Конспект вариативного компонента по физике Знакомство детей с ветром и воздухом


Технологическая карта вариативной организованной учебной деятельности
в старшей группе № 10 .
Вариативный компонент
Дата: 12.01.17 г
Тема: Знакомство детей с ветром и воздухом путем экспериментальной деятельности
Форма: Опытно- экспериментальная деятельность
Программное содержание: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. Учить делать выводы
Словарь: слова характеризующие особенности ветра - сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, приятный, быстрый, резкий, незаметный Полиязычный компонент: сәлеметсіздерме- Hello -здравствуйте, the wind- жел- ветер
Инновационные технологии : здоровьесберегающие –дыхательная гимнастика, физ минутка, опытная деятельность , решение ТРИЗ
Предметно-развивающая среда: Аудио записи различных видов ветра , две свечи, миски с водой на каждого ребенка , бумажные кораблики, баночки с песком и трубочки для выдувания воздуха на каждого ребенка, стихотворения А.С.Пушкина, А. Орлова.
Предварительная работа Изготовление корабликов на занятиях по конструированию. На прогулках обратить внимание на ветреную и безветренную погоду, чем отличаются эти дни. Прослушивание музыкальных композиций на занятиях по музыке.
Техника безопасности: не брать пособия без разрешения педагога, соблюдать аккуратность при работе с водой и песком.
Этапы Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-
побудительный 1.Круг приветствия: Доброе утро всем, кто проснулся,Доброе утро, кто улыбнулся!Доброе утро людям и птицам,Доброе утро приветливым лицам.Здравствуйте!  (дети здороваются)2.Загадка о ветре
Воспитатель: Ребята сейчас я вам загадаю загадку об одном невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.
Я березку качнуЯ тебя подтолкнуНалечу, засвищуДаже шапку утащуА, меня не видатьКто я? Можешь отгадать?
В. Ребята, а что ветер умеет делать?
В. Да, ребята ветер много умеет делать. Может он навредить человеку?
В. Как ветер помогает нам?
Д. Надувает паруса, вертит крылья мельницы.
В. Вот какой разный ветер, а теперь подумайте, каким может быть ветер?
3. Музыкальные фрагменты «Ветер» А теперь послушайте музыкальные фрагменты ( подбираются музыкальные композиции со звучанием резкого ветра, шквального, тихого). Определите о каком ветре идет речь. Кто знает, как получается ветер? Откуда он берется. Для того, чтобы это понять я покажу вам опыт.
Полиязычный компонент: сәлеметсіздерме- Hello -здравствуйте
Дети: Ветер!
Полиязычный компонент: the wind- жел- ветер
Д. Он может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, налететь освежить, закружить, развивать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки.Д. Разрушает дома, ломает деревья в саду, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и переворачивает машины.
- Сильный, сла-бый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежа-ющий, нежный, приятный, быстрый, резкий, незаметный.Организационно-
поисковый 4. Опытная деятельность
ОПЫТ №1.
Приоткрываем дверь на улицу, зажгли свечи, первая свеча снизу, вторая на верху.).Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать. В комнате такой воздух поднимается вверх. Ему хочется поскорее вырваться и полететь. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли. Откуда он будет входить к нам сверху или снизу. Получается, что один воздух теплый движется вверху, а на встречу ему, внизу ползет другой холодный. Там где двигаются и встречаются, теплый и холодный воздух - появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.
А сейчас вообразите себя, листочками и снежинками. Я включу вентилятор, а вы покажите, как кружатся снежинки.
В. А можно ли изобразить ветер? Приглашаю вас в лабораторию для экспериментов.
ОПЫТ №2.
На столах миски с водой для каждого ребенка. В каждой миске свое "море"- красное, черное, желтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны, чем сильнее дуть, тем больше волны, если подуть сильнее море разбушуется.
5. Художественное слово: А. Орлов.
Ветер пастушок.Ходили в мореВетер - пастушокДует ветерВ маленький рожокА вокруг него бегут барашкиУ барашков белые кудряшки.
6 . Физминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше.
ОПЫТ № 3
Опустите парусные кораблики в поддон с водой.. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.
Что произойдет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение. (фото)
7. Художественное слово. А.С. Пушкин.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняетОн бежит себе в волнах, на раздутых парусах,Ветер весело шумит, судно весело бежитМимо острова Буяна, к царству славного Салтана…»
ОПЫТ № 4 Иллюстрация песчаной пустыни.
Перед каждым ребенком стеклянная банка с песком. Песок в банке - это личная пустыня ребенка. Что с ним происходит? Сначала появляются волны как в миске с водой, а затем песок перемещается в другое место, потом появляется песчаный холмик. Такие холмы можно встретить в пустыни, они называются барханами, с помощью ветра песок путешествует по пустыни. Дети определяют куда направляется пламя свечей (нижнее во внутрь помещения, верхнее наружу
Д. Да, нарисовать (просмотр рисунков), станцевать, через музыку, стихах: "Дуб и ветер".
Дети дуют на воду, наблюдают появившиеся «волны» , делают выводы.
Слушают стихотворение

Выполняют физминуткуДети дуют на паруса, кораблики плывут
Отвечают на вопросы
Слушают стихотворение
Дети дуют в банку, через трубочки.
Рефлексивно-
коррегирующий8. Итог: Выходим на улицу, для определения силы ветра при помощи флюгера.
В. Ребята наш флюгер не кружится, стоит на месте, что это означает?
В. Совершенно верно.
Воспитатель помогает детям повести итог занятия.
- Что такое ветер?
-Почему плывут парусные суда?
- Отчего бывают большие или маленькие волны? Д. Нет ветра.
Домашнее задание. Объяснить родителям, как получается ветер.
Отвечают на вопросы

Ожидаемый результат:
Знать: - что такое – природное явление ветер, его характеристики , свойства, значение в жизни человека
Иметь: -представления о причинах возникновения ветра
Уметь: - проводить экспериментальную деятельность, опыты под руководством педагога, отвечать на вопросы, делать выводы