Реферат на тему:РЕФЕРАТ по дисциплине: Методика научно-педагогического исследования, на тему: Личность педагога и его исследовательские способности


РЕФЕРАТ
На тему: Личность педагога и его исследовательские способности
По дисциплине: Методика научно-педагогического исследования
Содержание 
Введение ….............................................................................................................3
Личность педагога и его исследовательские способности………………...5
Требования к личности педагога…………………………………………….5
Педагогические способности учителя……………………………………....7
Методологическая культура педагога- исследователя……………………10
Заключение … …………………………………………………………………….12
Список литературы … …………………………………………………………...13
Введение
В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. Важным фактором для реализации этих требований выступает нацеленность будущего специалиста на профессиональное саморазвитие. Для обучающегося важно осознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками саморазвития как личностного, так и профессионального; навыками самостоятельной работы и общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть мобильным специалистом. В этой связи встает проблема совершенствования теоретической и практической подготовки педагогов. Профессиональное саморазвитие педагогов предполагает наличие у них сформированной профессиональной направленности на осуществление данного вида деятельности, способности к осуществлению профессионального саморазвития и развитость рефлексивных умений. 
Цели обучения в вузе все чаще интерпретируются как формирование у студентов умения самостоятельно "добывать" профессиональные знания, овладевать "способами деятельности через усвоение обобщенных характеристик усваиваемого материала", обобщенными представлениями о познавательной деятельности как целостной системе. Работа учителя предполагает продолжение профессионального самосовершенствования, самообразования, саморазвития. 
Профессиональное саморазвитие педагога представляет собой целостный, разворачивающийся во времени многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности педагога по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования.Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер -- это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Проблеме личностных качеств учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др. И хотя относительно набора этих качеств и их классификации у этих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы, они имеют сходную точку зрения на значимость профессиональных качеств. Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с профессионально-педагогической направленностью, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия профессионально значимых личностных качеств. Профессионально значимые личностные качества учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль.
Профессия педагога, деятельность которого направлена на развитие и формирование человека. По теории А.Н.Леонтьева, главное, что отличает эту деятельность от другой, это предмет, на который она направлена . Своеобразие педагогической деятельности в ее предмете, объекте труда - развивающейся личности воспитанника, ученика, находящегося в постоянных изменениях, характер которых определяется позицией педагога. На современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективного учителя», способного в условиях массового образования обеспечивать высокий уровень обучения, проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся. Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.
Какой должна быть личность педагога? Какими исследовательскими способностями должен обладать педагог?
Изучим теоретический материал и методическую литературу, определим какие требования предъявляются к педагогу, как к личности и выделим важные исследовательские способности, которые необходимы для саморазвития в профессиональной деятельности.
Личность педагога и его исследовательские способности
Требования к личности педагога
Самые передовые теории, оригинальные новации, современные системы и технологии, прекрасно составленные инструкции и разработки сами по себе не сделают педагогический процесс эффективным. Решающую роль в этом играет личность педагога. Именно через нее во многом преломляется воздействие мировой культуры и потенциала окружающей среды на растущего человека. Слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания...»  актуальны и сегодня.
Педагог – это творческая личность.
Педагогическое творчество предполагает наличие комплекса общих творческих качеств, характеризующих любую творческую личность независимо от рода ее деятельности: эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости и широты мышления, активности, волевых качеств характера, развитого воображения, умения прогнозировать и др.
Для творческой деятельности весьма существенны и выделяемые многими исследователями (Ф. И. Гоноблин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В. А. Крутецкий, А. И. Щербаков и др.) специфические педагогические способности и качества личности: педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, способность понять и принять воспитанника, педагогическая эмпатия, умение проектировать развитие личности ребенка и подростка, педагогический такт и др.Рассмотрим основные критерии, требования, предъявляемые к личности педагога.
Профессиональные требования к учителю:
1) общегражданские качества;
2) качества, которые определяют специфику профессии учителя;
3) специальные знания, умения и навыки по специальности.
Требования к творческой личности учителя:
Направленность, нацеленность педагога на развитие другого человека, желание помочь его становлению, стремление к поиску лучших решений в этой области.
Направленность личности педагога, на  гуманистические нравственные идеалы. Преданность гуманистическим идеалам, вера в человека, понимание его роли в развитии мира и его самоценности — основа таких определяющих качеств, как умение чутко улавливать требования времени, понять, а насколько возможно, и предвидеть социальный заказ, искать и находить эффективные пути и средства решения задач, встающих перед школой и образованием в целом. что прежде всего, выражается в отношении к личности растущего человека как к высшей общественной ценности.
Особая  педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда — воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребенка или подростка, вера в его возможности.
Глубокая и разносторонняя эрудированность педагога, его общей культуры, начитанности, широты интересов.
Развитые педагогические способности. Это важная составляющая личности педагога.
Таким образом, педагогическая деятельность предъявляет соответствующие ее особенностям требования к личности педагога и к его профессиональным качествам. Мера соответствия личностных и профессиональных качеств человека требованиям педагогической деятельности определяет его педагогические способности.
Педагогические способности учителя
Основой профессионализма учителя является научно-теоретическая и практическая компетентность. Содержание профессиональной готовности можно отразить в профессиограмме, которая отражает инвариантные, идеальные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
В. А. Крутецкий к качествам, определяющим специфику профессии учителя, относит дидактические, академические, коммуникативные способности, педагогическое воображение и способность к распределению внимания.
А. И. Щербаков в числе наиболее важных педагогических способностей определяет дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он считает, что в личностной структуре учителя должны присутствовать общегражданские качества, социально-перцептивные, нравственно-психологические, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки. К последним он относит:
1) общепедагогические (информационные, мобилизационные, ориентационные, развивающие);
2) общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские);
3) коммуникативные (общение с людьми разных возрастов);
4) самообразовательные (обобщение своих знаний и их применение на практике при решении педагогических задач и усвоении новой информации).
Цель педагогического образования заключается в постоянном общем и профессиональном развитии учителя, характеристиками которого являются:
1) высокая гражданская ответственность и социальная активность;
2) хорошее отношение к детям;
3) высокий уровень духовной культуры, коммуникабельность;
4) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, креативность мышления;
5) склонность к самообразованию и готовность к нему;
6) физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Современный учитель должен располагать сведениями о ее возможностях для решения социально-экономических, производственных и культурных задач, должен постоянно обновлять свои знания, быть в курсе последних исследований, открытий, теорий, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее общим параметром познавательной направленности личности учителя является диалектичность, которая проявляется в умении в каждом явлении выявлять противоречия.
Вообще под способностями понимают такие индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым обеспечивается успешное выполнение какой-либо деятельности и достижение высоких результатов при меньших затратах труда, а также успешное овладение определенной деятельностью.
Дидактические способности проявляются: 1) в возможности доступно, ясно, понятно преподнести учебный материал, в умении соответствующим образом трансформировать, самому перерабатывать учебный материал; 2) в наличии установки на учет психологических особенностей обучающихся, уровня их подготовки и возможностей в самостоятельном выполнении задания; 3) в умении организовать урок, подготовить учащихся к восприятию учебного материала, мобилизовать внимание и создать благоприятный эмоциональный настрой; 4) в умении перестраиваться по ходу урока в зависимости от складывающихся обстоятельств и, главное, особенностей усвоения учащимися текущего учебного материала.
Академические способности связаны с наличием способности к ориентации в содержании той научной области знания, к которой относится преподаваемый учебный предмет, с компетентностью в этой области, с широтой кругозора и наличием интереса к исследовательской работе.
Перцептивные способности — это способность педагога проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность воспитателя, которая позволяет ему понимать личность учащихся и малейшие изменения их состояния по незначительным внешним проявлениям в поведении и реагировании.
Речевые способности проявляются в умении учителя четко и ясно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь учителя должна быть обращена к учащимся, способствовать активизированию их мысли и внимания, быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной и т. д.
Организаторские способности — это способность педагога организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также умение правильно организовать свою работу: планировать ее, корректировать, контролировать, а также выработать у себя «чувство времени».
Авторитарные способности — это возможность педагога оказать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся, завоевать авторитет, суметь передать воспитанникам свою убежденность в чем-либо.
Коммуникативные способности — это способности педагога в организации общения с детьми, умение найти правильный подход и установить целесообразные взаимоотношения, соблюдать педагогический такт.
Педагогическое воображение выражается в способности предвидеть последствия своих действий, в проектировании и прогнозировании развития личности учащихся, в педагогическом оптимизме воспитателя, в его вере в человека.
Так же педагог использует и развивает общепедагогические умения, выделенные Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой и рядом других исследователей. Напомним кратко их содержание.
Конструктивные и близкие к ним прогностические и проектировочные умения объединяют умения отбирать учебно-воспитательный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями воспитания, проектировать личность школьника, отбирать педагогические средства, обеспечивающие достижение запланированных результатов.
Гностические умения помогают использовать литературу, изучать опыт передовиков и анализировать свой собственный опыт.
Выделяют также прикладные умения, связанные с реализацией художественных, спортивных и иных способностей педагога-воспитателя, а также с требованиями профессиональной работы (педагогическая графика, пение, владение техническими средствами, хореография и др.).
Важны для педагогического анализа и коррекции также рефлексивные умения — способность видеть себя со стороны, анализировать и оценивать свою работу, выявлять и исправлять ошибки, осознавать и закреплять успехи.
Наиболее полное описание педагогических умений приведено в работе А. К. Марковой. Она выделяет десять групп педагогических умений: 1) умения, связанные с формулированием и постановкой педагогических задач, их конкретизацией и предвидением результатов их решения; 2) умение работать с содержанием материала и его интерпретировать, осуществлять межпредметные связи, учитывать возможности и возможные затруднения учащихся; 3) владение психолого-педагогическими знаниями и их практическое применение; 4) знание приемов постановки и решения коммуникативных задач; 5) владение приемами достижения продуктивности общения (средствами общения, приемами риторики и т.д.); 6) реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочнение позитивной Я-концепции; 7) осознание перспективы своего профессионального роста; 8) умение охарактеризовать полученные учащимся знания, определять обучаемость, стимулировать стремление к самообразованию и самообучению; 9) умение оценивать воспитанность школьников; 10) умение интегрально оценивать свой труд, свой профессионализм'.Методологическая культура педагога- исследователя
Качество педагогических исследований, новизна, теоретическая и практическая значимость их результатов обусловлены уровнем развития методологической культуры педагога-исследователя.
Методологическая культура педагога-исследователя – это личностное образование, интегрирующее ценностное сознание исследователя, его методологическую компетентность (системные методологические знания; методологические умения; эвристичность, методологичность и рефлексивность научного мышления), персональный интеллектуальный стиль, обусловливающие методологически адекватное решение научной проблемы, создание нового научно-методического продукта и приращение научного знания.
Содержание методологической культуры педагога-исследователя составляют: ценностное сознание исследователя, обеспечивающее интеграцию рационально-логического и субъективно-иррационального аспектов в научном познании (ориентир на тот или иной идеал научности (естественнонаучный, технологический, гуманитарный); выбор проблемы и обоснование актуальности темы исследования; выбор философской концепции в качестве методологического основания проектирования теоретической модели объекта исследования, отражающей его сущностные признаки и идеальное состояние; интерпретация педагогических феноменов, их сущности и генезиса; выбор приемов аргументации при обосновании и конструировании теоретической, нормативной моделей исследования и др.).
Методологическая компетентность – качество педагога-исследователя, заключающееся в продуктивном и методологически адекватном определении решении научной проблемы. Процедура и результаты педагогического исследования должны соответствовать: 
Критериям научности (научно-познавательная цель; выделение специального объекта исследования; применение специальных средств познания – методов научно-педагогического исследования; однозначность терминологии (В.В. Краевский)); 
Методологическим принципам (объективности, единства сущего и должного и др.); 
Логике педагогического исследования (эмпирическая модель, теоретическая модель, аксиологическая модель, нормативная модель, проект деятельности (Е.В. Бережнова, В.В. Краевский));
Системе методологических характеристик (проблема, тема, актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, новизна, значение для науки, значение для практики); Гуманитарным ценностям (развитие человека как цель и ценность; нравственное, психическое и физическое здоровье воспитанника как ценность; способности, личностный опыт, субъектность воспитанника как ценность). 
Методологическая компетентность включает: системные методологические знания («научно-педагогическое исследование и его методологическое обеспечение», «специфика педагогического исследования как разновидности гуманитарного», «критерии научности педагогического исследования», «логика педагогического исследования», «методологические характеристики педагогического исследования как критерии его качества» и др.). 
Методологические умения включают: 
организационно-деятельностные (умения проектировать логику педагогического исследования: эмпирическая модель, теоретическая модель, аксиологическая модель, нормативная модель, проект деятельности; умения определять методологические характеристики: проблему, тему, актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотезу, новизну, значение для науки, значение для практики);рефлексивные (методологическая рефлексия педагогического исследования (процедуры, средств, результатов) с позиции методологических характеристик, например, новизны результатов, теоретической и практической значимости, логики, критериев научности; установление корреляции между методологическими характеристиками педагогического исследования, содержанием, выводами); инструментально-технологические (освоение и целесообразное применение методов исследования адекватных заявленным задачам, логике исследования: теоретических (моделирование, идеализация и др.), эмпирических (эксперимент, анкетирование, герменевтические и др. методы), математических и статистических; комплекс умений, связанных с диагностическим целеполаганием, определением критериев интеллектуального, творческого и т.д. развития субъектов образовательного процесса, продуктивности образовательной деятельности, педагогического взаимодействия; моделированием на основании уровневых характеристик (показателей) уровней развития определённого личностного свойства и др.);
содержательно- и формально-логические (освоение процедур идеализации, моделирования, анализа, синтеза, теоретического обобщения, классификации, систематизации, абстрагирования, прогнозирования, структурно-системного представления объекта исследования; умение корректно выстраивать понятийный аппарат исследования; однозначное, явное и ясное определение основных понятий; владение приемами аргументации).
Заключение
Есть много профессий на Земле. Но самая интересная, самая творческая, самая ответственная и важная профессия педагога. К личности которого, предъявляются сверх требования человеческого идеала. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.
Конечно, каждый из нас стремится соответствовать этим требованиям, поэтому приходится учиться всю свою жизнь. Ибо ни знания, ни опыт, ни природные данные не могут дать определенный набор личностных качеств, так как научно – технический прогресс не стоит на месте, постоянно происходит модернизация образования.
Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
К сожалению, не удалось охватить все педагогические способности, так как существует множество классификаций и взглядов, но самые распространенные личностные качества, и исследовательские способности удалось изучить.
Что же должно быть объектом осознания педагога в плане его профессионально-педагогической подготовки?
Во-первых: его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками,
во вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности,
в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого - человека, хорошо понимающего и любящего ребенка;
и в-четвертых обладать определенным уровнем развития методологической культуры педагога-исследователя. Самой сложной, прогрессивной и актуальной на сегодняшний день.
Список литературы
Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — С. 18—71.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М., 1972. — С. 238-246.
HYPERLINK "http://www.tinlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/vvedenie_v_pedagogicheskuyu_dejatelnost_shpargalka/p13.php" http://www.tinlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/vvedenie_v_pedagogicheskuyu_dejatelnost_shpargalka/p13.php//ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
HYPERLINK "http://studopedia.su/13_145984_metodologicheskaya-kultura-pedagoga-issledovatelya-sushchnost-urovni-metodi-formirovaniya.html//" http://studopedia.su/13_145984_metodologicheskaya-kultura-pedagoga-issledovatelya-sushchnost-urovni-metodi-formirovaniya.html// МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: СУЩНОСТЬ, УРОВНИ, МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
http://methodiks.ucoz.ru/index/lichnost_pedagoga_i_ego_prof_kachestva/0-441 //Личность педагога и его профессиональные качества
http://studopedia.ru/10_2637_lichnost-pedagoga-i-pedagogicheskie-sposobnosti.html//Личность педагога и педагогические способности
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00165447_0.html// Требования к личности и деятельности педагога и психолога.Козловская Оксана.Пенза 2011г.
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00382876_0.html// Личность учителя и её направленность
http://superinf.ru/view_article.php?id=374//Педагогические функции и умения учителя