Покормите птиц зимой — сценарий классного часа.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области









«Покормите птиц зимой»
(номинация «Прилетайте в гости к нам»)
























Цели:
Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Расширить знания детей о птицах.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Оборудование:
Фонограмма с голосами птиц.
Рисунки, сочинения детей о зимующих птицах.
Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.
Раздаточный материал
- кроссворды о птицах,
- памятки "Как устроить кормушку",
- строительный материал для кормушек: коробки, бутылки, упаковки, проволока, скотч.
- карточки с названиями "угощений" для птиц.
5. Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.
6. Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений и др.
7. Листы альбома, фломастеры, шаблоны птиц, варианты подписей к листовкам. (Помогите пернатым друзьям! Покормите птиц зимой! Помогите нам пережить зиму, люди! Ребята, берегите и охраняйте птиц!), клей, ножницы, цветная бумага - для изготовления листовок.
8. Красная книга России.
Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.
Ведущий 1.Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Когда им тепло, они сыты).
Ведущий 2. Птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка – водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь – на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть!
Ведущий 3. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
"Как птице перезимовать?" К. Мухаммади (читают ученики)
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Ведущий 1. Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.





Ведущий 2. Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наш праздник сегодня будет посвящён птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.
Ведущий3. Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться. Ведущий 1. Объявляется конкурс загадок «Узнай птицу»
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (журавль)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (воробей) Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее(ворона)
Кто присел на толстый сук
И стучит: « Тук-тук, тук-тук!» (дятел) Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Кто летает, кто стрекочет-
Рассказать нам новость хочет? (сорока)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? ( у снегиря)
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! ( соловей)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (скворцы)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)
Кто по тропочке идет
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясет?
Догадайтесь сами! (трясогузка)
Ведущий 2. Молодцы ребята. Хорошо вы знаете пернатых друзей. А сейчас объявляется игра
«Распределите птиц на перелетных и зимующих”. Зимующих птиц поместить на кормушку, а перелетных “отправить в полет”.
Дети читают стихи.
Ученик. Опять осеннею порой, К нам в гости прилетели И сели дружною семьей На ветках свиристели.
Издалека летят они, Сквозь ветры, дождь и град. Рябины красные огни, Наверно, их манят.
Мы гроздь рябины за окном Повесим для гостей, А вдруг и к нам заглянет в дом Веселый свиристель. Ученик.
Голубая спинка, Рыженький бочок. По стволу осинки, За скачком скачок, Поползень вертлявый Скачет вверх и вниз; В ствол залез дырявый, Клювом вниз повис. Вертит он головкой, К дятлам заглянул, Из-под черной бровки Искоркой сверкнул, Свистнул: “Эй вы, дятлы! Клювом вниз скачу Вам такое вряд ли, Дятлам по плечу!”
Ученик. Кружат снежные метели, По ночам трещит мороз, На вершине пышной ели- Лущит шишку яркий клест.
Ведущий 3.Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
Ответы детей.
Ведущий 1. Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.
Ведущий 2. А сейчас ребята, мы с вами будем разгадывать кроссворд.
Разгадывание кроссворда
Ведущий 3.
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (воробей)
Ученик. Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему
Ведущий 1. На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)
Ведущий 2. Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)
Ученик:
Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.
Ведущий 3. Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
Ведущий 1. Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)
Ведущий 2. Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.
Ведущий 3. Любитель проводить холодные морозные зимние ночи под снегом кто это? (тетерев)
Ведущий 1. Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи. (галка)
Ведущий 2. (показывает рисунки с изображением грача и галки).
Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в городах, посёлках можно было наблюдать бесчисленные стаи галок. Теперь крикливых галок стало мало.
Удивительно трогательна дружба грачей и галок. Весной галки радостно встречают своих друзей – грачей. Вместе распевают они весенние песни. Вместе расхаживают по проталинам, по дорогам, по колхозным полям – ищут корм. Когда же осенью грачи улетают на юг – галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса.
Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.
Ведущий 3.
Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Да это ж(снегири)
Ученик:
Сорок градусов мороза,
Всё вокруг белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы –
Красногрудому тепло.
Стойкий, стужам неподвластный,
Песней славит он зарю.
Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья снегирю.
Ведущий 1. Какая птица, как и заяц, зимой белеет? (куропатка)
Ведущий 2.
Ну, а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица(Поползень)
Настоящий акробат –
Чистит все стволы подряд.
Ведущий 3. По - другому эту птицу называют "водяной воробей" (Оляпка)
Ученик:
Оляпка – птичка-водолаз,
И этим удивляет нас.
По дну реки заправски ходит
И много корма там находит.
Оляпка очень осторожна
И подойти к ней невозможно!
Чуть звук, какой раздаётся-
Птичка тотчас окунётся.
Ведущий 1. Птица оляпка, как и снегири, свиристели, чечётки прилетают к нам зимовать с севера. А остаются на зиму: синицы, клесты, сойки, ворона, сорока, тетерев, глухарь)
Ведущий 2.
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Ученик. В яркой шапке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
- Приглашаю всех за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок –
Клад разведан под корой,
Начинаем пир горой!
Продолбил гнилушку дятел –
А в дупле тепло, как в хате,
Пусть снаружи – холод, снег,
Есть продрогшему ночлег.
Ведущий 3. Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. Самый редкий вид дятлов – это седой дятел. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.
К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)
Ведущий 1. Узнайте птицу по картинке. (Свиристель)
Ученик:
Флейты зимние запели
На морозе голубом.
Прилетели свиристели,
Засвистели о своём.
Все рябины облепили –
Свиристят над головой,
С веток сбили кучи пыли
Лёгкой, звонкой, снеговой
Ведущий 2. Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Ученик:
Синяя синица! Розовый снегирь!
Отчего мне снится весь в снегу пустырь?
И на скользком насте трепет птичьих крыл?
Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл
Пуховой комочек, слышен сердца стук.
А лететь не хочет из горячих рук.
Быль – она вернее всяких небылиц:
С голода ручнеют стайки зимних птиц.
Ведущий 3. Если вы, ребята, правильно отгадали кроссворд, то сможете прочитать фразу(Берегите птиц).
Ведущий 1. Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг (Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка).
Изготовление кормушек
Ведущий 2. Дома вам, ребята, было предложено подумать и нарисовать различные кормушки. Я предлагаю вам внимательно прочитать памятку "Как устроить кормушку для птиц" приступайте к работе! Время у вас ограничено!
Главное условие совместной работы: работать дружно, согласованно. В конце работы вы должны будете защитить своё изделие.
(Самостоятельная работа в группах с последующей защитой ). Эти кормушки после ребята повесят около школы.
Ведущий 3. - показ других моделей кормушек, которые дети могут изготовить и повесить дома.
Общее описание конструкции кормушки для птиц
Кормушка состоит из следующих основных элементов и блоков:
1. Корпус из сетки (основной кормёжный блок).
2. Посадочный блок
3. Пластиковая крышка - крыша кормушки.
4. Пластиковая крышка - поддон с бортиком по периметру.
5. Технологические отверстия для крепежа
6. Технологические отверстия посадочного блока
7. Крепежный провод или стержень
Технология изготовления кормушки
Этап первый  подготовительный. Подготовить всё необходимое для работы. Расправить металлическую сетку. Освободить крышки от этикеток.
Этап второй  изготовление корпуса - основного кормёжного блока. С помощью пассатижей вырезать прямоугольный кусок сетки размером 20Ч30 см. (размер может быть произвольным – это зависит от крышек которые будут выполнять роль крыши и поддона). Свернуть полученную заготовку в цилиндр и скрепить по краям. Кормёжный блок готов.
Этап третий  проделка технологического отверстия в крыше. Шилом сделать сквозное отверстие по центру крышки по диаметру проволоки, которую мы приготовили.
Этап четвёртый  изготовление и монтаж посадочного блока. Деревянная рейка или ветка 13 EMBED PBrush 14155-10 мм, длинной 20 см (посадочный блок) продевается в средней части
кормёжного блока. (диаметр рейки совпадает с диаметром ячейки сетки – поэтому рейка будет держатся прочно и дополнительного крепления не потребует)
Этап пятый изготовление крепежного блока. Взять проволоку – один конец прикрепить к посадочному блоку, другой – при помощи пассатижей согнуть в форме – S, чтобы можно было кормушку подвесить на ветвях дерева.
Этап шестой сборка изделия. Прикрепить дно к кормёжному блоку. Продеть проволоку крепежа через отверстие в крышке кормушки. Кормушка готова.
Техника безопасности при выполнении работ. Особое внимание необходимо уделять безопасности труда при работе с инструментом.
Установка кормушки. Кормушка крепится на ветвях дерева или столбе с таким  расчетом, чтобы птицы могли свободно подлетать за кормом.
Закладка корма. Поднять крышку по направляющей крепёжного блока, засыпать корм.
Предлагаемая кормушка представляет собой цилиндр из сетки с ячейкой 5-10 мм с крышей - крышкой - которая прекрасно защищает корм от непогоды. Дно с бортиком не позволяет высыпавшимся семенам падать в снег или на землю.

Синицы охотно
посещают кормушку в течение всего дня.










Экономическое обоснование проекта. Время, затраченное, на изготовление кормушки составило около 15-20 минут. Для изготовления изделия использовались бросовые материалы поэтому стоимость изделия составила - 0 руб..
Угощение для птиц. Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.
Рябина.
Макароны
Семечки.
Ягоды шиповника
Ржаной хлеб.
Белый хлеб
Шоколадные конфеты
Яблоко
Пшено (крупа)
Гречневая каша
Сало соленое
Кусочки сырого мяса и др.
Проверка задания: с блюда с "угощениями" для птиц выбираются полезные и вредные продукты.
Ведущий 1. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому. Доказательство тому: ваши сочинения "Как я кормлю птиц".
Ученик:
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – гость одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну
Рисуем листовки
Ведущий 2. Молодцы, ребята, хорошее дело вы затеяли. Вот только вот о чём я подумала: в нашей школе всего 25 человек. Даже если каждый из вас сделает 1 кормушку и будет ухаживать за ней – всё равно этого мало. А что если написать листовки и развесить их по всему нашему селу. А в листовках этих написать: Птицы – наши друзья! Сделаем для них кормушки! Берегите птиц! Покормите птиц зимой! Помогите птицам! Может тогда и другие ребята откликнутся, а вместе с ними и взрослые.
Работа в группах.
Дети с листовками выходят к доске. Исполняется песня.
Если б только- только- только
Если б только на планете
Если б только все земляне
Всё живое берегли.
То, возможно-можно-можно,
То, наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели.
Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а! Крокодилы! Бегемоты!
А-а! Обезьяны! Кашалоты!
А- а! И зелёный попугай! (2 раза)
И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичих стай!
Ты запомни-помни-помни,
Что б сберечь природу-надо
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помоги!
Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а! Крокодилы! Бегемоты!
А-а! Обезьяны! Кашалоты!
А- а! И зелёный попугай! (2 раза)
Подведение итогов
Ведущий 3.Чем запомнился вам, ребята, наш праздник? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?
Ведущий 1. Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.





























.