МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИ СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСОКЙ КУЛЬТУРЫ



методика проведени спортивных игр на уроках физичесокй культуры
Автор: учитель физической культуры:
Сазонов Александр Владимирович

Содержание
Аннотация3

Введение.... .4
Основная часть 6
Заключение 17
Библиографический список 19 АННОТАЦИЯ

Методическая разработка «Методика проведения спортивных игр на уроках физической культуры» посвящена проблеме физического воспитания учащихся, с помощью которой достигается цель формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. В данной методической разработке рассматриваются общие закономерности процесса обучения, виды игр, правила и элементы игровой деятельности. Методическая разработка может быть полезна учителям физической культуры, инструкторам по физической культуре и спорту.





















ВВЕДЕНИЕ
В условиях модернизации образования, необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся, формирования физической культуры личности требуются новые подходы к организации и построению процесса физического воспитания. Поэтому особое значение я уделяю на уроках физической культуры спортивным играм, пропаганде здорового образа жизни.
Актуальность данной работы заключается в возрастающей роли спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимого и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений и навыков; физкультурное общее образование, направленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравственных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других. Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности я объясняю, во-первых, их спецификой; во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм учащихся, развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков; в-третьих, доступностью для школьников различного возраста и подготовленности; в-четвертых, эмоциональным зарядом; в-пятых, спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.
Спортивные игры я провожу на уроках физической культуры с учащимися 5-11 классов. Это баскетбол, волейбол, футбол.
Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий, приемов игры. Необходимо
выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) отсюда требование надежности, стабильности навыков и т.д. В командных играх соревновательную деятельность ведут нескольких спортсменов и многое зависит от согласованности их действий от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником. Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания и т.д.). В играх это только своеобразная первая ступень «технико-физическая». Нужна еще и организация действий школьников индивидуальных, групповых и командных как способа реализации технико-физического потенциала в специфической для игр соревновательной деятельности.
Основным критерием эффективности соревновательной деятельности в спортивных играх служит победа над соперником.
ОСНОВНАЯ ЧАТЬ
Особенности спортивных игр определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта. Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только конкретной игре соревновательных действий приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игровых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определенное место площадки соперников и не допустить такового в отношении себя. Это определяет единицу состязания блок действий типа «защитанападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т. п. В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный учащийся, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо школьник ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и учащийся в индивидуальных видах спорта.
Такая специфика командных игр определяет ряд требований к школьникам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой учащегося на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команд (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженно команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков. Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в командных играх. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств. В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания, естественно, при соответствующей деятельности тренеров воспитателей, педагогов и др.
Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограничении времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.
Спортивные игры на уроках физической культуры имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменений условий деятельности.
Деятельность играющих подчинена правилам игры, регламентирующим их поведение и отношение. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр. Некомандные игры можно подразделить на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры распадаются на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочередным участием (эстафеты).
Командные игры различаются и по форме единоборства играющих. Существуют игры без вступления в соприкосновение с «противником» и с вступлением с ним в борьбу. Более детальная классификация игр основывается на их делении по двигательным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными движениями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и другими предметами; с сопротивлением; с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам). Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.
Игры учащихся 5-8-х классов заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по количеству, они в то же время значительно усложняются по содержанию. Эти изменения объясняются особенностями
возрастного развития. В связи с глубокими перестройками в организме подростка несколько замедляется непрерывное совершенствование его двигательных функций. Расстройство координации часто сопровождается некоторыми ухудшениями деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма. Наблюдающееся в ряде случаев повышение возбудимости центральной нервной системы происходит вместе с увеличением силы тормозных процессов и функциональным созреванием головного мозга. Это отражается на психике подростков, поведение которых отличается неустойчивостью, резкими сменами настроения, внезапностью решений, В этом возрасте проявляется зрелость и самостоятельность мышления, объясняющаяся усилением роли второй сигнальной системы, подросткам становится доступной сложная тактика командных игр. В их игровой деятельности еще много элементов, характерных для предшествующего возрастного периода (приверженность к сюжетным играм, конфликтность в коллективе, острота реагирования на результат игры и), но гораздо больше новых качественных изменений. Подростков интересуют игры со сложными сюжетами, отражающие дух героической романтики и открывающие возможности для самостоятельной творческой деятельности в игре. Их захватывает процесс сложного тактического единоборства. Постоянное стремление к соревнованию объясняет то предпочтение, которое подростки отдают спортивным играм и играм, близким к ним по содержанию. Их интересуют также сложные эстафеты с преодолением препятствий, игры типа «задания» (где способ действия выбирают сами участники), игры с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью. Интенсивность и продолжительность игр у подростков гораздо больше, чем у младших школьников. Поэтому в играх, требующих большого нервного и физического напряжения, нужно особенно тщательно следить за реакцией играющих, не допускать их перевозбуждения и усталости. Хотя в этом возрасте мальчики и девочки по-прежнему часто играют совместно, но в их игровой деятельности резко обозначаются свои отличия. Девочек больше привлекают игры, требующие ловкости и точности движений, особенно игры с ритмикой, ганцами, хороводами.
Юноши и девушки 1617 лет достигают высокого уровня физического развития и обладают большим двигательным и игровым опытом. Здесь на первый план выдвигается спортивная подготовка. Использование подвижных игр помогает решению этой главной задачи. Играя, юноши и девушки главное внимание сосредоточивают на тактике и результатах своих действий. В выборе тактики и путей достижения победы они проявляют большую самостоятельность. Многие из них с удовольствием берут на себя роль руководителя, капитана команды. Юношей больше интересуют игры, в которых можно проявить силу и ловкость. Всевозможные эстафеты, игры с сопротивлением, со сложными заданиями на координацию, ловкость и быстроту действий пользуются среди них особой популярностью. При проведении игр с юношами и девушками следует помнить, что процессы формирования их организма еще не закончены. Поэтому важно правильно подбирать игры и регулировать нагрузку. Несмотря на то, что интенсивность игровой деятельности можно значительно увеличить, она все же не может быть такой, как для взрослого человека.
Методика проведения спортивных игр определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения спортивным играм. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю.
Организуя обучение, я стремлюсь:
воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.
Методика обучения спортивным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Ее эффективность тесно связана с реализацией дидактических принципов. Выдвижение на первый план задач воспитания занимающихся вытекает из основных положений педагогики, главная цель которой воспитание подрастающего поколения. Перед играющими необходимо каждый раз ставить образовательные задачи, соответствующие трудностям предстоящей игры. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения. Важное условие успешной игровой деятельности заключается в ясности понимания содержания и правил игры. Это достигается наглядностью объяснения. Краткий, образный рассказ сюжета игры при необходимости дополняется показом отдельных приемов и действий играющих. Объяснив главное, руководитель начинает игру. Первая попытка позволит ему проверить, как дети поняли игру. Если необходимо, то игру сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях игру останавливают для введения мелких правил и исправления ошибок сложной игры. Это только лишняя трата времени. Рекомендуется объяснять игру в несколько этапов:
1 ознакомление с игрой (название, основной сюжет, основные правила).
2 дальнейшее изучение правил.
3 внесение изменений в содержание и правила игры.
Если первые два этапа непосредственно могут следовать один за другим, то последний можно отнести на последующие занятия. Объяснение полезно проверить на месте игры, расставив играющих и распределив роли.
Начинать "обучение целесообразно с простых некомандных игр. Затем нужно перейти к переходным играм и, наконец, к сложным командным играм. Трудность игровых действий нарастает вместе с усложнением отношений между играющими. Более тонкие различия определяются трудностью игровых действий, их двигательным содержанием. Поэтому преподаватель всегда должен учитывать особенности подготовленности всей группы и отдельных учеников, подбирать игры и роли в соответствии с возможностями занимающихся. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь, пока занимающиеся потеряют интерес к известным играм. Важно правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая игра должна как бы «вырастать» из игры старой, хорошо известной. Это облегчит усвоение и будет способствовать закреплению навыков и умений.
Практическая деятельность учителя включает элементы:
выбор игры,
подготовка места и инвентаря,
организация играющих,
объяснение игры,
руководство игрой,
подведение итогов.
Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с ее выбора. При этом учитывается состав группы, форма предстоящего занятия и место проведения. Для каждой игры существует оптимальное число участников. Форма занятий также предъявляет свои требования. То, что пригодно для урока, не подходит для перемены и т. д. Значительно влияет на выбор игры место проведения. В малом зале нельзя проводить игры,- которые требуют неограниченной площадки. Точно так же нельзя провести игру, для которой нет необходимого инвентаря. Поэтому руководитель должен обладать большим запасом игр, уметь их видоизменять и приспосабливать к конкретным условиям.
Подготовка места и инвентаря предусматривает: уборку помещения, расстановку снарядов, разметку площадки, подбор инвентаря, отличительных знаков и пр. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние занимающихся, вызывает желание быстрее начать игру. Подготовка должна быть заблаговременной и тщательной. К ней полезно привлекать детей.
Организация играющих включает в себя их расстановку при объяснении, выделение водяных, капитанов и помощников, распределение по командам.
Выбирать водящих и капитанов можно различными способами: а) по назначению руководителя; б) по выбору занимающихся; в) по результатам предыдущих игр; г) по жребию. Применение того или иного способа определяется конкретной обстановкой. Важно правильно распределить силы играющих по командам. Для этого можно воспользоваться расчетом, фигурной маршировкой, выбором капитанов назначением руководителя. Помощники могут оказать большую пользу преподавателю. Особенно важно иметь помощников в играх, требующих сложного судейства. В этой роли дети могут быть судьями, счетчиками очков, времени, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры. Помощниками часто назначают детей
с ослабленным здоровьем и учеников, наиболее авторитетных среди ребят. Надо специально подготавливать организаторов игр с первых лет обучения в школе.
Объяснение. Объяснять игру лучше в том построении, из которого она будет начинаться. При этом преподаватель должен занять такое место, с которого все бы его видели и слышали. Объяснение игры не следует затягивать. Многословность здесь вредна: дети с нетерпением ждут начала игры и с трудом выслушивают преподавателя. Рассказывать нужно живо, образно. Это особенно важно в имитационных играх детей младшего возраста. Рассказ, дополняемый иногда показом, должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать детей, вызвать стремление к активному действию.
Руководство игрой это самый трудный и вместе с тем решающий момент всей работы преподавателя. Только правильное управление ходом игры позволит достигнуть предполагаемого педагогического результата. В руководство игрой входит: 1) наблюдение за действиями участников и коллективов; 2) исправление ошибок; 3) указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий; 4) пресечение проявлений индивидуализма, грубости и прочего неправильного отношения к товарищам; 5) регулирование нагрузки; 6) стимулирование необходимого уровня соревнования на протяжении всей игры. Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога, основанное на его умении видеть и понимать ход игры. Чтобы следить за игрой, руководитель должен видеть в каждый момент всех участников игры. При проведении сложных игр с большим количеством участников следует привлекать судей- помощников, а преподавателю наблюдать за всем ходом игры. Направляя игровую деятельность, руководитель помогает правильно выбирать способы решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творчества играющих. Их ошибки необходимо своевременно исправлять, не давая им закрепиться в привычные формы поведения. Обычно для этого достаточно руководителю вмешаться в процесс игры. Исправления могут быть сделаны по ходу игры и во время специальных ее остановок. В момент остановки все играющие должны оставаться на местах, где их застал сигнал руководителя. Кратко объясняя ошибку, нужно показать правильное действие. Иногда руководителю следует самому включаться в игру, чтобы показать, как нужно правильно действовать в таких ситуациях. Когда же этих приемов оказывается недостаточно, приходится давать специальные упражнения, объяснять действия на доске, макете и т. д. Под влиянием высокой эмоциональности условий соревнования в поведении играющих часто появляется возбудимость, влекущая за собой поспешность действий, нарушения дисциплины и этики. Преподаватель обязан предупреждать эти проявления и систематически воспитывать у занимающихся умение контролировать свои поступки, подчинять их интересам коллектива и при этом с уважением относиться к товарищам по команде и противнику, играть честно, соблюдая все правила игры. В решении этих задач особенно велика роль судейства. Вмешательством в игру и требовательностью к соблюдению правил судья удерживает ход игры в необходимых рамках. Авторитет судьи может быть высоким, если его решения будут быстрыми, уверенными и понятными ребятам. Высокая требовательность к играющим обязательна, она придает игре особую чистоту и позволяет каждому участнику полнее себя проявить.
Определение результата игры должно быть простым. Но во многих играх нельзя ограничиваться только подсчетом очков, сантиметров, секунд. Нужно обязательно учитывать правильность действия играющих. Это стимулирует приобретение наиболее полноценных навыков и умений. Ошибки в выполнении обычно приравниваются к секундам, метрам, как штрафные очки, которые суммируются с общим результатом. Подсчет результатов должен быть наглядным, Для этого нужно голосом или с помощью специального счетчика систематически сообщать изменения в счете и времени игры. Сигнализация в судействе имеет важное значение.
Можно подавать сигналы голосом, хлопком, флажком, но чаще всего свистком. Выбор способа определяется характером игры и составом играющих. Пользоваться свистком нужно лишь в играх большого соревновательного накала. Следует помнить, что излишне громкие свистки не желательны.
Помимо карающих мер руководитель должен пользоваться и мерами поощрения: назначать дополнительные очки за качество выполнения, предоставлять лучшим командам некоторые преимущества, выделять лучших на роль капитана, судьи-помощника и т. д. Одна из важных задач руководителя дозирование нагрузки в игре. Высокая эмоциональность игровой деятельности затрудняет контроль за своим состоянием. В результате легко может возникнуть состояние перевозбуждения и утомления. При появлении выраженных симптомов усталости (пассивность, нарушение в точности и контролируемости действий, побледнение и пр.) необходимо снижать нагрузку. Регулировать ее можно различными методами:
сокращением длительности игры;
введением перерывов;
изменением количества играющих;
уменьшением величины игровой площадки;
изменением правил и сменой ролей играющих.
Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание игры может привести к потере интереса и утомлению играющих. Преждевременное и особенно внезапное окончание игры вызывает неудовлетворенность. Нужно стремиться, чтобы к концу игры были достигнуты поставленные цели. Тогда игра доставит удовольствие и вызовет у занимающихся желание повторить ее. Организованному окончанию игры следует придавать серьезное значение. Остановив играющих, руководитель подсчитывает результаты и объявляет победителей. После этого он проводит разбор игры: оценивает результаты, разбирает ошибки играющих, отмечает положительное и отрицательное в их игре, объясняет наиболее целесообразные способы игровых действий. При этом полезно отметить лучших водящих, капитанов, судей, обратить внимание на нарушения дисциплины и порядка. Очень важно, чтобы в уроке игры правильно сочетались с другими упражнениями. Поэтому, продумывая содержание урока, руководитель должен не только определить соответствие игры данной части урока, но и найти ей место среди других упражнений.
Для подготовительной части урока характерны игры, направленные на развитие внимания, быстроты реакции, ориентировки. Продолжительность этих игр не должна быть большой. Игры на внимание проводятся в самом начале урока.
Для основой части подбираются игры, способствующие закреплению и совершенствованию изучаемого материала. Нагрузка в этих играх может быть значительной. Как правило, игры проводят в конце основной части, на них приходится вершина физиологической кривой урока. Игры, включаемые в заключительную часть урока, помогают снизить нагрузку, сохранить у занимающихся приятное впечатление об уроке.
При составлении конспекта урока название игры и ее описание (вместе с чертежом поля и расстановкой играющих) заносится в раздел «содержание». В разделе «дозировка» указывается предполагаемая длительность игры. В соответствующую графу конспекта вносятся организационно-методические указания.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе спортивных игр развиваются разнообразные движения и действия, обычно выполняемые на свежем воздухе, т. е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывающих на играющих оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека и служат полезным средством активного отдыха. Известно, что чем разнообразнее и интенсивнее движения, тем значительнее и активнее изменения, вызываемые ими в функциях органов и систем организма. Это многостороннее влияние спортивных игр на организм человека весьма существенно. У занимающихся в зависимости от интенсивности игровой деятельности потребление тканями кислорода увеличивается примерно в 810 раз по сравнению с состоянием покоя. Такая усиленная потребность в кислороде вызывает значительные изменения в дыхании и кровообращении: пульс учащается, частота дыхания возрастает. При этом у тренированных игроков работа сердечно-сосудистой системы и органов дыхания становится более экономной, лучше обеспечивается запрос организма в кислороде и питательных веществах. Значительные изменения происходят и в двигательном аппарате занимающихся. Укрепляется костная система, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц, движения приобретают необходимую для деятельности непринужденность и ловкость, обмен веществ улучшается. Сердечнососудистая и дыхательная системы лучше обеспечивают потребность тканей в кислороде и питательных веществах.
Наиболее значительное влияние оказывают спортивные игры нацентральную нервную систему. Быстрота выполнения движений, частаясмена их формы, изменение интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы и подвижности, возбудимости и лабильности всей нервной системы.
Занятия спортивными играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. Под влиянием систематических занятий играми увеличивается поле зрения играющих, их организм лучше переносит быстрые перемены в положении тела, у них развивается точность движений.
Спортивная борьба в играх интересна не только для участников, но и для зрителей: Наблюдая за ловкими, быстрыми действиями играющих, некоторые зрители увлекаются игрой и включаются в систематические занятия.
Спортивные игры содействуют воспитанию целого ряда таких положительных навыков и черт характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, чувство патриотизма, взаимопомощь, уважение своих партнеров и противников, сознательная дисциплина.
Итак, спортивные игры имеют воспитательное, оздоровительное и агитационное значение. Однако занятий ими недостаточно для полноценного, гармонического развития организма. Чтобы успешно содействовать укреплению здоровья и всестороннему физическому развитию, игрокам необходимо заниматься гимнастикой и другими видами спорта.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Участие детей и подростков в разнообразных спортивных играх - один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков.
Поэтому спортивные игры я рассматриваю как эффективное средство решения задач физического, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Библиографический список
1.Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.,2001
2.Спортивные игры и методика преподаваниях / Под редакцией Ю.И. Портных.- М.,2002
3.Спортивные игры / Под ред. В.Д. Ковалева. - М.,2001

4.Галийкий А., Переплетчиков Л.Путешествие в страну игр.-М.,2005г.

5.Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Спортивные игры.-М,2002г.
6.Ковалева В.Д.Спортивные игры.-М,1988г.
7. Седашов О.А. Правила игры в мини-футбол: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2003. – 55 с.
8.Спортивные игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О. Листова. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 276 с.
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с
9. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. заведений /Ю.Д.Савин и др., Под ред. Ю.Д.Железнякова, Ю.М. Портнова.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 400 с.
10.Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие /Сост. Б.И. Мишин.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.- 526, (2) с.- (Настольная книга)
11.Фетисова С.Л. Теория и методика преподавания спортивных игр: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 155 с.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Oђ Заголовок 315