СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5-7 КЛАССАХ

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5-7 КЛАССАХ
Алексеева Ирина Вячеславовна, учитель ИЗО
Министерство образования Саратовской области
ГБС(К)ОУ « Школа-интернат №4 VI вида г.Саратова»
Прежде чем начать эту работу, мне представляется необходимым определиться с терминами и уяснить для себя истинный смысл того сочетания слов, которые и составляют название моей темы: «Стимулирование творческой активности на уроках изобразительного искусства в 4-7 классах». За этими разъяснениями я обратилась к словарю Ожегова: «стимул» - побудительная причина, заинтересованность в совершение чего-либо, «творческий» - самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное, «активный» - 1. деятельный, энергичный; 2. действующий, развивающийся.
«Изобразительные искусства» - общее название искусств, воплощающих художественные образы на плоскости и в пространстве.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ЭТА ТЕМА?
Придя работать в школу-интернат, я занималась с детьми на кружке изобразительного искусства. Еще с института я приняла близко к сердцу фразу: «Сделать сносного рисовальщика можно из медведя, но быть творческой личностью, художником, он никогда не сможет. Я проводила занятия на интуитивном уровне, придумывая интересные темы, лишь приблизительно представляя конечный результат, понимая, что творчество, индивидуальное, личностное отношение к делу определяют художника и большого и малого. Все изменилось, когда я получила должность учителя рисования – увеличилось количество учеников, к тому же разного возраста. К моему удивлению появилась необходимость в систематизации и даже планировании процесса обучения, школа очень отличалась от изокружка, и, будучи «Врачом» программы, я обнаружила, что хорошо составленная программа облегчит мою работу и поможет систематизировать процесс обучения. Я начала искать ту систему занятий, которая бы удовлетворила интересы школы и давала бы простор для моих поисков и предпочтений.
Прежде всего, я уяснила для себя основную задачу школы; ее подколлектива: «Совершенствование работы по подготовке учащихся к посильной общественной и трудовой деятельности и их социальной адаптации».
Принципы обучения детей в нашем интернате:
Коррекционная направленность.
Практическая направленность.
Коммуникативная направленность.
Опора на семантику.
Развитие логического мышления.
Регулярная повторяемость.

Особенностями наших детей являются:
Нарушение ориентировки в пространстве и на плоскости.
Снижение способности формирования письма, графических и измерительных навыков.
Задержка темпа психоречевого развития.
Нарушения памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Нарушение слуха, зрения.
Олигофрения.
Следующим этапом было выяснение особенностей психофизического развития школьников среднего звена (11-15 лет) в контексте педагогического общения. Если у ребенка 8-10 лет ведущая деятельность определяется психологами как учебная деятельность и тип отношения со взрослыми определяется как «ребенок- учитель», то к 11 годам ребенка называют младшим подростком; у него формируются другие установки: Ведущая деятельность – общение сверстников, - формируются детские компании, дети ищут друга, который может понять, не осудить. В оценке самого себя ребенок рефлексирует, проявляет склонность к ведению дневника, ему необходимо «проговаривать» себя; дети часто обращаются к психологическим службам. Имеет место «подростковый кризис» - обидчивость, раздражительность, трудности в отношениях со взрослыми, упрямство, безразличие к оценке взрослых. Кризис связан с развитием самосознания, поиском ответа на вопрос «Кто я?» В этом возрасте ребенок подражает внешним признакам взрослости, идя зачастую по легкому пути – лексикон, одежда, курение, грубая сила и т.д. Так имеет место и интеллектуальная взрослость – стремление знать и уметь за пределами общей программы.
У ребенка-инвалида «подростковый кризис» накладывается на его особенности, перечисленные выше; как следствие – недостаток откровенного общения (затруднены коммуникативные функции, речевые; дети закомплексованы, стесняются, не умеют общаться).
Исходя из всего перечисленного, а также в связи с новыми задачами, которые стоят перед преподаванием изобразительного искусства на современном этапе:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Современная школа разворачивается в сторону внутреннего мира ребенка, готовит из него не рисовальщика, а творческую личность, способную к самовыражению и пониманию современных тенденций искусства.
Так же, исходя и из возрастных особенностей детей 4-7 классов, я вижу необходимость художественного творчества, как способа самовыражения, снятия психического напряжения. Даже не умея прорисовывать отдельные детали и предметы, можно выразить настроение в мазке кисти, динамике линий, в фактуре красочного слоя. На этапе подражания внешним признакам взрослости, моя задача научить пониманию красоты; умению самостоятельно мыслить, отличать хорошее от некрасивого; самокритике и положительной оценке себя, как неповторимой личности. Для интеллектуального развития особый интерес представляют нестандартные уроки, увеличенное количество творческих заданий, проблемные задания с обсуждениями, освоение новых изобразительных техник.
Обратясь к традиционной программе, я увидела, что «программа специальных общеобразовательных школ для умственно-отсталых детей» рассчитана на интенсивное развитие учащихся и имеет ярко выраженную коррекционную направленность обучения. При всех своих положительных сторонах, она воспитывает у учащихся пассивно-исполнительную жизненную позицию.
Эта программа не решает, по-моему мнению, задачу творческого развития личности ребенка, где особое внимание обращается на его воображение, фантазию, самовыражение с помощью доступных художественных средств.
Я ознакомилась с программами и методическими разработками для преподавания изобразительного искусства в школах с углубленным изучением предмета и в средней школе, где решаются задачи стимулирования творческой активности учащихся.
В этих программах и разработках детям и учителю дается возможность для простора фантазии; поощряются отход от шаблона; привнесение в работу собственных образов, настроений и суждений с помощью интересных тем, игр, нестандартных уроков, незаформализованности, поощряются неожиданный взгляд на привычное, введение новых техник изображения.
Возникает вопрос – почему бы не использовать в работе какую-либо программу целиком? Я думаю, что следует исходить из интеллектуальных особенностей наших детей и материальной оснащенности уроков в нашем интернате. Данные программы рассчитаны на большую палитру изобразительных средств, в первую очередь гуашевые краски, акварельные, восковые и пастельные мелки, сангину, уголь и т.д. и на хороший интеллектуальный уровень учащихся.
Изобразительная деятельность наших детей отличается:
- интеллектуальный пассивностью;
- сниженной способностью формирования графических навыков;
- нарушением ориентировки;
- снижением способности к аналитической деятельности;
- низкий уровень изобразительных средств.

У них отмечаются отклонения в области зрительных восприятий и моторики, неумение производить точные, согласованные движения, регулировать их силу, скорость, ритм. Все эти особенности не дают возможности обойти коррекционное направление и полностью заняться развитием творчества и эстетического воспитания.
Исходя из этого, я предлагаю модернизированный вариант государственной программы. Я изменяю и дополняю ее за счет введения блоков занятий и использования методик, позволяющих развивать творческую активность. Использованные программы и методические разработки в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Хорошие примеры современной коррекционно-воспитательной работы для младших (1-3) классов взяты мною из книги И.А. Грощенкова «Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе».
По мере развития необходимых навыков у школьников от 1 до 3 классов и далее, к более старшим классам, я предлагаю увеличивать количество заданий, стимулирующих творческую активность детей, дающих возможность самовыражения.
К большому сожалению, нам приходится рассчитывать пока лишь на исполнение работ графическими средствами – простой карандаш, цветные карандаши, школьные цветные мелки, фломастеры, тушь. Большая проблема с красками – акварель плохого качества, мизерное количество гуаши при отсутствии белил. Как известно, качество творчества находится в прямой зависимости от качества и разнообразия материалов, доступных каждому учащемуся.
На данном этапе в моей работе существует ряд недостатков, которые я стараюсь преодолеть:
недостаток системных графических умений;
недостаточное внимание учащихся к аккуратности и тщательности выполнения заданий;
не всегда удается должным образом настроить всех учеников на достижение общей задачи;
не каждому ученику удается внушить важное место моего предмета в системе его образования.
Результат, который я хотела бы получить к окончанию курса обучения изобразительному искусству в нашей школе:
- я бы хотела, чтобы мои уроки помогли ребятам, а в дальнейшем и взрослым людям, в их социальной адаптации;
- чтобы мои ученики могли находить выход из своих переживаний через посильное для себя самовыражение через художественное творчество;
- чтобы через положительное видение мира и себя в нем, они могли через свои работы нести радость людям, их окружающим.
Из опыта моей работы:
В самом начале работы в школе-интернате, занимаясь на кружке «Веселая палитра», я столкнулась с неожиданными для себя проблемами. В отличие от здоровых детей, которые с удовольствием рисуют, радуются новому и отличаются любознательностью, мои первоклассники оказались очень закомплексованными, пассивными, обидчивыми, они рисовали только то, что умели, с большим нежеланием принимая новые темы.
Яркая негативная реакция следовала за показом картин художников и хороших работ перед новой темой – у детей, как бы «опускались руки», я слышала фразы: «Я так не умею! Ничего не буду делать! Не хочу рисовать!», часто с парты летели альбомы и карандаши, рвались листки. Они не воспринимали сравнений, которые были явно не в их пользу.
И тогда я предложила детям нарисовать существо, которого никто и никогда не видел, каждому свое. Сюжеты из мультфильмов, роботы и тому подобное не принимались. Такая задача уравнивала детей (нынешний 5й класс) между собой – сравнение стало как бы невозможным, а их личность, их воображение стало единственной ценностью.
Результаты были потрясающими! Маски, которые получились из нарисованных существ, удивляли и приводили всех в восторг.
Из учителя-диктатора – «рисуем только то, что я велю!», я стараюсь «превратиться» в учителя-сотрудника, приветствующего всякое проявление личности. Зачастую изображенные предметы и персонажи не всегда понятные другим детям, да и мне (Рома Меньшиков, Артем Рыкунов, и т.д.) – я стараюсь выслушать маленького автора, быть ему сопереживателем. Мы стареемся обсуждать, защищать работы – детям это нравится.
Часто дети сами предлагают интересные темы для уроков (Рома Меньшиков – «Автопортрет», «Красивые, яркие кушанья») – я стараюсь находить возможность для их реализации на уроках.
На уроках мы разговариваем на темы человеческого бытия, определяем значения слов и понятий, а затем отражаем это в рисунках – темы «Слова-символы», «Земля, о которой мечтают люди», «Какого цвета характер человека, сущность явления», «Какая линия выражает разные понятия («покой», «движение», «упрямство», «полет», «раздражение»).
Любят ребята темы-контрасты – «Добро и зло», «Сад доброй феи и сад злого колдуна»; особенное место занимают темы-фантазии - «Космос», «Мой сон», «Страна мечты – страна каникул», «Глаза цветов», «Фантастический зверь».
Показ работ ребенка его родителям – огромный стимул – пример Меньшиков Рома. Этот неряшливый, вечно несобранный ребенок поразительно раскрывается в своем творчестве, его фантазии – настоящий фейерверк неожиданных, красивых и благородных решений. Бабушка очень довольна таким открытым пристрастием внука, а он весь светится и рисует, и сочиняет без конца.
Нравится ребятам расписывать дощечки, рисовать декорации к спектаклям, участвовать в выставках.
Я заметила, что 5й класс в творческом развитии опережает 6й. Они быстрее схватывают суть темы, больше интересуются своей работой, ее оригинальностью, чем оценкой за нее в журнале. Это лишний раз доказывает то, что чем раньше начать развитие творческих способностей в детях, тем они самостоятельнее и активнее проявляют себя в творчестве.
«Ожидание открывающейся тайны стало уверенностью. Стены обыденной жизни раздвигаются, и я вижу, что за ними мир: многообразный, широкий, прекрасный. Дойду ли я, дойдем ли мы вместе – не знаю, но мы идем»
Иван Ефремов, «Лезвие бритвы»
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Список литературы
«Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей». Министерство просвещения.
«Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе». И.А. Гращенков.
«Изобразительное искусство и художественный труд» - программы средней образовательной школы. Разработ. под рук. Неменского Б.М.
Программы для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» - рук. Шпикалова Т.Я.
«Программа художественного творчества 1-3 кл.» А. Гладковой, В. Кузнецовой.
Журналы «Юный художник» и «Декоративное искусство».
«Детская картинная галерея» Ж. Агамирян.
«Изобразительное искусство в 1 классе» - Т.Я. Шпикалова.
15