Презентация Стимулирование творческой деятельности учащихся .


Стимулирование творческой деятельности как условие развития творческих способностей школьников Учитель русского языка и литературы МБОУ Ельнинская средняя школа №1Букша Людмила Вячеславовна «Ребёнок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить». Ф.Рабле Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью». Каждый ребёнок способен на творчество. Есть одно из золотых правил педагогики: прежде чем предлагать что-то ребенку, сначала испробуй это на себе. Тогда, с одной стороны, обнаружатся все нюансы и неточности инструктажа, а с другой стороны – наметится линия творческой коррекции данной ситуации.Мы часто рассуждаем о том, что учащийся должен быть активным. А мы сами? Интересно, захочет ли кто-то выполнить предложенную нами работу? Креатив- ность Целеустре-млённость Интеллект Личность Условия творческой деятельности Модель учителя , развивающего творческую активность учащихся - Доброжелателен и чуток.Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.Имеет высокий уровень интеллекта.Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.Широкий круг интересов и умений.Имеет живой и активный характер.Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взгядов и постоянному самосовершенствованию.Имеет творческое мировоззрение.Обладает жизнестойкостью.Имеет позитивную Я – концепцию.Обладает целеустремленностью и настойчивостью.Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия способностей.Эмоциональная стабильность.Коммуникабельность.Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе связанных с развитием творческой активности. Модель творчески активной личности представлена нам в виде учащегося : с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками;с развитым социальным интеллектом;с познавательной Я-концепцией;с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения;обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора;умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью;умеющего рисковать;способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;с богатым воображением;с развитой интуицией;воспринимающего неоднозначность вещей;с высокими эстетическими ценностями. Современный урок - это урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки ему, сами постигают истину. Именно такой подход определяет тонус, настрой дальнейших отношений ученика и учителя. Признаки творческой деятельности Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи.Социальная и личная значимость и наличие объективных(социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества.- Наличие субъективных (личностных качеств – знаний , умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества.- Новизна или оригинальность процесса или результат. Виды творческих работ на уроках русского языка и литературы - Сочинения разных жанров (миниатюра, описание по картине, отзыв, рецензия, рассуждение на заданную тему и др.)Составление ребусов, кроссвордов, шарад, викторин, тестовых заданий ).Написание сказок на лингвистические темы, стихотворений, рассказов, небылиц, пословиц и т.д.) Создание проектов и презентаций .Иллюстрирование художественных произведений.Подбор музыкальных композиций, соответствующих тому или иному эпизоду или стихотворению, цветовой гаммы.Ролевые игры.Задания на ассоциативное мышление, на развитие воображения.Инсценирование художественных произведений.Сбор дополнительной информации по теме урока с помощью Интернета и других источников. Чему учить и для чего ? Умению собирать материалы для сочинения, вести дневники, записные книжки, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать – этому должны мы научить ребят в школе. Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учётом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление ребят учитель формирует творческую личность. Только при таких условиях сочинения не превращаются в тяжкую повинность для учеников, а служат их самопознанию, самовыражению, духовному и нравственному развитию. Воспитывать творчеством призваны уроки русского языка и литературы. Кто, как не учитель литературы, может и должен привить детям вкус, и художественный, и литературный; научить их замечать красоту во всём, что нас окружает. К.Д. Ушинский Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нём есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества.