Открытое занятие на тему:Осетинский костюм


Министерство образования и науки РСО-Алания
Центр развития творчества детей и юношества «Заря»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА : «Осетинский костюм»
Дата проведения:30.10.2015г.
Время проведения: 17.20
Педагог дополнительного образования
Балаева И.А.
Владикавказ 2015 г.
Тема открытого занятия
«Осетинский костюм».
Цель:
- познакомить обучающихся с историей осетинского костюма.
Задачи:
Образовательная:
- обучать детей названиям элементов женского и мужского костюма.
Воспитательная:
- приобщать детей к осетинской культуре и быту.
Развивающая:
- развивать знания истории костюма осетин.

Тип занятия:
- комбинированный.

Методы:
- словесный, показ костюмов, просмотр видео материала.
Оборудование:
- проектор, экран, национальные костюмы.
План занятия:
Организационная часть.
Вступительное слово.
Изучение нового материала (видеоматериал).
Демонстрация наглядных пособий (осетинских костюмов).
Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие.
Контроль посещаемости.
Проверка готовности к занятию.
Вводный инструктаж.
Цели и задачи занятия.
2. Вступительное слово
Дети, сегодня мы с вами проведем занятие на тему: «Осетинский костюм». Конечно, вы все видели, как выглядит женский и мужской костюм, но историю его мало кто знает.
3. Рассказ об истории осетинского костюма
Мужской костюм
Национальная мужская одежда осетин состояла из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. На тело надевалась туникообразная рубашка (хадон) с широкими рукавами, прямым разрезом на груди и без воротника. Поверх рубашки надевали бешмет (курат) длиной ниже колен, плотно облегавший тело до поясницы, а ниже поясницы спускавшийся свободными складками. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы. К бешмету пришивался стоячий воротник. На концах рукавов и спереди до пояса бешмет застегивался мелкими пуговицами из тесьмы и петлями из нее же. Бешмет шили преимущественно из черной или белой ткани . Степень достатка горца нередко определялась по его черкеске из дорогого фабричного сукна (скалад цухъхъа) и имевшимся на ней богатым украшением. Черкеска бедняка шилась, обычно, из грубой серой домашней ткани (цъах цухъхъа).
Для верховой езды черкеска делалась более короткой. На каждой стороне груди черкеска имела от шести до десяти газырей (барцыта). Они делались, в основном, из дерева и кости. Богатые осетины отделывали газыри серебром и золотом. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные часто серебром. Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) - накидка с широкими плечами, часто длинная до пят; на шее она завязывалась или застегивалась на пуговицы.
С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постелью.
Большим разнообразием отличались головные уборы. Летом осетины носили войлочные шляпы (нымат худ), обычно белого, серого или черного цвета, с большими полями, которым придавали самую различную форму. Особенно славились тонкие войлочные шляпы из белого козьего пуха (тинтычъи худ), считавшиеся праздничными. Зимним головным убором служили большие овчинные и барашковые шапки (уалдзарм худ). Кроме того, к традиционным головным уборам осетин относился башлык.
Парадная обувь мужчин делалась из мягкого черного сафьяна. Она состояла из чувяк (хадбын дзабырта) скроенных из цельного куска ноговиц (зангайтта) или же из мягких сапог того же покроя, что и чувяки (хадбынта). Обувь эта украшалась национальным орнаментом, вышитым золотой или серебряной ниткой, а иногда аппликацией из кожи. Ноговицы подвязывали специальными ремешками (зангбаттанта) и имели у богатых золотые или серебряные украшения. Такую обувь шили обычно на глаз с расчетом, что сафьян растягивается, и надевали ее на голую ногу, причем перед этим обувь внутри смачивали водой и смазывали мылом. Сафьяновая обувь была красива, изящна и удобна для верховой езды, но для ходьбы непригодна, так как быстро изнашивалась. Обычно к ней пришивали подошвы из коровьей или телячьей кожи.
Женский костюм
Осетинский традиционный женский костюм ничем существенно не отличается по своему покрою от мужского. Отличие проявлялось в большем количестве украшений на женских головных уборах.
Верхней одеждой женщин был длинный бешмет без воротника с вшитыми суживающимися рукавами. Он был покрыт сверху желтой шелковой материей, простеган вручную сверху донизу полосами. Бешмет имел подкладку из фабричной ткани того же цвета. Он застегивался на груди до пояса семью пуговицами (агънаджыта) из черной шелковой тесьмы. Концы рукавов имели прямые разрезы, которые застегивались такими же пуговицами. Бешмет сшит, подобно черкеске, по фигуре со сборами на талии. Под бешметом надето платье, не отличающееся от него по покрою, шилось оно из менее качественной фабричной материи на подкладке по длине бешмета также без воротника. Платье это, представляющее собой один из типов распашной одежды, застегивался четырьмя пуговицами из шелковой тесьмы. Под ним была надета нательная рубашка из красной фабричной материи с круглым вырезом на шее, прямым небольшим разрезом на груди и длинными рукавами. Ворот, разрез и края рукавов ее обшиты полосой из шелковой материи другого цвета.
Необходимой принадлежностью праздничного костюма девушки и молодой женщины (до рождения первого ребенка) была невысокая круглая бархатная или шелковая шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном. Шапочка эта известна также адыгам и очень напоминает древний аланский женский головной убор.
Головной убор осетинки менялся с ее возрастом. Девушка дома и во дворе могла ходить без головного убора; собираясь на танцы или в путь, она накидывала легкую шаль, под которую обычно надевала шапочку или белую вязаную шелковую косынку. После выхода замуж она уже нигде не имела права появляться без головного убора.
Украшения осетинок не отличались особым богатством. Женщины из более состоятельных семей носили золотые и серебряные кольца, серьги, ожерелья и дорогие бусы. Надевали украшения, придерживаясь определенной традиции. Бусы, например, надевали на девочку через год после рождения, а кольца — когда она выходила первый раз на танцы. Со стремлением придать фигуре девушки более стройный и изящный вид, было связано и ношение ею, начиная с 10 — 11 лет и до дня свадьбы, особого нагрудника-корсета (калынкарц) из сафьяна или фабричного полотна.
4. Демонстрация национальных костюмов.

5. Подведение итогов занятия.
Итоги занятия, домашнее задание.