Технологическая карта урока по биологии на тему Видоизменения подземных побегов 6 класс

Технологическая карта урока биологии учителя биологии Кирюшиной Н.В.
МБОУ ООШ п. Амгунь Солнечного района Хабаровского края
Предмет
Биология

Класс
6

Тип урока
Урок открытия нового знания

Тема
Видоизменения подземных побегов

Цель
создать условия для ознакомления учащихся с видоизмененными подземными побегами

Основные термины и понятия
Корневище, клубень, луковица, видоизмененные побеги


Планируемый результат

Предметные умения
Личностные
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

В познавательной сфере:
давать определение изученных понятий:
корневище, клубень, луковица, видоизменения подземных побегов.
Выявлять отличительные признаки корневища, луковицы, клубня.
Приводить примеры растений.
Находить: общие признаки корневища, луковицы, клубня, доказывающие, что это видоизменения побега.
Обосновывать: народохозяйственное значение растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о видоизменениях побега.
В ценностно-ориентационной сфере:
формирование отношения к растениям как основе жизни.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
выделение лекарственных растений



Метапредметные
Регулятивные УУД:
Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении опыта в рамках предложенных условий.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).



Познавательные УУД:
Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
Давать определение понятиям, обобщать понятия.
Осуществлять сравнение и классификацию.
Строить логические рассуждения. устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Использовать знаково-символические средства для решения задач.


Коммуникативные УУД:
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами.
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
использовать информационные ресурсы для поиска информации о подземных побегах;
проявлять исследовательскую деятельность.


Организация пространства

Формы работы
Ресурсы

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Для учителя: 1. учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Литература: книга для чтения, энциклопедии, справочники, проектор, презентация.
Для учащихся:
1.Клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище
2. лупа, скальпель, пипетки, спиртовой раствор йода
3. Учебник, рабочая тетрадь-практикум, раздаточный материал, ноутбуки

Технология изучения

Этапы урока
Формируемые умения (УУД)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I
Этап мотивации к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой, Мотивирует учащихся через эпиграф к началу урока.
(слайд1) Крупнейший представитель Высокого возрождения, «универсальный человек» Леонардо да Винчи отметил, что «знания не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок», как вы понимаете значение этих слов?
С каким словом ассоциируется слово опыт
Из этого следует, у нас урок .
Управляют поведением и деятельностью.
Взаимодействуют с учителем и сверстниками.

Предполагают, отвечают на вопросы:
-эксперимент, наблюдение, исследование
- исследование.

II
Актуализация опорных знаний





Цель подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Допуском к исследованию является блиц-опрос.
- Что такое корень?
-  Какое значение  он играет в жизни растения? 
-  Какие типы корневых систем вам известны? 
-  Что такое побег?
-  Какое значение он играет в жизни растения?
- Какие существенные отличия имеются в строении этих органов растения?
Молодцы! Вы замечательно справились с заданиями, к исследованию допущены все.




Отвечают на вопросы, воспринимая информацию на слух.









III
Выявление места и причины затруднения
Цель - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
Метапредметные (УУД):
Познавательные: Выдвигая цели, делают умозаключения.
Регулятивные: Контроль за ответами сверстников.
Коммуникативные: Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение.
Личностные: Воспитание культуры поведения на уроке.
Внимание! черный ящик. (под музыку вносят черный ящик)
Задание. Здесь расположен орган растения, в котором содержится до 90% крахмала, есть белок, витамины А, В, С, минеральные вещества. Из него получают спирт, патоку для нужд промышленности. В Европу это растение было завезено в 1565 году и выращивалось вначале как декоративное. В России люди отказывались сажать это растение из-за частых отравлений, так как не знали, какую его часть употребляют в пищу. В Россию растение завезено Петром 1. В настоящее время оно стало вторым хлебом.
Но в черном ящике помимо картофеля находятся еще корневище ириса, луковица. Почему?
Назовите одним словом данные объекты, выполнив задание на слайде. (побег) На слайде 2 обгеп


Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения.






побег

IV
Построение проекта выхода из затруднения
Цель - построение проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Предметные: Выявляют сходство в строении подземных видоизмененных побегах, а также их различие;
развить понятие о разнообразии и приспособленности растений;
познакомить учащихся с раннецветущими луковичными и корневищными растениями;
народнохозяйственное значение растений с подземными побегами(картофель, лук, чеснок, топинамбур);
Личностные: Формирование отношения к растениям как основе жизни.
Метапредметные: (УУД)
Регулятивные: Оценивают объективные трудности
Познавательные: Обсуждают, структурируют, устанавливают причинно следственные связи
Коммуникативные: Высказывают и отстаивают свою точу зрения, принимают чужую, оппонируют собеседнику
Но какие-то необычные эти побеги! И растут они под землёй, да и на побеги они совсем не похожи Наверное, они видоизменённые.
(слайд 3)Ребята, запишите дату и тему урока-исследования в инструктивную карту: «Видоизменения подземных побегов».
Итак, давайте определимся с целью урока (слайд 4)
А сейчас мы должны выделить основные этапы исследования:
1.Проблема
2.Гипотеза
3.Составить план исследования
4.Провести исследование (само открытие)
5.Вывод (оформление открытия)
Первое, что мы должны сделать - выявить проблему. Выдвинуть гипотезу
Ребята, изучите инструктаж по ТБ при работе с лабораторным оборудованием, поставьте подпись и дату проведения инструктажа (выдаются карточки с ТБ каждому учащемуся).
Для плодотворной работы мы должны активизировать мозговую деятельность. Физминутка.


.





Определяют тему и цель урока.



Выделяют основные этапы исследования.
Аргументируют свою точку зрения,




Группы обсуждают проблему и выдвигают гипотезу, составляют план.


V
Реализация построенного проекта
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Для выполнения исследования откройте тетрадь-практикум на стр. 36-37, в котором дан подробный алгоритм по выполнению работы.
Где будете искать помощь, если возникло затруднение при выполнении заданий?...
Приступая к исследованию, вы должны соблюдать правила работы в группах Желаю удачи. Можете приступать к работе.

Выстраивают причинно-следственные связи.

учебник, интернет ресурсы, учитель, дополнительная информация
Самостоятельно контролируют собственное время и учатся управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе.
Повторяют правила работы в группах.

VI
Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное
В результате проведенной работы, к каким вы пришли выводам? (Выводы) (слайд 5).
Какую гипотезу мы выдвинули в начале урока? Подтвердили или опровергли гипотезу? ГИПОТЕЗА если клубень картофеля, луковица, корневище являются видоизмененными побегами, то мы обнаружим составные части побега: стебель, почки и листья
Клубень картофеля, луковица, корневище - видоизмененные подземные побеги, так как они имеют видоизмененный стебель, листья и почки.
Почему они видоизменились? Назовите их функции.
- запасание питательных веществ: крахмала, сахара и др.;
- вегетативного размножения.
Какова роль видоизмененных побегов в жизни человека? Расскажите о разнообразии видоизмененных побегов?
(слайд 6-18)
Вывод делает каждая группа по проделанной работе.








Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их.
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

VII
Рефлексия учебной деятельности
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Метапредметные (УУД):
Регулятивные: Осуществляют итоговый контроль
Коммуникативные:
Приходят к общему мнению в совместной деятельности
В начале урока мы познакомились с высказыванием Леонардо да Винчи «Знания не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок», в результате проведенного исследования мы доказали что знания нужно проверять опытом? (слайд19)
Предлагает составить синквейн по ключевым терминам урока: «Клубень», «Луковица» и «Корневище»
Обсуждение по желанию.
Работа с листом самооценки

.

Обсуждают эпиграф урока, делают выводы.


Составляют синквейн по одному из терминов.
Заполняют лист самооценки

VIII
Домашнее задание

Творческое Д/З на выбор по теме: «Видоизменения подземных побегов» Составить тематический кроссворд, загадку, презентацию или мини-реферат (слайд 20)





Выставление оценок за урок







іђ Заголовок 315