Мастер-класс. Виды работ с текстом и информацией на уроках литературного чтения.


Мастер-класс
«Формирование функциональной грамотности младших школьников через работу с текстом и информацией на уроках литературного чтения»
Цель: повышение мотивации участников мастер-класса в обсуждении и использовании
представленных форм, приемов и методов работы на уроках литературного чтения, способствующих формированию функциональной грамотности младших школьников.
Задачи:
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения;
показать практическую значимость использования данных приёмов;
развивать личностную и познавательную рефлексию участников мастер-класса
Актуальность темы:
Главная цель школьного обучения это формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране и мире современному обществу нужен человек функционально грамотный, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только- только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.
Основным приёмом, обеспечивающим устойчивый интерес и развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием .Вот тогда- то ребёнок открывает в нём что- то новое, чего не заметил при первом чтении.
Учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и приёмов работы, стараясь подчинять уроки чтения урокам русского языка, познания мира, развития речи.
Чем разнообразнее формы организации деятельности учащихся на уроках, тем интереснее им включаться в образовательный процесс, тем эффективнее происходит усвоение школьниками новых знаний и отработка учебных умений, навыков.
Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, постеры, карточки, маркеры, карточки для рефлексии;
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса
- получат информацию о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках литературного чтения;
- познакомятся с разнообразными приёмами работы с текстом, направленными на повышение интереса школьников к чтению;
- поймут их важность и необходимость для современного обучения и воспитания школьников и будут применять в своей практике;
- будут активными участниками мастер-класса.
Ход мероприятия:
Этапы работы Вре-мяСодержание этапа Деятельность слушателей
1 Привет-ствие.

10 мин Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы очень рады сегодня видеть Вас на мастер-классе. Надеемся, что он будет для всех нас интересным, полезным, а самое главное принесёт нам много положительных эмоций. Мы желаем всем вам успехов!
«Здравствуйте!» - не просто слово,
В нём добродушие и свет.
Оно - общения основа
Пусть будет каждый им согрет.
Перед началом мастер-класса предлагаю провести разминку.
Разминка для снятия эмоционального напряжения
«Говорящие руки»
Необходимо выполнить молча руками в образовавшихся парах:
поздороваться,
побороться руками,
помириться руками,
выразить поддержку,
пожалеть руками,
выразить радость,
пожелать удачи.
Знакомство
А теперь предлагаю Вам взять по одной карточке с буквой (на одной карточке - одна буква)
(ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
Давайте познакомимся, вы называете своё имя и пожелание коллегам на ту букву, которая у вас на карточке.
Давайте, начну я. Меня зовут Татьяна, и вам желаю ЛЮБВИ.
После того, как все участники знакомятся, выстраиваются по номерам на карточках (в правом верхнем углу) и получается:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Мы сегодня с вами проведём урок литературного чтения.
Звучит музыка. Участники заходят в кабинет и рассаживаются
Встают в круг (под музыку), делятся на «первый». «второй».Образуют внутренний круг «вторые» номера, а «первые» номера образуют внешний круг.
Выполняют задания.
Аплодируют друг другу
Выполняют предложенные действия
2. Деление на группы 3 мин Деление на группы «Гласные/согласные»
Предлагаю поделиться на две группы: У кого на карточках гласные буквы это одна группа. У кого на карточках согласные буквы это другая группа.
Участники садятся по группам
3. Основ-
ная часть
«Мозго-вой штурм»
Практи-ческая работа
10 мин
30-35
мин Предлагаю заполнить индивидуальные карточки
Мои ожидания… Результат
- Как вы думаете, о чём будем говорить?
- Что вы ожидаете от занятия? О чём хотите узнать?
- Наша  работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
*доверительный стиль общения;
*активное участие в происходящем;
*общение по принципу «здесь и теперь»;
*уважение к мнению другого.
-Мы знаем, для того чтобы у младших школьников сформировался устойчивый интерес к чтению, необходимо неоднократное обращение к тексту.
Задача учителя - творчески подойти к подбору наиболее подходящих видов работы с текстом, адаптировать их под конкретное произведение и уровень подготовки класса.
Предлагаю вам выбрать и выделить цветом те виды работ, которые вы наиболее часто используете при работе с произведением
Казахская народная сказка
«Лиса и Муравей»
стр.35 Литературное чтение 2 класс
«Дотекстовая» работа:
- Мы сегодня будем знакомиться с новой сказкой, а какие герои будут в этой сказке, вы догадаетесь, отгадав загадки.
1.Загадки о лисе, муравьях
Хвост пушистый,
Мех серебристый,
В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт (лиса) Слайд
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (муравьи) Слайд
2.Дополнительная информация
-Что вы знаете о лисах, о муравьях?
- Давайте, прослушаем небольшую информацию о лисах и муравьях.
(межпредметная связь с предметом «Познание мира», дополнительная информация)
-В каких сказках, мультфильмах вы встречали этих героев?
3.Закрепление понятия «сказка», на какие виды делятся сказки?
Создание коллажа.
Этап первичного знакомства:
1.Чтение текста учителем (как образец)
2. Работа со словарём. Какое настроение после прослушивания сказки? Словарь «настроений» (таблица на доске)
3.Работа в парах. Поочерёдное чтение текста в парах ( вполголоса).
4.Ответить на вопросы: Что задумала лиса? Как муравей перехитрил лису?
Этап детализированной работы с текстом.
1.Нахождение предложения по его началу.
-Учитель читает: Муравей один трудился с утра…. (второй абзац)
2.Чтение отрывка к иллюстрации. (страница 36, в левом верхнем углу)
-Задрала она хвост, уши прижала, бежит во всю мочь. А Муравей уцепился за её хвост.
3.Настроение. Нахождение отрывка, который можно прочитать с указанным настроением (презрительно, строго, радостно, весело, печально,с мольбой, с досадой, возмущением, насмешкой и т.д.)
4.Анализ иллюстрации ( в нижнем правом углу) позы, мимика, жесты, настроение героев.
5.Чтение по ролям.
6.Подбор прилагательных. Лиса (какая): Муравей (какой):
-Учитель: Выберите карточки, которые характеризуют лису и муравья.
Работа в группах: одна группа выбирает карточки с прилагательными, подходящими для лисы, другая группа-для муравья.
7. «Живая картинка» (один читает текст, другой мимикой реагирует на услышанное)
8. Репортаж с места событий (комментатор ведёт репортаж с места событий, а «Лиса» и «Муравей» выполняют действия без слов).
9.Просмотр отрывков из мультфильма по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
( предварительное домашнее задание – посмотреть всю версию мультипликационного фильма)
10.Сравнение персонажей разных литературных произведений, обладающих схожими чертами, судьбами, обстоятельствами.
Составить карту сравнения в таблице (работа в группах)
«Лиса и Муравей»
казахская сказка
«Стрекоза и Муравей» басня
герои характер поступки результат 11..Подбор фразеологизмов подходящих к произведению.
12.Рассуждения-доказательства: «Ленивому всегда праздник» «ДА» -«НЕТ»
Этап обобщения
Интервью с главными героями сказки Лисой и Муравьем.
Ваши советы героям сказки.
11.Рефлексия урока.
1.Моё участие на уроке (шкала: низкий, средний, высокий показатель)
2.Меня сказка научила…, или я понял… (закончи предложение)
3.Моё настроение (смайлик).
Участники выдвигают идеи,
предположения,
свои ожидания.
Участники высказывают свои предположения, пожелания.
Выделяют цветом виды работы с текстом в приложении.
С участниками проигрываются
все задания

Ответы участников мастер-класса
4. Обрат-
ная связь
5 мин Обратная связь – заполнение анкеты
Анкета
Узнали ли Вы что- то новое?
Была ли информация полезной для Вас?
Считаете ли вы целесообразным использование видов работы на уроках литературного чтения? Будете ли Вы в своей практике применять их?
На какой вопрос Вы сегодня не получили ответ?
Ваши предложения и пожелания.
Заполняют анкеты
5. Рефлек-
сия 5 мин Стратегия «Ресторан» (любимые блюда)
Представьте, что вы посетители ресторана. Вы поужинали, осмотрели интерьер и теперь вам предлагается оценить работу нашего ресторана.
Если вам понравился интерьер ресторана, его блюда, вы всем насытились и очень довольны- объединитесь в одну группу.
Если вам понравился интерьер, блюда, но вы еще хотите что-то попробовать – в другую группу.
Если вам наш ресторан, его интерьер, блюда не понравились – в третью группу
Участникам предлагается выбрать, как они поступят с информацией,
полученной на мастер-классе. 
Прикрепляют стикеры к рисункам
6. Заклю-
читель-ное слово
3 мин Благодарим за сотрудничество.
Приложение 1
Примерный перечень видов деятельности учащихся на уроке литературного чтения.
Виды деятельности учащихся на этапе предварительной работы:
1. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.
2.Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и т. д.).
3.Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке.
4.Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных учащихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.).
5.Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.
6.Чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения.
7.Выполнение артикуляционных упражнений.
8.Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.
Виды деятельности учащихся на этапе первичного знакомства с текстом: 1.Чтение текста литературного произведения про себя.
2.Чтение текста вслух.
3.Чтение текста вполголоса.
4.Поочередное чтение текста в парах.
5.Прослушивание чтения текста учителем.
6.Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.
Виды деятельности учащихся на этапе детализированной работы с текстом: 1. Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя. 2. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем. 3. Чтение текста с комментарием и беседой. 4. Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома. 5. Чтение текста с сокращением (учащиеся не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к краткому пересказу. 6. Чтение самого красивого (понравившегося) места в тексте. 7. Комбинированное чтение (попеременное чтение учителем, учащимися хором). 8. Нахождение предложения, отрывка по озвученному учителем или учащимся началу или концу предложения или отрывка. 9. Чтение «с прибавлением». Дети читают незнакомый отрывок текста ровно одну минуту, самостоятельно делают пометку там, где закончили. Далее, после работы с текстом, в конце урока, прочитывают тот же отрывок текста так же в течение одной минуты, ставят новую метку. Подсчитывают количество «прибавленных» слов. 10. Чтение отрывка текста, которому соответствует пословица. 11. Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку. 12. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста. 13. Чтение текста, пометка непонятных слов. 14. Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются. 15. Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями. Выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения хорошо относился, а синей - кого не любил. 16. Чтение текста и заполнение таблиц словами из текста (например, выписывание существительных, прилагательных, глаголов, соответствующих определенным требованиям). 17. Чтение текста и составление «карты перемещений героя» (выписывание всех мест, в которых он побывал). 18. Чтение текста и выделение ключевых слов абзаца, ключевого смыслового отрывка всего текста. 19. Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации. 20. Подробный анализ иллюстрации к произведению (обсуждение обстановки, настроения, позы, мимики и жестов героев и т. д.). 21. Создание иллюстрации к литературному произведению с указанием цитаты из него. 22. Чтение литературного произведения и рисование обложки книги. 23. Чтение текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении.24. Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения. 25. Самостоятельная постановка вопросов к автору литературного произведения. 26. Самостоятельная постановка вопросов к персонажу литературного произведения. 27. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос. 28. Чтение отрывка из литературного произведения и подбор звукового оформления к нему. 29. Чтение текста по ролям. 30. Нахождении отрывка литературного произведения, который можно прочитать с указанным настроением (презрительно, строго, радостно, весело, печально, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т. д.). 31. Нахождение в тексте и чтение предложений с восклицательным или вопросительным знаками, запятой, многоточием и т. д. 32. Выразительное чтение отрывка из текста. 33. Чтение по ролям диалога героев литературного произведения, с исключением слов автора. 34. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов и мимики. 35. «Живая картинка» (один ученик читает текст, другой мимикой реагирует на услышанное). 36. Нахождение в тексте и чтение слов, предложений, которые по смыслу нужно читать громко, тихо, быстро или медленно. 37. Чтение стихотворения, расстановка пауз. 38. Чтение стихотворения цепочкой, каждый чтец заканчивает на паузе. 39. Чтение предложений с расстановкой знаков препинания. 40. Чтение текста голосом героя. 41. Чтение текста и выделение слов и выражений, которые придают тексту торжественность. 42. Выразительное чтение небольшого отрывка текста прозы наизусть. 43. Выразительное чтение стихотворения наизусть. 44. Чтение литературного произведения по готовому плану. 45. Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части. 46. Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения. 47. Чтение литературного произведения, составление сценария к диафильму (кратко, подробно). 48. Полный точный пересказ литературного произведения (крайне редко). 49. Краткий пересказ литературного произведения. 50. Подробный пересказ литературного произведения. 51. Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то). 52. Творческий пересказ литературного произведения (изменение лица рассказчика). 53. Пересказ литературного произведения по цепочке (по предложению). 54. Самостоятельный выборочный пересказ литературного произведения по заданию: *описание природы;
*жилища;
*состояния персонажа.
55. Чтение стихотворения и пересказ его прозой. 56. Нахождение в литературном произведении образных высказываний (слов, описаний, фраз). 57. Нахождение в тексте самого длинного слова, самого короткого слова. 58. Нахождение в тексте слов на указанную орфограмму. 59. Нахождение в тексте двух-, трех-, четырехсложных слов. 60. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: *существительное и прилагательное;
*существительное и глагол;
*местоимение и глагол (либо наоборот).
61. Чтение и подбор из текста слов-признаков. 62. Нахождение в тексте однокоренных слов, синонимов, антонимов, омонимов и т. д. 63. Нахождение в тексте предложений, подходящих к определенным схемам. Например, с однородными сказуемыми или сложных предложений. 64. Объяснение постановки знаков препинания в предложении. 65. Создание характеристики героя литературного произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. 66. «Интервью» с полюбившимся персонажем произведения. 67. Чтение и определение категории персонажей литературного произведения: *положительные;
*отрицательные;
*нейтральные;
*герои-помощники.
68. Сравнение персонажей разных литературных произведений, обладающих схожими чертами, судьбами, обстоятельствами. 69. Чтение литературного произведения и словесное рисование картины, иллюстрирующей его. 70. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя литературного произведения. 71. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль литературного произведения. 72. Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками. 73. Нахождение в тексте выводов по той или иной теме, проблеме, общей идеи литературного произведения. 74. Установление в процессе чтения литературного произведения причинно-следственных связей. 75. Подбор литературному произведению подходящего названия. 76. Чтение отрывка из текста и распознавание автора слов, хозяина предмета и т. д. 77. Чтение предложения из литературного произведения, изменение порядка слов в предложении. 78. Чтение литературного произведения и определение его жанра. 79. Чтение литературного произведения и нахождение в нем слов, которые, на взгляд ученика, устарели. 80. Чтение литературного произведения и нахождение в тексте: *эпитетов;
*сравнений;
*олицетворений;
*метафор и т. д.
81. Нахождение в литературном произведении и изучение фразеологических оборотов. 82. Чтение литературного произведения и нахождение завязки, кульминации, развязки сюжета. 83. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению словам, записанным на доске. 84. Чтение в литературном произведении слов, к которым даны сноски. 85. Нахождение в литературном произведении и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения. 86. Чтение литературного произведения с выписыванием слов на заданную тему. Например, погода: гроза, зима, дождь. 87. Чтение литературного произведения и объяснение одним предложением значение слова (определение понятия). 88. Чтение литературного произведения и дописывание предложений словами из текста. 89. Чтение литературного произведения и вписывание в предложения с пропусками подходящих по смыслу слов. 90. Работа со словарями (толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов и др.). Виды деятельности учащихся на этапе обобщения изученного произведения: 1.Конкурсное чтение стихотворений.
2.Выполнение тестовых заданий к тексту литературного произведения.
3.Инсценировка (драматизация).
4.Чтение литературного произведения, придумывание продолжения или предыстории рассказа.
5.Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
6.Создание репортажа с места главного события литературного произведения.
7.Чтение и разгадывание (составление) кроссворда по тексту литературного произведения.
8.Создание коллективной работы по разделу. Например, дети находят произведения об осени, в которых указаны цвета, записывают эти произведения или отрывки из них на листе бумаги, предварительно раскрасив лист бумаги этим цветом.
9.Издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и др.).10.Составление отзыва о прочитанном литературном произведении.