Технологическая карта урока по биологии Видоизменения побегов


Томская область
Администрация закрытого административно-территориального образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»
636037, Томская область, г. Северск, ул. Калинина, 72, тел./факс 56-03-05, 56-12-75.
Урок биологии по теме
«Видоизменения побегов»
Класс: 6
Разработчик: Мычко Т. П.,
учитель биологии
2017
Технологическая карта урока
Класс: 6
Тема урока: Видоизменения побегов
Цели:
Деятельностная:
Формирование умения выявлять взаимосвязи между особенностями строения и приспособленности растений к условиям среды обитания. Способствовать развитию умения анализировать и обобщать материал о биологическом и практическом значении растений.
Обучающая:
Формирование знаний о видоизмененных побегах: луковицах, корневищах, клубнях.
Задачи:
Образовательные: рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
Развивающие: развить умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищем растений), умение анализировать, сравнивать, обобщать. Наблюдать и устанавливать черты сходства. Продолжить формирования навыков проведения лабораторных исследований.
Воспитательные: продолжить развивать интерес к изучению биологии. Способствовать формированию научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира.
Ресурсы урока:
Учебник: Биология, 6кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2014.
Техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор.
Учебные материалы: презентация, лабораторное оборудование (скальпель, пипетка, раствор йода, клубень картофеля, луковица, корневище сансевиеры), раздаточный материал (карточка с тестовой работой, лист самооценки, инструкционная карточка). Технологии и методы работы: практический метод, частично-поисковый, эвристическая беседа
Этапы занятия
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяРезультаты
(УУД)
организационный Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Организация внимания. Мотивация на учебную деятельность. Приветствуют учителя. Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Личностные: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия
введение в тему Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. В парах определяют цели и выдвигают задачи урока. Формируют общую цель и задачи. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему. Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности.
Коммуникативные: проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в паре. Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.
актуализация знаний Организует контроль знаний. Проводит письменную проверку с использованием раздаточного материала. Организация взаимопроверки и самопроверки. Выполняют тест (приложение 1). Проводят взаимопроверку и самопроверку (слайд №1). Регулятивные: Осуществлять само - и взаимопроверку. Проводить коррекцию в случае расхождения с эталоном.
изучение новой темы Формулирует задание. (Слайды 2-6). Проводит инструктаж по ТБ. Планирует и организует работу в парах, консультирует работу с инструкционной карточкой и проведение опытов. Следит за соблюдением правил ТБ.
Организует обсуждение результатов. Изучают новый материал, используя учебник §10. Выполняют в паре лабораторную работу по плану (приложение 2), заполняют лист с заданиями. После каждого опыта, сравнивают и корректируют свои результаты с демонстрационными (слайды 7-9). Предметные: выявлять сходство в строении подземных и наземных видоизмененных побегах, а также их различие; Общеучебные:
извлекать необходимую информации, проводить анализ объектов с целью выделения признаков; Логические: классификация объектов, подведение под понятия;
Коммуникативные
сотрудничество с учителем и партнером.
обобщение и систематизация Организует обсуждение результатов работы, выполнение поставленной цели, значимости и возможности применения новых знаний в хозяйственной деятельности. Формулируют и записывают вывод. Отвечают на вопросы учителя. Логические: установление причинно – следственных связей, формулирование доказательств. Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели;
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.
рефлексия Организует заполнение листа самооценки. Заполняют лист самооценки (приложение 3). Регулятивные: оценка результатов своей работы, соотнесение результата деятельности с целью урока.
итоги урока, домашнее задание Разъяснение домашнего задания (слайд № 10). Запись домашнего задания. Приложение 1
Стебель
1. Чечевички выполняют функцию:
  А) защищают от пыли Б) участвуют в газообмене
  В) замедляют испарение воды Г) защищают от бактерий
2. По каким сосудам перемещается вода с минеральными веществами?
А) кожица Б) кора
В) сосуды древесины Г) ситовидные трубки
3. Прирост какой части стебля называют годичным кольцом?
   А) только древесина Б) древесина и луб
   В) древесина, луб и пробка Г) пробка
4. По каким сосудам перемещаются органические вещества?
А) сосуды древесины Б) сердцевина
В) ситовидные трубки Г) лубяные волокна
5. Назовите часть стебля, из которой путем деления образуются клетки древесины.
   А) кора Б) древесина
   В) камбий Г) сердцевина
6. В какой части стебля откладываются запасные питательные вещества?
А) древесина Б) сердцевина
В) кожица и пробка Г) камбий
5 баллов - 6, 4 балла - 5 – 4, 3 балла - 3, 2 балла - 2
Ф.И. _____________________________ Приложение 2
Лабораторная работа
«Внешнее и внутреннее строение корневища, клубня, луковицы»
Цель: Изучить строение корневища, клубня и луковицы; доказать, что они относятся к побегам.
Оборудование: видоизменения побегов (клубень картофеля, луковица, корневище сансевиерии), препаровальный набор, лупа, раствор йода, пипетка.Ход работы:
I. Строение корневища
1) Рассмотрите корневище сансевиерии. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни, верхушечные и пазушные почки.
2) Соотнесите корневище и рисунок 1.
3) Найдите на рисунке и подпишите:
-60960288925

- узлы,
- междоузлия,
- пазушные почки,
- чешуйчатые листья,
- придаточные корни
Рис 1.
II. Строение клубня
1) Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку. Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.
2) Соотнесите клубень и рисунок 2.
3) Найдите на рисунке 2 соответствия и запишите составные части побега, отмеченные цифрами – 1, 2, 3, 4, 5.
53340152400





рис. 2
4) Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Капните на срез йодом. Объясните, что произошло.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
III. Строение луковицы
1) Рассмотрите внешнее строение луковицы.
2) Разрежьте луковицу вдоль. Пользуясь лупой, рассмотрите, её строение. Сравните увиденное с рисунком 3, сопоставьте обозначения и названия частей луковицы.
- почка
3263902540- видоизмененный стебель – донце
- придаточные корни
- видоизмененные листья –
мясистые сочные чешуи
- видоизмененные листья –
наружные сухие чешуи
Рис. 3.
Вывод: Докажите, что клубень, луковица, корневище – видоизмененные подземные побеги.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

Приложение 3
Карта самооценки учащегося ____________________________________________
На уроке я выполнил задания: Критерий Баллы
1 Тест «Стебель»
- все ответы правильные
- 5 - 4 правильных ответа
- 3 правильных ответа
- 2 правильных ответа 5
4
3
2
2 Лабораторная работа «Видоизменения побега»
- выполнил все задания в паре
- выполнил все задания самостоятельно
- выполнил все задания, но с помощью учителя
- выполнил два задания
- выполнил одно задание
- не сделал /не смог выполнить ни одного задания 10
9
8
6
3
0
3 Отвечал устно каждый правильный ответ 1
Оценка за урок:
«5» - 15 и более баллов, «4» - 14 - 12 баллов, «3» - 11 – 9 баллов, «2» - 8 и менее