной части работы, составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.)
№ Тема кол.-часов
1 Введение. Понятие научно-исследовательская и исследовательская проектная работа. 1
2 Определение темы. Работа с источниками. 1
3-4 Актуальность. Формулировка цели и задач. 2
5 Структура исследовательских работ. 1
6 Методы исследования. 1
7-8 Введение. 2
9-10 Основная структурная часть работы – главы. 2
11 Заключение. 1
12 Приложение. 1
13 Список использованной литературы. 1
14 Инструкция по оформлению исследовательской работы. 1
15 Защита результатов исследования. 1
16 Выступление пред аудиторией по результатам выполнения исследовательской работы. 1
17 Защита готовых научно-исследовательских работ 1